Новости интернет-партнеров

Размер текста
04.12.2015
Фото shutterstock
Фото shutterstock

Станет ли электромобиль доступнее с отменой пошлин

И почему в Украине их стоимость на 35% выше, чем в Европе.

На прошлой пленарной неделе Верховная рада приняла закон об отмене ввозных пошлин на электромобили. За соответствующую инициативу проголосовало 233 депутата. По прогнозам Минэкономразвития, это поспособствует снижению стоимости электрокаров в Украине в среднем на 28%, как следствие – их популяризации в стране. Инициатива временного освобождения – до 1 января 2020 года – от налогообложения НДС вводящихся электромобилей (законопроект №1912) так и не нашла поддержки у парламентариев.

Forbes узнал у основателя и собственника одного из лидеров автомобильного рынка – «ВиДи Груп» – Виталия Джуринского, насколько этот закон улучшит продажи и снизит цены «зеленых» авто, которые с каждым днем набирают все большую популярность, и почему в Украине их так мало. Джуринский не скрывает: компания кровно заинтересована в отмене пошлин, к тому же была одной из тех, кто всячески пропагандировал и приветствовал такого рода законодательные инициативы.

Безусловно, новый закон – прогрессивный, и мы движемся в правильном направлении, но наивно ожидать сразу такого же эффекта, как в Европе. И это точно не за счет ментальности и неготовности украинцев к инновациям, а потому что нужны еще и дополнительные шаги – такие как отмена НДС. Но этот вопрос лежит не в плоскости, любим мы электромобили или нет, а в плоскости возможностей государства.

Сейчас мы боремся за налоговую реформу, которая принесет в бюджет «дыру» в размере 64 млрд гривен. Давайте еще сделаем «дыру» за счет электромобилей. Это я к тому, что эффект от внедрения льгот – инертный: сегодня дал льготу, а компенсируешь ты ее только спустя год. 99% из 100% ответили бы на этот вопрос по принципу «черное – белое», но у любого явления есть как «плюс», так и «минус».

В Украине электрокаров не так много вовсе не потому, что за рубежом понимают их значение, а у нас – не понимают. Причина высокой популярности электрокаров в мире кроется в том, что на уровне государств в США, Европе и Китае есть поддержка продаж электромобилей. И разница в цене между одним и тем же электромобилем в Украине и в Европе составляет около 35% именно за счет применения государственных дотаций, налоговых и прочих льгот.

У нас же законодатель пошел на то, что отменил ввозную пошлину 8%, с января не будет взиматься и дополнительная пошлина на импортные товары – так называемый импортный сбор в размере 5%. Но за счет того, что с размера пошлины не будет браться НДС, суммарный эффект – в 15,6%, а не в 28%. Тогда правильно сказать не то, что ввели льготы на 8+5%, а то, что эффект от принятых решений позволит получить будущим владельцам электромобилей экономию в 15,6%.

Украина – страна, которая закупает на внешнем рынке нефть и нефтепродукты, а продает электроэнергию. Абсолютно очевидно, что есть перекосы во внутреннем потреблении электроэнергии, к примеру, в ночное время. Отсюда – развитие продаж электромобилей и постепенное вытеснение ими автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И это самый идеальный вариант – на пути к уменьшению зависимости от экспорта нефтепродуктов с одновременным потреблением избытка производимой в стране электроэнергии. А также экологический фактор, что особо актуально для крупных городов, поэтому процесс неизбежен. Однако предусмотренных законом мер мало, надо еще отменять и НДС. Разница уже есть, но поддержка государства в развитии продаж электромобилей еще не так ощутима в Украине, как в той же Европе.

Сегодня существует два ключевых электромобиля: Tesla – игрок премиум-сегмента, и Nissan Leaf – массовый сегмент. Будущее электромобилей, конечно, больше за массовым сегментом. Для людей, предпочитающих машины премиум-класса, и далее будут присущи некие ассоциативные связи со словом «автомобиль»: двигатель под капотом с пятью сотнями лошадиных сил, его «урчание» и «рев», легкий запах топлива и так далее. Отказаться от этих атрибутов резко и сразу будет сложно всем, и по мере распространения электрокаров в массовом сегменте автомобили с двигателями внутреннего сгорания полностью вытеснены не будут. В конце концов, в премиум-сегменте они точно останутся как представители классики автомобилестроения. Это будет как с гаджетами: iPhone сразу был гиперинновационным, но прошло не так много лет, и подобные ему устройства уже в руках почти у каждого, их можно купить в той же Индии или Китае за 20 долларов.

