Новости интернет-партнеров
«Гарант-Лайф» не дожила до выплат
Без следа и следствия
Компания по страхованию жизни «Гарант-Лайф» исчезла вместе с деньгами клиентов. Точная сумма потерь пока неизвестна, но, согласно данным Нацкомфинуслуг, на 30 июня общие активы компании составляли 257,2 млн грн, из них на текущих счетах и депозитах находилось 148,3 млн грн, а в облигациях внутреннего государственного займа (ОВГЗ) – 59,3 млн грн.
Еще в сентябре на компанию не жаловались. С января по сентябрь в Нацкомфинуслуг поступило всего три жалобы. Однако уже в октябре регулятор получил 24 жалобы. Ни партнеры СК, ни ее клиенты не могли связаться с ней – телефоны и сайт отключены, офис компании клиенты не нашли. Из-за моратория на проверки регулятор не мог «просто так» пойти к страховщику с инспекцией. «Из-за увеличения количества жалоб Нацкомфинуслуг обратилась в Госрегуляторную службу с письмом № 8470/13-5 от 13.10.2016 о согласовании проведения внеплановой проверки. Ответ на свое письмо комиссия не получила», – рассказывает член Нацкомфинуслуг Ольга Максимчук.
После того как до 25 октября компания не подала регулятору отчет за третий квартал, комиссия получила право провести внеплановую выездную проверку с 26 по 31 октября. «Но мы не нашли страховщика по адресу, указанному в документах. Мы даже сделали запрос в ЖЭК и обратились к арендодателям. Оказалось, что страховщика там никогда и не было», – говорит член комиссии Ольга Гурбич. Уже 1 ноября компании аннулировали лицензию (это решение вступит в силу только 2 декабря), поскольку отсутствие компании по юридическому адресу считается отказом в допуске регулятора к проведению проверки. Все материалы уже переданы в прокуратуру и СБУ. «Есть риск того, что было совершено преступление», – считает глава Нацкомфинуслуг Игорь Пашко.
По итогам 2015 года, по данным журнала Insurance Top, «Гарант-Лайф» привлекла 14,4 млн грн премий (-24,97%) и заняла 12-е место. За год резервы СК выросли на 23,5% – до 198 млн грн.
Страховые обязательства «Гарант-Лайф» на 30 июня составляли 195,9 млн грн, а количество застрахованных лиц – 8,9 тыс. человек. Причем большая часть договоров – накопительные. «У компании было лишь 862 ненакопительных договора. Под них сформированы резервы в размере 600 тыс. грн», – уточнила Ольга Гурбич. Таким образом, от аферы пострадали 9 тыс. человек.
Курс на выход
У Нацкомфинуслуг еще в середине октября не было претензий к работе компании. «Отчетные данные, которые предоставила «Гарант-Лайф» за период с 30.06.2012 по 30.06.2016, а также результаты их анализа свидетельствуют, что страховщик соблюдал условия обеспечения платежеспособности, предусмотренные ст. 30 закона «О страховании». То есть в компании имеется оплаченный уставный фонд, сформированы страховые резервы, достаточные для будущих выплат страховых сумм и страховых возмещений, а фактический запас платежеспособности превышает расчетный. К тому же достоверность и полнота годовой отчетности подтверждена аудитором, внесенным в Реестр аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений», – говорилось 22 октября в ответе члена Нацкомфинуслуг Ольги Максимчук на запрос FinClub.
Правда, первые тревожные сигналы от «Гарант-Лайф» поступали уже давно, после того как экс-акционеры «Гарант-Лайф» – СК «Экспресс Страхование» (63,88%) и корпорация УкрАвто (29%) – продали свои доли 11 неизвестным компаниям. Еще 21 сделка была проведена в июле. Согласно данным Минюста, у компании нет конечного бенефициара.
Тогда же, в середине июля, в компании произошел ряд кадровых перестановок: сменился состав набсовета и часть правления. Место главы правления Олега Дубравского, который занимал свой пост всего девять месяцев, занял Игорь Резвин. Он в 2009-2012 годах был помощником финансового директора ООО «ИЗОБУД-трейд», а в 2012-2015 годах – директором департамента потребительской кооперации сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Первый национальный аграрный кооператив». Тогда же компания подала в комиссию документы на смену киевского юридического адреса с улицы Предславинской, 11-13 на улицу Назаровскую, 17.
Системные проблемы
Ситуация в «Гарант-Лайф» – не первый подобный случай на рынке. В 2013 году проблемы возникли у СК «Зенит», а в 2016-м – у компании «Экко», в которую была введена временная администрация. Спасти страховщика не удалось: 7 июня его лицензия была аннулирована, а компания – исключена из реестра. «По фактам, которые имели место, уже возбуждено уголовное производство по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК», – сообщили в Нацкомфинуслуг. Речь идет о присвоении, растрате имущества СК «Экко» или завладении им путем злоупотребления служебным положением, совершенными в особо крупных размерах или организованной группой лиц.
Сейчас в реестре 43 компании по страхованию жизни. В Нацкомфинуслуг уточнили, что более чем у десятка СК объем резервов составляет менее 1 млн грн, то есть это компании, которые фактически не ведут никакой деятельности. При этом на семь компаний приходится 85% рынка.
Случаи мошенничества на рынке страхования жизни вынудили регулятора ввести так называемую систему раннего реагирования. 31 октября Нацкомфинуслуг направила во все компании по страхованию жизни письма с требованием предоставить информацию о структуре портфеля в разрезе клиентов физических и юридических лиц, а также информацию о прогнозируемых выплатах и выкупных суммах поквартально до конца 2017 года и ежегодно – до 2022-го.
Также страховщики должны раскрыть информацию обо всех собственниках и их бенефициарах, а также сообщать в течение пяти рабочих дней обо всех сделках на сумму более 10% от стоимости активов. «Даже если никаких сделок не происходит, то раз в месяц компания должна сообщать нам об отсутствии таких сделок», – уточнила Ольга Гурбич. Информацию о структуре активов страховщики обязаны подавать раз в десять дней онлайн и раз в месяц – в бумажном виде. «Неподача какой-либо из этой информации – это основание для обращения непосредственно к руководству компании за разъяснениями», – говорит Ольга Гурбич.
Впрочем, участники рынка сомневаются, что такой механизм позволит своевременно выявить нарушения. «Например, страховые компании не контролируют сделки с ценными бумагами и сами узнают об этом от хранителей по запросу. А выплата по договорам и расторжения – это операционная деятельность, и прогноз можно делать только на уровне статистики предыдущих периодов. Комиссия и сама может это смотреть», – считает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Информация о страховой деятельности и так подается в составе квартальной отчетности, информирование на ежедекадной основе – дополнительная нагрузка на администрированые расходы. «Главный вопрос, который возникает в отношении требований Нацкомфинуслуг, – какой может быть реакция регулятора на полученную информацию? Пока это все выглядит как дополнительное бремя для страховщиков в части администрирования, при этом страховщики должны раскрывать и строить прогноз по большому количеству информации», – говорит финансовый директор СК «PZU Украина» Наталия Маркова.
Руденко Виктория
Источник: Фінансовий клуб