V Международный Ялтинский форум участников страхового рынка

Размер текста
12.10.2005

Практика ядерного страхования в Украине

Круглый стол "Страхование ядерных рисков".

Захаров Владимир Георгиевич
Генеральный директор объединения
«Ядерный страховой пул»
Украина, Киев

Ядерное страхование является исключительно актуальным для Украины как крупной ядерной державы, сфера использования ядерной энергии в которой представлена 15 действующими энергоблоками, остановленной Чернобыльской АЭС, которая продолжает оставаться ядерно-опасным объектом, двумя исследовательскими реакторами и объектом “Укрытие”, урановой промышленностью, широким использованием источников ионизирующего излучения в различных отраслях экономики и большими количествами радиоактивных отходов и объектов обращения с ними.
История атомной энергетики Украины начинается с 1977г., когда был введен в эксплуатацию 1-й блок Чернобыльской АЭС.

В настоящее время работают 15 энергоблоков установленной мощностью ~ 14 000 Мвт.

По количеству реакторов и по их суммарной мощности Украина 3-я в Европе.

До 2030г. Украина намерена построить еще 11 энергоблоков.

В 1996г. Украина присоединилась к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб в редакции 1963 г.
В декабре 2001г. парламент Украины принял Закон Украины “О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении”, который включил страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб в число обязательных видов страхования.
 В июне 2003г. Кабинет Министров Украины принял постановление “Об обязательном страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб”. В том числе этим постановлением правительство утвердило “Положение об Ядерном страховом пуле”, так как Законом Украины “О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении” предусмотрено, что страховые компании, получившие лицензию на проведение обязательного страхования гражданской ответственности оператора ядерной установки за ядерный ущерб, обязаны создать ядерный страховой пул (ЯСП).

В соответствии с этим Положением и другими нормативными документами 19 сентября 2003г. был создан Ядерный страховой пул Украины.
Изначально украинское законодательство было ориентировано на включение в международную систему национальных ЯСП.

В частности, п.5 статьи 8 Закона Украины “О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении” устанавливает, что страховщик, который проводит обязательное страхование гражданской ответственности оператора ядерной установки за ядерный ущерб, обязан быть членом ЯСП, я статья 9 предусматривает, что страховщики могут заключать договоры перестрахования этого риска со страховщиками – нерезидентами только при условии членства этих страховщиков – нерезидентов в соответствующих иностранных ядерных страховых пулах.

Пулы и мировая пулинговая система – это реальный факт, это практика, сложившаяся за 50 лет работы пулов. Более350 реакторных установок в мире страхуется пулами, работающими по “Стандартным правилам” и другим согласованным процедурам. Пулинговая система является абсолютным монополистом в страховании и перестраховании гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Причем государства сознательно идут на эту монополизацию, исходя из необходимости решить главную задачу – это обеспечить финансовую надежность страхования этого риска, понимая, что социальные, экономические и политические последствия ядерного ущерба трудно переоценить.

Практика работы нашего пула также показала, что, по крайней мере, в сегодняшних условиях мы можем обеспечить качественное страхование и перестрахование риска гражданской ответственности за ядерный ущерб только в рамках мировой пулинговой системы. Крайне важно, что это позволяет украинским страховщикам цивилизовано вписаться в мировую пулинговую систему, выйти на практические контакты с ведущими страховыми компаниями мира, а Украине, как крупной ядерной державе, достойно выполнять свои международные обязательства и развивать ядерное страхование в русле современных международных тенденций.

При этом у страховых компаний остается много возможностей для конкуренции. И монополизация страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб никоим образом не может повредить конкурентному развитию страхового рынка. Более того, среди бурного конкурентного страхового моря полезно иметь такие островки сотрудничества, какими являются, должны быть ядерные страховые пулы.

Важно, чтобы и субъекты страхования и широкая общественность осознали, а главное, на практике сумели увидеть, что ядерное страхование-это часть  культуры эксплуатации АЭС, часть системы качества АЭС ,и что ЯСП- это еще один субъект, крайне заинтересованный в безопасности эксплуатации АЭС.

