Уязвимые лидеры и амбициозные челленджеры
В ближайшие годы естественными ограничителями для инвестиций в
регионы-лидеры станут насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции,
ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов, а также цены на газ
Владимир Духненко, Оксана Дуброва, Адип Хисамов
Результаты исследования "Эксперта" позволили
сформировать пять региональных групп (рис. 7 и 8), каждая из которых имеет свои
особенности. У регионов-лидеров (Киев и Донецкая область) - большие внутренние
резервы, высокие инвестиционный потенциал и запас прочности от воздействующих
на них рисков, они обладают необходимыми ресурсами для устойчивого развития.
Несмотря на повышенный уровень риска, в ближайшее время их инвестиционное
будущее существенно не изменится. Единственными ограничениями по привлечению
инвестиций в ближайшие годы могут стать насыщенность рынка, высокий уровень
конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов.
Недавние лидеры (Днепропетровская, Запорожская и Луганская
области) по уровню инвестиционного потенциала спустились на одну ступеньку вниз
и образовали группу повышенного риска, которую мы назвали регионы-сублидеры.
Особенность этой группы - как возможность подняться к лидерам, так и
вероятность спуститься к аутсайдерам. Эти области имеют повышенный уровень
социально-демографического и финансового риска. Здесь - одна из самых плохих в
стране экологическая обстановка и нестабильная криминогенная ситуация. Если
местные власти предпримут меры против распространения негативных тенденций, то у Днепропетровской и Запорожской
областей есть все шансы вернуться в когорту лидеров. У Луганской области больше
вероятность опуститься на ступеньку вниз.
Инвестиционные вливания в эти области, как и прежде, будут
высокими, поскольку они обладают хорошей природно-сырьевой базой и
высокоразвитой индустриальной структурой. Судьба регионов-лидеров и
претендентов в эту группу в значительной степени будет зависеть от уровня цен
на газ, поскольку украинская индустрия является одной из самых энергоемких в
мире. Повышенный уровень инвестиционного риска заставит бизнесменов
диверсифицировать инвестиции и искать новых субъектов для вложений в регионах с
меньшим уровнем риска.
Базисные регионы (Автономная Республика Крым,
Севастополь, Харьковская, Одесская, Николаевская, Львовская, Черкасская,
Киевская, Полтавская и Ровенская области) представляют собой основу, на которой
строится экономический фундамент страны. По нашим оценкам, именно здесь
формируется новая плеяда инвестиционно
привлекательных регионов. Усиление группы произошло за счет
перехода в нее экс-лидеров - базовых и промышленно
развитых Харьковской и Одесской областей. Из состава регионов-челленджеров
в эту группу перебралась Черкасская область, а Ровенская находится на грани
вылета. У этой группы средние по стране уровень инвестиционного потенциала и
уровень риска, что в ближайшее время вызовет к ней повышенный интерес
инвесторов.
В состав регионов-челленджеров входят
две группы. На первый взгляд, мало похожие. С одной
стороны - это амбициозные и продолжающие демонстрировать стабильный рост в промышленности и сельском хозяйстве
аграрно-индустриальные Винницкая, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская,
Тернопольская и Черновицкая области. С другой -
переместившиеся из группы базисных регионов Сумская, Херсонская, Житомирская,
Черниговская и Кировоградская области, уставшие от непосильной ноши в виде
неподъемной, технологически отсталой, изношенной и разграбленной производственной
базы. При сохранении темпов экономического развития уже по итогам 2005
года состав этой группы может претерпеть изменения: готовы к переходу в
базисную региональную группу Винницкая, Волынская, Закарпатская и Ивано-Франковская области.
По нашему мнению, регионы-челленджеры недооценены потенциальными инвесторами. Это накладывает на
местные органы власти ответственность за разработку и презентацию
инвестиционных проектов регионального уровня, поиск инвесторов, развитие
инфраструктуры, создание необходимых рыночных институтов. Эти области имеют
хороший инвестиционный потенциал, однако без ощутимой помощи центра им не
обойтись.
К регионам-аутсайдерам мы отнесли лишь Хмельницкую область. При
умеренном потенциале она имеет высокие риски, среди которых - экономический,
финансовый и социально-демографический. Работа власти по их сокращению, а также
увеличению доли услуг в структуре экономики позволит Хмельницкой области
улучшить свои показатели и присоединиться к группе регионов-челленджеров.