Волна
экстенсивного роста подходит к концу. Нужны новые источники инвестиций
Виталий Коваленко
Несмотря
на периодическое улучшение инвестиционных рейтингов Украины, присваиваемых
международными рейтинговыми агентствами, в 2005 году сократились темпы роста
инвестиций в нашу страну. Это стало одной из ключевых причин резкого замедления
темпов экономического роста. Во-первых, валовое накопление основного капитала
составляет примерно пятую часть валового внутреннего продукта страны. Во-вторых,
повышенная инвестиционная активность создает дополнительный инвестиционный
спрос, который становится рычагом, запускающим цепную реакцию
мультипликативного эффекта в экономике.
Главная
причина инвестиционного ступора в том, что в стране исчерпаны резервы для
дальнейшего экстенсивного роста экономики, который после кризиса 90-х в
основном носил восстановительный характер. Предпосылки для такого характера
роста были заложены еще первой волной реформ: приватизацией, либерализацией цен
и открытием рынка. Это позволило не только привлечь зарубежный капитал, но и
сформировать класс крупных отечественных собственников - наиболее успешные из
них создали финансово-промышленные группы (ФПГ), которые стали активными
инвесторами. Сейчас многие рынки уже полностью разделены, и барьеры для входа
на них новых инвесторов непомерно высоки. В Украине вряд ли найдется место для
третьего-четвертого оператора мобильной связи, так же охватывающего рынок, как
и первые два. Или пятой-шестой табачной компании, столь же успешной, как и
первые четыре. Или еще одного мощного производителя пива…
Для
ориентированных на экспорт отраслей (которые были локомотивами экономического роста) развитие ограничено не столько спросом внешних
рынков, сколько величиной средств, необходимых для обновления основных фондов.
Это же касается инфраструктуры - затраты велики, а срок окупаемости вложений
длительный. Значит, поиск новых источников инвестиций становится как никогда
актуальным.
Эйфория
опасна
Главная
проблема первой волны реформ была в том, что они состояли из отдельных
инструментальных подходов и стали реакцией на шоковый переход к рыночным
условиям хозяйствования. В результате они не стали составной частью всеобщего
реформирования страны, которое должно было бы включать в себя жизненно важные
составляющие (налоговую, судебную, бюджетную реформы, местного самоуправления и
другие). Помимо нормы прибыли инвесторам не менее важны благоприятные и
стабильные правила игры.
Кроме
внутренних причин большую роль в сокращении прироста инвестиций сыграли внешние
факторы. Поскольку украинская экономика является открытой (соотношение внешняя
торговля/ВВП в последние годы превышает 100%), то вполне естественно, что
украинский экспорт с некоторым лагом (примерно квартал) чувствительно реагирует
на изменение мирового спроса. Колебания в темпах экспорта почти сразу
отражаются на динамике ВВП и внутренних инвестиций (рис. 1). Причем экспорт и
инвестиции связаны наиболее тесно, что подтверждает мысль о концентрации
инвестиционного потенциала в экспортоориентированных
отраслях.
При этом
общая динамика притока прямых инвестиций на развивающиеся рынки, к которым
относят и Украину, остается прекрасной. В 2004 году этот показатель достиг
своего максимума (250 млрд
долларов), портфельные инвестиции в развивающиеся рынки тоже были максимальными
(170 млрд долларов). Судя по всему, показатели 2005
года будут еще выше. Динамика прямых иностранных инвестиций на развивающихся
рынках и в Украине в последние годы совпадает (рис. 2, 3).
Инвестиционный
бум в восточноевропейском регионе стал первопричиной высокой оценки
инвестиционного потенциала Украины. В 2005 году в нашу страну влились
крупнейшие за всю историю инвестиции: за 4,8 млрд долларов продан крупнейший металлургический
комбинат "Криворожсталь", за миллиард с
небольшим - второй по величине банк "Аваль". Ожидается приход еще
ряда инвесторов.
Эти
крупные продажи могут привести к восприятию Украины как рынка, за вход на
который инвесторы готовы переплачивать. Однако это не так. В стратегических
планах и европейских банковских конгломератов, и крупнейших металлургических
производителей, и многих других глобальных инвесторов наша страна
рассматривается как одна из ряда схожих с ней экономик, таких как Россия,
Румыния, Турция и, до определенной степени, Казахстан. Все они схожи в том, что
имеют относительно развитую промышленность, достаточный для обеспечения
внутреннего спроса рынок и географическую близость к Западной Европе. В
Европейском союзе эти страны воспринимают как экономическую периферию.
Несмотря
на постоянные публичные акции по привлечению внешних инвесторов, по-прежнему
абсолютно неразвитой остается инфраструктура поддержки инвестиций, как
иностранных, так и отечественных. Созданное пять месяцев назад Государственное
агентство Украины по инвестициям и инновациям пока никак себя не проявило.
Незадействованными остаются множество резервов по привлечению инвестиций.
Например, среди стран - основных инвесторов в Украину полдюжины относятся к
ведущим мировым экспортерам капитала (табл. 1). Однако они обеспечивают всего
до трети экспорта капитала в мире. А инвестиции из азиатских стран, таких как
Япония, Китай, Саудовская Аравия, Сингапур и Тайвань (это еще одна треть
мирового капитала), в Украине представлены слабо.
Кроме
того, Украина умудрилась отбить охоту и у традиционных инвесторов. Бездарное,
без разбору, закрытие всех свободных (специальных) экономических зон и
территорий приоритетного развития оттолкнуло ряд польских инвесторов. Чистый
приток (баланс) прямых инвестиций из Германии, традиционно одного из ведущих
наших инвесторов, стал в первой половине этого года отрицательным.
Нужна
вторая волна
К
сожалению, деньги, вырученные от продажи "Криворожстали",
пойдут на текущие, тактические цели, под которые искусственно раздувается
бюджетный дефицит. Однако стоит вспомнить, что именно нехватка средств всегда выдвигалась в качестве довода торможения реформ,
особенно денежных и важных для инвестора, таких как налоговая или судебная.
Последней пала связка административно-территориальной реформы и реформы
местного самоуправления, затраты на которые оценивались не менее чем в 10 млрд гривен. А ведь сильное
самоуправление позволило бы местным властям эффективнее использовать такие
инструменты стимулирования инвестиций, как создание еврорегионов,
региональных и межрегиональных отраслевых кластеров. При нынешней системе
межбюджетных трансфертов на местах нередко возникает желание как можно сильнее
"доить" инвесторов неформальными поборами, поскольку значительная
часть налоговых поступлений таких инвесторов теряется в сусеках центрального
бюджета.
В итоге
бюджет половины областей страны полностью зависит от перечислений из Киева,
поскольку доля трансфертов в суммарных расходах местных бюджетов составляет
40-70% (рис. 6). Такая межбюджетная политика, когда инвестиционно
привлекательные регионы получают значительно меньше трансфертов, чем другие,
порождает дискуссии "кто кого содержит". Следовательно, регионы
должны получить больше ответственности и полномочий, чтобы выровнять
разительные диспропорции по уровню жизни между крупными городами и другими
населенными пунктами. У регионов должно быть больше местных налогов и сборов,
варьируя ставки которых можно было бы привлекать инвесторов. Отчасти это
помогло бы заменить свободные экономзоны.
Потребность
во второй волне реформ и ее увязке с проблемой привлечения инвестиций будет
стимулироваться и внешним фактором - принятием правил ВТО. Участие в этой
организации изменит инвестиционный ландшафт страны.
Скорее всего, инвестиционная привлекательность отдельных отраслей, работающих
на внутренний рынок, снизится, а экспортоориентированных
и обслуживающих экспорт возрастет.
При
огромных потребностях в инвестициях внутри страны и, в первую очередь, в
депрессивных регионах отечественные финансово-промышленные группы становятся
экспортерами капитала, а значит, видят для себя более благоприятные рынки, чем внутренний. Украинские ФПГ вкладывают большие суммы в
продвижение своих брендов и знакомство с
потребителями. В ведущих деловых западных изданиях можно встретить рекламу
крупных украинских корпораций, но только не Украины или какой-либо из ее
областей. Мировая практика рекламы стран и их регионов среди инвесторов давно
сложилась, и при грамотном проведении кампаний дает неплохие результаты.