Уязвимые лидеры и амбициозные челленджеры

 

 

В ближайшие годы естественными ограничителями для инвестиций в регионы-лидеры станут насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов, а также цены на газ

 

Владимир Духненко, Оксана Дуброва, Адип Хисамов

 

Результаты исследования "Эксперта" позволили сформировать пять региональных групп (рис. 7 и 8), каждая из которых имеет свои особенности. У регионов-лидеров (Киев и Донецкая область) - большие внутренние резервы, высокие инвестиционный потенциал и запас прочности от воздействующих на них рисков, они обладают необходимыми ресурсами для устойчивого развития. Несмотря на повышенный уровень риска, в ближайшее время их инвестиционное будущее существенно не изменится. Единственными ограничениями по привлечению инвестиций в ближайшие годы могут стать насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов.

Недавние лидеры (Днепропетровская, Запорожская и Луганская области) по уровню инвестиционного потенциала спустились на одну ступеньку вниз и образовали группу повышенного риска, которую мы назвали регионы-сублидеры. Особенность этой группы - как возможность подняться к лидерам, так и вероятность спуститься к аутсайдерам. Эти области имеют повышенный уровень социально-демографического и финансового риска. Здесь - одна из самых плохих в стране экологическая обстановка и нестабильная криминогенная ситуация. Если местные власти предпримут меры против распространения негативных тенденций, то у Днепропетровской и Запорожской областей есть все шансы вернуться в когорту лидеров. У Луганской области больше вероятность опуститься на ступеньку вниз.

Инвестиционные вливания в эти области, как и прежде, будут высокими, поскольку они обладают хорошей природно-сырьевой базой и высокоразвитой индустриальной структурой. Судьба регионов-лидеров и претендентов в эту группу в значительной степени будет зависеть от уровня цен на газ, поскольку украинская индустрия является одной из самых энергоемких в мире. Повышенный уровень инвестиционного риска заставит бизнесменов диверсифицировать инвестиции и искать новых субъектов для вложений в регионах с меньшим уровнем риска.

Базисные регионы (Автономная Республика Крым, Севастополь, Харьковская, Одесская, Николаевская, Львовская, Черкасская, Киевская, Полтавская и Ровенская области) представляют собой основу, на которой строится экономический фундамент страны. По нашим оценкам, именно здесь формируется новая плеяда инвестиционно привлекательных регионов. Усиление группы произошло за счет перехода в нее экс-лидеров - базовых и промышленно развитых Харьковской и Одесской областей. Из состава регионов-челленджеров в эту группу перебралась Черкасская область, а Ровенская находится на грани вылета. У этой группы средние по стране уровень инвестиционного потенциала и уровень риска, что в ближайшее время вызовет к ней повышенный интерес инвесторов.

В состав регионов-челленджеров входят две группы. На первый взгляд, мало похожие. С одной стороны - это амбициозные и продолжающие демонстрировать стабильный рост в промышленности и сельском хозяйстве аграрно-индустриальные Винницкая, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Тернопольская и Черновицкая области. С другой - переместившиеся из группы базисных регионов Сумская, Херсонская, Житомирская, Черниговская и Кировоградская области, уставшие от непосильной ноши в виде неподъемной, технологически отсталой, изношенной и разграбленной производственной базы. При сохранении темпов экономического развития уже по итогам 2005 года состав этой группы может претерпеть изменения: готовы к переходу в базисную региональную группу Винницкая, Волынская, Закарпатская и Ивано-Франковская области.

По нашему мнению, регионы-челленджеры недооценены потенциальными инвесторами. Это накладывает на местные органы власти ответственность за разработку и презентацию инвестиционных проектов регионального уровня, поиск инвесторов, развитие инфраструктуры, создание необходимых рыночных институтов. Эти области имеют хороший инвестиционный потенциал, однако без ощутимой помощи центра им не обойтись.

К регионам-аутсайдерам мы отнесли лишь Хмельницкую область. При умеренном потенциале она имеет высокие риски, среди которых - экономический, финансовый и социально-демографический. Работа власти по их сокращению, а также увеличению доли услуг в структуре экономики позволит Хмельницкой области улучшить свои показатели и присоединиться к группе регионов-челленджеров.