В целом, в  отношении страхователя основная проблема заключается в организации эффективного взаимодействия, основанного на  взаимопонимании   и взаимном уважении сторон, на всех этапах заключения и  исполнения договора страхования.

Особую тревогу страхователя должно вызывать отсутствие в настоящее время программы урегулирования убытков, которая предусматривала бы порядок и подробные   процедуры возмещения ущерба.

Договор страхования с НАЭК “Энергоатом” – оператором 15 действующих ядерных энергоблоков впервые был   подписан 27.04.04 г. на страховую сумму 50 млн. СПЗ. Одновременно было подписано дополнительное соглашение о поэтапном выходе на общую страховую сумму в 150 млн. СПЗ.

На очередной страховой период, который начался с 22.06.2005г.., сохраняется страховая сумма в 50 млн. СПЗ, хотя была проведена вся необходимая подготовка к 150 млн. СПЗ.

Несмотря на то, что страховая сумма пока не увеличилась, общее собрание пула решило перераспределить перестраховочный лимит ответственности с тем, чтобы мы могли более полноценно включиться в работу мировой пулинговой системы и чтобы привлечь к перестрахованию другие Национальные ядерные страховые пулы, кроме Российского ядерного страхового пула, с которым мы работали до сих пор.

В отношении перестраховщиков удалось добиться определенного прорыва и выйти на реальное перестрахование  гражданской ответственности НАЭК Энергоатом  11 Национальными ядерными страховыми  пулами - Американским, Британским, Китайским, Немецким, Словацким, Словенским, Французским, Хорватским, Чешским, Швейцарским и Японским пулами.

Функционерами различного уровня активно поднимается вопрос о том, что относительно небольшие размеры ответственности, которую могут взять на себя украинские страховщики, приводит к уходу наших денег за рубеж. При этом «забывается», что, например, в авиационном страховании перестраховываются существенно большие суммы, и это воспринимается как нормальная общепринятая в мире практика.
Начало практической работы  в рамках мировой пулинговой  системы предполагает выполнение  украинским ЯСП норм, правил и стандартов, которых придерживаются НЯСП. И здесь мы имеем серьезные противоречия, проблемы.

В их числе требование украинского законодательства об отсутствии  ограничений во времени для исков по ядерному ущербу для жизни и здоровья.

Статья 76 Закона Украины ”Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности” предусматривает право  обращения  с иском о возмещении ядерного ущерба жизни и здоровью без ограничения времени после причинения ущерба.

Эта норма была автоматически перенесена на страхование.

Но вышеуказанная статья 76 только устанавливает срок, в течение которого истец может обратиться  с иском о возмещении ущерба, но не определяет того, кто в течение этого срока обязан возмещать ущерб: государство, оператор, лицо, выдавшее оператору финансовую  гарантию, в частности, страховщик, или другое финансовое учреждение.

Более того, страховщик отвечает только в пределах страховой суммы и после ее выплаты не несет никакой ответственности за возмещение ядерного ущерба. А статья 76  Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» продолжает действовать, причем в части жизни и здоровья – бессрочно.

То есть использование этой нормы закона действующими нормативно-правовыми актами в принципе не урегулировано.

В то же время страховая практика такова, что страховщики и перестраховщики выполняют свои обязательства по возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью в течение 10 лет с момента ядерного инцидента, а потом эти обязательства берет на себя, как правило, государство. Такого подхода строго придерживаются все национальные ядерные страховые пулы, и они не видят возможности делать исключение для Украины.

Опыт работы пула показывает, что нормативная том числе законодательная база ядерного страхования содержит ряд белых пятен, противоречий и ошибок.

Совместно с консалтинговой фирмой “Юрэнергоконсалтинг” нами подготовлены конкретные рекомендации на внесение изменений и дополнений в законодательство Украины и по совершенствованию нормативной базы ядерного страхования и Украине.