Главная и единственная причина небольшого количества электромобилей в Украине – это цена, которая в Украине на 35% выше, чем в Европе. Для сравнения, цена электрокара с «одноклассником» на двигателе внутреннего сгорания на нашем рынке выше на 45-50%. Причина такой ситуации – любые инновации стоят денег. Это извечная форма: любое изобретение на своем стартапе стоит дорого, и чтобы оно стоило дешевле – должно быть массовое производство, а для этого необходима государственная поддержка.

Наглядный пример по электромобилям – Норвегия. Благодаря простым изменениям в законодательстве, в течение нескольких лет она заняла первое место в мире по количеству электрокаров на душу населения. В стране с населением 5 млн человек сегодня уже более 32 000 электрокаров. Среди таких мер – компенсация при покупке электромобиля – до 9000 евро; преференции по дорожному налогу – до 100%; преференции по регистрации электромобиля – до 7000 евро; отсутствие платы за парковку в центре города; отсутствие платы за проезд по платным дорогам; право ездить по полосе для общественного транспорта; преференции или освобождение от платы за въезд в центр города.

Если говорить об опыте других стран, то, например, сумма компенсации за приобретение электромобиля в США – $7500; во Франции – 7000 евро; в Эстонии – до 50%, но не более 18 000 евро; в Китае: по легковым авто – $10 000 (до $18 000 в Пекине), по автобусам – $82 000.

Станет ли электромобиль доступнее с отменой пошлин
Фото shutterstock

Конечно, если мы говорим об Украине на данном этапе – государстве, которое де-факто находится в состоянии войны, а также при нашем уровне пенсий и других социальных выплат, – думаю, говорить о каких-то целевых выплатах на приобретение электромобилей – просто аморально. Но даже снижение в цене на 15,6% – это для нашего государства в таких условиях уже серьезное достижение. Хотя и недостаточное, чтобы сравниться с другими странами.

Категорически нельзя говорить, что украинцы ментально не готовы воспринимать электромобили. Я как автомобилист время от времени слышу о том, что украинцы по сравнению с Европой «другие». Якобы, наши соотечественники любят «японцев» (автомобили японского производства. – Forbes), не любят «французов», любят такую, не любят этакую машину. Подобные высказывания, как правило, принадлежат тем людям, которые плохо организовали тот или иной процесс в автомобильном бизнесе: дистрибуцию, розничные продажи, продвижение, сервис и так далее. По моему мнению, это попытка скрыться «за ширмой» от последствий собственной безответственности. На самом деле украинцы как люди по своей ментальности ничем не отличаются от европейцев, и мы также любим инновации и красивые вещи.

Наглядный пример по электромобилям – Норвегия. Благодаря простым изменениям в законодательстве в течение нескольких лет она заняла первое место в мире по количеству электрокаров на душу населения. В стране с населением 5 млн человек сегодня уже более 32 000 электрокаров

Приведу такой пример: кто-то изобрел литий-ионную батарею и говорит, что его изобретение на старте стоит какое-то количество миллионов долларов, и эта стоимость, конечно же, должна быть включена в стоимость готового изделия. И эта батарея окупится, когда будет выпущено несколько миллионов изделий с такой батареей.

Так было и с гибридными установками. В 2009 году в Украине в официальной дилерской сети появились первые автомобили Lexus RX с гибридной установкой. Был период, когда разница между  гибридным и обычным автомобилем составляла около $15 000 долларов, а, например, разница между Toyota Corolla и Toyota Prius –  $8-10 тыс. И вдруг в прошлом году осенью появляется модель NX гибрид, которая на нашем рынке на $5-6 тыс. дешевле бензиновой версии.

Вот это – та революция, которая прошла незамеченной на автомобильном рынке: фактически, наступила эпоха гибридных двигателей. Эффект от внедрения такой новой технологии положителен: и расход меньше, и цена ниже. Это наглядный пример того, как снизилась цена гибридных автомобилей за счет массового производства. Это издержки экономики производства, сугубо технико-экономический вопрос.


Виталий Джуринский
основатель и владелец компании «ВиДи Груп

Источник: Forbes.net.ua
Всё по теме: электромобиль
 

Обзор DEDALINFO