Новости интернет-партнеров

Размер текста
06.09.2015
Фото GettyImages/fotobank.ua
Фото GettyImages/fotobank.ua

Большая стирка: переходной банк создадут на базе UBG и экс-банка Лагуна

НБУ выдал разрешение на создание нового банка компании, которая подозревалась в обналичивании.

Крестовый поход НБУ против банков-моек, в результате которого с рынка уже выведены более 50 финансовых учреждений, может иметь вполне конкретные бизнес-цели. По информации Forbes, регулятор выдал разрешение на формирование переходного банка на базе Омега Банка компании UBG, связанной с депутатом БПП Русланом Демчаком.

Несколько лет назад господин Демчак подозревался в отмывании и обналичивании денежных средств через Эрдэ Банк, и даже провел некоторое время в СИЗО. Однако в Нацбанке по формальным признакам не увидели в этом проблемы, хотя буквально в день выдачи разрешения компании UBG существенно ужесточили репутационные требования к потенциальным владельцам банков и их менеджерам.

В финансовой отчетности компании UBG за последние три года показан оборот от 0,7 до 1,4 млн гривен. При этом основная деятельность компании, согласно КВЭД – охранные услуги. Однако в НБУ не видят в этом никакой проблемы

Как сообщили Forbes источники на банковском рынке, в начале июня НБУ провел конкурс по санации признанного проблемным Омега Банка, ранее принадлежащего бизнесмену Николаю Лагуну. Участников конкурса было двое – в том числе компания UBG, которую ассоциируют с народным депутатом от БПП, замглавы комитета Рады по финансовой политике и банкам Русланом Демчаком.

По данным Forbes, было получено предложение одного из инвесторов о приобретении всего банка, тогда как представители UBG предложили Фонду гарантирования вкладов физических лиц организовать на базе «Омеги» переходной банк, с последующей передачей туда избранных активов и пассивов для формирования нового «чистого» банка.

Под предлогом конфликта интересов Фонд гарантирования вкладов, а вслед за ним и НБУ, акцептировали предложение компании UBG, что вызвало удивление ряда банкиров.

«Это нонсенс. С одной стороны, они (Нацбанк. – Forbes) пытаются всем показать, что борются с банками, играющими со схемными операциями. С другой – особо не скрываясь, выдают разрешение на, фактически, создание новых банков компаниям с сомнительной репутацией, – указывает финансист, рассказавший Forbes o решении НБУ. – При этом оцените красоту игры: в банк была введена временная администрация, а затем – дано разрешение на создание на его базе переходного банка. То есть новому инвестору предложили выбрать из проблемного банка самые «вкусные» активы».

История UBG

Отметим, что у группы UBG проблемы с силовыми структурами возникали неоднократно. Летом 2010 года сотрудники МВД вынесли из офиса бизнесмена на Подоле серверы. В компании утверждают, что они были изъяты на основании решения суда по уголовному делу, в котором фигурировал клиент компании, а не из-за деятельности бизнеса. После поданных жалоб в Генпрокуратуру и МВД,  через три дня часть серверов была возвращена.

Все проблемы с силовиками в группе объясняли политической активностью Руслана Демчака. Напомним, еще в 2009 году Демчак возглавлял рабочую группу «Фронта змин» нынешнего премьер-министра Арсения Яценюка по реформированию здравоохранения. Демчак проводил активные кампании своего имени как представителя единственной в стране общественной организации, декларирующей отстаивание прав потребителей финансовых услуг, а также – представителя Федерации работодателей Киева.

Компании, которая выиграла конкурс на создание переходного банка, никаких обвинений в нарушении закона не предъявляли
Александр Стецюк, акционер УБГ

В середине 2012 года налоговая милиция задерживала собственника корпорации «Украинская бизнес группа» Руслана Демчака. Согласно информации сайта «Украинской бизнес группы», на тот момент в нее входили страховая компания «Добробут», Эрдэ Банк, Инвестиционная группа «Инициатива», «Строймеханизация», телеканал «Бизнес» и другие компании.

Как ранее писал Forbes, Руслан Демчак был арестован 31 августа 2012-го в Винницкой области, где он баллотировался в народные депутаты.Причиной своего ареста Руслан Демчак называет предвыборную гонку из которой именно таким способом и вывели кандидата в народные депутаты. Напомним, основной конкурент Демчака по избирательному округу был глава комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, член фракции Партии регионов Григорий Калетник, сын которого Игорь руководил тогда Государственной таможенной службой Украины.

Впрочем, акционер УБГ Александр Стецюк в интервью Forbes рассказал, что «юридическое лицо ООО УБГ за всю историю существования ни разу не подпадало под уголовные, административные или какие-либо иные претензии со стороны властей. Возможно, вопросы были к другим бизнесам, связанным с корпорацией, но именно к чистоплотности ведения бизнеса УБГ никаких претензий не было».

Спустя месяц после задержания Демчака, НБУ, тогда под руководством Игоря Соркина, ввел временную администрацию в Эрдэ Банк в связи с жалобами клиентов на несвоевременный возврат вкладов, и в январе 2013 года отправил его на ликвидацию. Что, как оказалось, не помешало центробанку под руководством Валерии Гонтаревой выдать компании, связанной с бывшим владельцем Эрдэ Банка, разрешение на создание нового банка.

Новый этап

«5 июня комиссия НБУ по надзору за деятельностью банков дала такое согласование компании «Украинская бизнес группа» и Александру Стецюку как собственнику 100% акций копании УБГ, – подтвердили в пресс-службе регулятора. – Платежеспособность УБГ и финансовое состояние Александра Стецюка оценивались против минимального размера капитала банка (120 млн гривен) и минимальной покупной цены переходного банка, установленной Фондом гарантирования вкладов (30 млн гривен). Компанией была предоставлена финансовая отчетность, согласной которой размер собственных средств УБГ и Стецюка удовлетворяют установленным требованиям».

