Новости ДедалИнфо

Размер текста
30.05.2005

В Москве состоялась конференция страховых брокеров

Ассоциацией профессиональных страховых брокеров и консультантов России 28-29 апреля 2005г. была проведена конференция страховых посредников. На данной конференции выступил директор Федерации страховых посредников Украины Иншаков Сергей Валерьевич. Текст выступления прилагается.
 
Тезисы выступления директора Федерации страховых посредников Украины Иншакова С.В.
 
 
Уважаемые коллеги!
 
В настоящее время в Украине осуществляются мероприятия по усовершенствованию правового поля для рынка страхования и вводятся новые виды обязательного страхования, то есть  можно прогнозировать дальнейший рост количества страховых операций и постепенное повышение культуры страхования. В развитых странах ключевую роль в механизме предоставления страховых услуг традиционно играют страховые агенты и брокеры. Институт страхового посредничества в Украине является новым и не очень распространенным. Однако, безусловно, создание эффективной системы страховых посредников является важным вопросом для распространения страховых продуктов и восстановления доверия населения к страхованию. 
Эффективная продажа страховых продуктов является одним из ключевых задач страховой отрасли. Вопрос о том, как продаются страховки, имеет центральное значение для формирования надлежащих отношений между страховыми компаниями и клиентами, а также для имиджа страховой сферы в целом. В данном случае я хочу сказать о проблемных вопросах взаимодействия украинских брокеров со страховщиками и перестраховщиками.
В Украине деятельность брокеров регулируется Законом «О страховании» и постановлением Кабинета Министров  1996 года «О порядке осуществления деятельности страховыми посредниками», которые сегодня не отвечают реальным требованиям рынка в связи с рядом ограничений на деятельность брокеров. Заключается это в следующем:
 
·                    страховой брокер может заключать договора страхования с одним страховщиком на сумму страховых платежей, которые не превышают 35% общей суммы страховых платежей по всем договорам страхования, заключенным этим брокером на протяжении года.
·                    с  целью обеспечения ликвидности операций страхового брокера размер полученных им страховых платежей на протяжении каждого квартала не должен превышать размер уплаченного уставного фонда страхового брокера. 
 
В ходе работы Федерации страховых посредников Украины (ФСПУ) достигнута договоренность с Госфинуслугами о внесении изменений в действующую редакцию вышеуказанного Постановления Кабинета Министров Украины (КМУ), где требования относительно уставного фонда и 35% размещения рисков у  одного страховщика устраняются. На данный момент это документ находится на утверждении в КМУ.
Однако Регулятор помимо положительных моментов для института брокеров, к сожалению, проводит политику по ограничению их деятельности, путем запрета получать вознаграждение от страховых компаний, основываясь на позиции, что в случае оплаты услуг брокера страховой компанией он будет размещать риски в той компании, которая будет платить более высокие комиссионные. Так же ссылаясь на Закон «О страховании», где определено, что «Страховые брокеры - … осуществляют за вознаграждение посредническую деятельность в страховании от своего имени на основании брокерского договора с лицом, которое имеет необходимость в страховании как страхователь». При этом в ходе проведения проверок брокеров работники Госфинуслуг  фиксируют в актах как нарушение получение вознаграждений брокерами от страховщиков, выписывая предписания на штрафы.
С такой позицией Госфинуслуг Федерация не согласна поскольку это ущемляет права брокера как равноправного участника рыночных отношений, и помимо мероприятий в Украине по изменению позиции Госфинуслуг, мы обратились в Европейскую ассоциацию брокеров (ВIPAR), участником которой является Федерация, за помощью в решении этого очень важного вопроса, поскольку в Евросоюзе общепринятая практика получения вознаграждения от страховых компаний.
Относительно взаимодействия перестраховых брокеров с перестраховщиками в Украине имеют место проблемные вопросы по налогообложению, которые заключаются в следующем. Согласно принятого 01.07.2004г. Закона «О внесении изменений в закон «О налогообложении прибыли предприятий» ст.13 п.13.6:
 
«Страховщики, которые осуществляют выплаты в соответствии с договорами страхования или перестрахования рисков (в том числе страхования жизни) в пользу нерезидентов, обязаны облагать налогом суммы такого страхования или перестрахования таким образом:
 
 при заключении договоров страхования или перестрахования риска  непосредственно со страховщиками и перестраховщиками-нерезидентами (за исключением заключения договоров по перестрахованию при посредничестве страховых брокеров), рейтинг финансовой надежности которых соответствует требованиям, установленным центральным органом исполнительной власти по регулированию рынков финансовых услуг, - по ставке 0 процентов;
 
в других случаях – по ставке 3 процента от суммы таких выплат за  собственный счет в момент осуществления перечисления таких выплат». 
     
То есть, чтобы ставка налога составляла 0% необходимо придерживаться одновременно двух требований:
 
1.                  Заключение договоров перестрахования рисков с перестраховщиками-нерезидентами, рейтинг финансовой надежности которых соответствует требованиям, установленным Госфинуслугами;
2.                  Заключение договоров не при посредничестве перестраховых брокеров.
 
Если эти требования не выполняются, налогообложение осуществляется по ставке 3% от суммы выплат в пользу нерезидента за собственный счет в момент осуществления перечисления таких выплат.
По данной проблеме у Федерации и Госфинуслуг общее мнение. Указанная норма в законодательстве может привести к краху на украинском рынке посреднических услуг в сфере перестрахования, особенно это касается небольших компаний. В настоящее время Федерацией совместно с Госфинуслугами направлено обращение в профильный комитет Верховной Рады с целью внесения изменений в действующий Закон «О налогообложении прибыли предприятий», где изложены аргументы с экономической точки зрения о нецелесообразности применения  вышеуказанного ограничения деятельности перестраховых брокеров.
 
            На протяжении 2004-2005 годов Госфинуслугами при активном участии Федерации были разработаны «Положение о деятельности страховых посредников», Положение о порядке регистрации страховых (перестраховых) брокеров, и ведения государственного реестра страховых (перестраховых) брокеров», «Положение о порядке составления отчетных данных страховых и перестраховых брокеров». В ходе возникновения проблемных вопросов или при разработке Госфинуслугами положений, имеющих отношение к деятельности посредников, внесения изменений в нормативно-правовые документы Федерация активно проводит семинары, круглые столы с приглашением представителей Госфинуслуг, средств массовой информации. Так же принимает участие в различных международных форумах (ежегодный Международный Ялтинский форум участников страхового рынка) и конференциях (BIPAR, Международная Карпатская страховая конференция).
На сегодняшний день Федерация совместно с Госфинуслугами активно проводит роботу по разработке концепции развития страхового и перестрахового посредничества до 2010 года, адаптации законодательной базы под стандарты Евросоюза.
 

Обзор DEDALINFO