Одна из серьезных проблем, над которой пул работает сегодня – это прием в пул.

В соответствии с пунктом 5 Статьи 8  Закона Украины “О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении”   страховщик, который осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности оператора ядерной установки за ядерный ущерб, обязан иметь лицензию на осуществление этого вида страхования в соответствии с законодательством Украины и быть членом ядерного страхового пула.

Условия получения лицензии определены Статьями 38 и 39 Закона Украины “О страховании”, где в явном виде нет требования о членстве в ЯСП как условии получения лицензии на ядерное страхование. Но и по формальным требованиям (так как оба требования содержатся в Законе Украины), и по здравому смыслу рассматривать лицензию в отрыве от членства в пуле, очевидно, неправильно.

В этом смысле следует признать недоработку  (ошибку) всех сторон: и Госкомфинуслуг, и ЯСП, и новых страховщиков, желающих заняться данным видом страхования.

Как минимум, представляется правильным и возможным рассматривать вопрос о приеме в пул до получения лицензии.

Это в какой-то степени урегулирует ту часть проблемы, когда страховая компания платит 30 000 грн. за лицензию, а затем общее собрание членов пула отказывает ей в приеме в ЯСП.

Но при этом не решается главный вопрос: имеют ли право члены пула отказать какой-либо компании в приеме в пул.

В учредительном собрании пула 19 сентября 2003г. приняло участие 17 страховых компаний. Позднее были приняты еще пять  компаний .
Первые четыре компании принимались открытым голосованием, и каждая была принята единогласно.

09.09.2004г. общее собрание членов пула единогласно приняло решение прием в члены ЯСП проводить тайным голосованием. И при первом тайном голосовании 23.12.2004г. из пяти страховых компаний, вступающих в пул и уже имеющих соответствующую лицензию, набрала 75 % голосов только одна – СК “Вексель”.

Какие-либо мотивы для отказа в приеме на собрании озвучены не были.

И по сути проблемным, дискуссионным является один вопрос – является ли законным отказ в приеме на основе получения менее 75 % голосов по результатам тайного голосования, без указания других причин отказа, или, другими словами, имеют ли право члены ЯСП отказать в приеме в пул какому-либо страховщику не только по формализованным показателям (размер уставного фонда, показатели платежеспособности, стаж на рынке и т.п.), а по результатам тайного голосования?

Казалось бы понятно, что если бы дело было только в формализованных показателях, то и голосовать нет необходимости. Если члены пула не могут отказывать в приеме, то и голосование теряет смысл. В большой степени искажается главная цель, задача создания пула – это обеспечить финансовую надежность страхования ядерных рисков.

Активно используется тезис о необходимости “распахнуть двери ЯСП настежь”, чтобы увеличить емкость пула и больше оставить денег в Украине.

Безусловно, увеличение емкости пула важная задача. Но решаться она должна не любой ценой. Главное для национальных интересов Украины – это, опять же, надежность ядерного страхования, надежность пула! А экономическая задача состоит в том, чтобы за счет качества страховых компаний – членов пула, за счет качества работы пула, его взаимодействия с другими Национальными ядерными страховыми пулами привлечь в Украину входящее перестрахование ядерных рисков.

26 апреля-очередная годовщина Чернобыльской аварии. Наше отношение к ядерному страхованию-это, по сути, отношение  и к 26 апреля 1986г. и любой реальный шаг, любое положительное движение в повышении безопасности ядерных энергоблоков , в улучшении защиты населения и окружающей среды-это, в том числе, выполнение нашего долга перед 26 апреля. И ЯСП в этом смысле может стать центром не только страхового покрытия гражданской ответственности за ядерный ущерб, но и одним из центров моральной ответственности за ядерную безопасность.

Думаю, чем лучше мы будем реализовывать ядерное страхование, тем глубже будем это понимать и чувствовать.

 

Обзор DEDALINFO