«Компании, которая выиграла конкурс на создание переходного банка, никаких обвинений в нарушении закона не предъявляли!» – подчеркивает Стецюк.

Согласно информации Forbes, в финансовой отчетности компании УБГ за последние три года показан оборот от 0,7 до 1,4 млн гривен. При этом основная деятельность компании, согласно КВЭД – охранные услуги. Однако в НБУ не видят в этом никакой проблемы. «Законодательство не предусматривает требования об опыте работы на финансовом рынке для инвесторов проблемных банков», – сказано в ответе пресс-службы.

Кроме того, заслуживает внимания и то обстоятельство, что, согласно условиям конкурса, который проводил Фонд гарантирования вкладов, при создании переходного банка УБГ обязан был перечислить гарантийный взнос на счет Фонда гарантирования вкладов в сумме 40 млн гривен.

Однако неизвестно, проверялся ли источник происхождения данных средств, поскольку в таком случае сумма, подлежащая подтверждению, составляет 190 млн гривен против 150 млн гривен, как озвучено регулятором.

«Минимальный уставный фонд сейчас, по нормативам НБУ, составляет 120 млн гривен, а также более 30 млн гривен составляют конкурсные предложения ФГВ. Вместе это – уже 150 млн гривен. Также мы планируем докапитализировать банк до 500 млн гривен, согласно действующему законодательству», – рассказывает Александр Стецюк.

Ведь гарантийный взнос возвращается инвестору исключительно после выполнения всех условий договора купли-продажи акций переходного банка и выполнения требований по его докапитализации, и не может быть направлен ни в оплату акций, ни в счет капитализации переходного банка.

В то же время даже формальную принадлежность УБГ господину Демчаку в Нацбанке не проверяли, даже несмотря на активно распиаренные действия центробанка в борьбе за безупречность репутации владельцев и менеджеров комбанков.

Постановление НБУ №357, которое вступило в силу на следующий день после выдачи разрешения УБГ на создание переходного банка на базе «Омеги», запретило руководителям и собственникам обанкротившихся кредитных учреждений в последующие три года с момента их банкротства быть руководителями в любом банке или владеть ими, а если поводом для ликвидации стала так называемая «рисковая деятельность», такой срок увеличивается до 10 лет.

При этом даже при поверхностном поиске в сети интернет можно найти информацию о том, что основателем корпорации УБГ является Руслан Демчак, а нынешний собственник УБГ – Александр Стецюк – значится генеральным директором УБГ.

Не скрывает своего отношения к корпорации УБГ и сам Руслан Демчак. Как стало известно Forbes из источников в банке, на днях Демчак лично посетил сотрудников «Омеги», с тем чтобы успокоить людей и показать его заинтересованность в их помощи при создании переходного банка, а также перетаскивания на «новый чистый» банк так интересующих его активов «Омеги».

«Нацбанк в данной ситуации просто закрывает на это глаза, – констатирует один из топ-менеджеров банка с иностранным капиталом, пожелавший не называть себя. – В финансовых кругах знают, что банк покупает Демчак, он сам об этом рассказывает – как ходил на встречу с Александром Писаруком (первый заместитель главы НБУ. – Forbes), и у него получил добро на вхождение в Омега Банк». По словам финансиста, Писарук даже, якобы, предупреждал Демчака «не играть с обналом». Однако был вынужден дать разрешение УБГ, так как «у Демчака хорошие заступники».

Банкир говорит, что слышал о хороших отношениях Демчака с одним из приближенных к президенту Порошенко бизнесменов – Игорем Кононенко. «На рынке говорят, что в Нацбанк был звонок из Администрации президента c просьбой поддержать Демчака в конкурсе и не отказывать ему из-за репутационных рисков. Ну, они и взяли под козырек».

Банки Лагуна

При этом бывший владелец Омега Банка Николай Лагун сейчас в суде оспаривает признание финучреждения неплатежеспособным, так как считает такое решение немотивированным и, возможно, направленным на передел активов банка. Так, по его словам, в заключениях НБУ о введении временной администрации в ряд банков в последнее время используется один и тот же штамп «нарушал законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проводил рискованную деятельность, а, следовательно, создавал угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка».

В то же время у Омега Банка только около 6 млн гривен депозитов физлиц на 768 млн гривен активов и всего несколько кредиторов-юрлиц, которые не жаловались в НБУ. «Не хотелось бы думать, что решение НБУ может быть проявлением недобросовестной конкуренции», – предупреждает Лагун, который в этом году потерял сразу четыре банка.

В корпорации UBG уверяют: руководству компании известно, что Николай Лагун в суде оспаривает введение временной администрации в Омега Банк. «Данный спор не должен стать препятствием для реализации планов компании ООО «Украинская бизнес группа», – сказано в ответе компании в адрес Forbes.

Александр Стецюк объяснил, что инициативы Лагуна по судам не могут ни в коей мере воспрепятствовать планам корпорации. «На базе «Омеги» создается переходной банк, и на это создание никакие решения Фемиды не могут повлиять. Со своей стороны я надеюсь, что Фемида останется Фемидой и примет верные решения», – говорит бизнесмен.

Он напоминает, что при создании переходного банка 100%-ным акционером учреждения является ФГВ. Далее ФГВ проводит продажу акций банка – ООО УБГ. Произойти сделка, по прогнозам Стецюка, должна в августе – сентябре 2015 года.

Руслан Демчак к моменту выхода статьи не прокомментировал события вокруг УБГ. Редакция готова предоставить всем сторонам процесса право высказать свое мнение о происходящем с переходным банком.

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO