Почитаем прессу

Размер текста
31.07.2006

«Чтобы создать в России страховую компанию с нуля,

В конце прошлой недели корреспондент «Эi» вместе с директором по страховому направлению ИФГ «ТАС» Дмитрием Грицутой проведал единственную за рубежом страховую компанию со 100%-ным украинским капиталом — «РуТАС». СК открыта в мае 2004 г. в Москве. Сегодня, кроме головного офиса в Москве, работают шесть филиалов: в Санкт-Петербурге, Иваново, Курске, Воронеже, Белгороде и Твери. Г-н Грицута также согласился сообщить «Эi» о первых успехах и поражениях на рынке РФ.
 
— Почему возникла идея создать СК «РуТАС» (Россия), и какие цели планировалось достичь?
— Первая причина — создание дополнительного конкурентного преимущества для своих СК, в частности СГ «ТАС». Имея в России дочернюю компанию, мы можем предоставлять дополнительный сервис своим корпоративным клиентам, у которых есть экономические контакты с РФ. Вторая — увеличение стоимости активов группы (в частности, страхового направления) и получение прибыли. Мы попытались использовать многолетний опыт персонала группы «ТАС» в развитии дочерней компании в России. Сегодня можно сказать, что задача выполняется, хотя, конечно, есть и трудности. Кроме того, «РуТАС» привлекает потенциальных инвесторов, поскольку сегодня в России открыть компанию довольно сложно.
— Это значит, что зарубежные инвесторы, которые присматривались к страховому бизнесу группы «ТАС», интересовались и этой компанией?
— Да. Большинству была весьма интересна возможность выйти сразу на два рынка — украинский и российский.
— Сколько сегодня стоит «российская» дочка группы «ТАС»?
— Конкретную цену назвать сложно. Чтобы создать в России компанию с нуля либо купить СК без истории, но с документами и лицензиями, необходимо примерно $100 тыс. (без учета активов). Чем дольше история компании, больше филиальная сеть и клиентская база, тем выше цена. После двух- трехлетнего стажа работы на рынке можно говорить о 5-6-кратном увеличении стоимости компании.
— Какие инвестиции сделаны в «РуТАС»?
— В соответствии с требованиями российского законодательства, сформирован уставный фонд компании в размере 20 млн. руб. (около $700 тыс.). Больше никаких инвестиций не было. Сегодня еще не полностью использованы и эти деньги.
— Планируете ли еще инвестировать?
— Пока ориентируемся на нормативы. Согласно требованиям российского законодательства, к концу июня 2007 года уставный капитал СК должен составлять не менее 30 млн. руб. (чуть больше $1 млн.). Что касается дальнейших инвестиций, этот вопрос пока не рассматривается, поскольку сегодня приоритетом является развитие страхового бизнеса в Украине.
— «РуТАС» сегодня работает полностью на украинских технологиях?
— Нет, поскольку персонал компании — преимущественно россияне, имеющие достаточный опыт работы в различных российских СК. Специалисты СГ «ТАС» активно помогают в развитии «РуТАС» в качестве консультантов. В результате имеет место симбиоз украинских и российских технологий.
— Технологии, которые успешно работают на отечественном страховом рынке, эффективны в России?
— Да. Небольшая корректировка состоит лишь в том, что в Украине больший успех имеют компании, ориентированные на розничный бизнес, в частности, они более привлекательны для потенциальных западных инвесторов. В России приоритет отдан работе с корпоративным сектором. И в России, и в Украине пользуются спросом те же страховые услуги. Отличие только в цене — в России тарифы выше. Скажем, в России считается демпингом продажа КАСКО по тарифу 10% страховой суммы, в Украине столько стоит продукт для VIP-клиентов.
— Были ли ошибки в работе российской «дочки» за два года?
— Да, конечно. В основном они касались перерасхода бюджета и неэффективного использования средств. Были ошибки в подборе персонала. Каждый новый директор, как правило, приходил с командой, которая не отрабатывала тех денег, которые в нее инвестировались. На чужом рынке довольно сложно подбирать кадры. Очень высока вероятность ошибок. Было бы выгоднее привести руководителя из Украины, но по российскому законодательству руководителем СК может быть только гражданин России.
— Какую нишу, на Ваш взгляд, было бы уместно занять «РуТАСу» в России?
— Чтобы добиться успеха в РФ, нужно делать упор либо на агрессивную стратегию развития розничных и корпоративных продаж (демпинг тарифами, агентскими комиссионными, расширение сети), либо ориентироваться на небольшой сегмент (в основном корпоративный). Мы пошли по второму пути и пытаемся завоевать клиента за счет лучшего сервиса, который не зависит от величины капитала. Основной приоритет для нашей «дочки» — работа с коммерческими банками и корпоративными клиентами в Москве. Плюс ориентация на украинские и российские предприятия, которые имеют бизнес в Украине и России. Что касается регионов, которые сильно отстают в экономическом развитии от столицы РФ, там половину портфеля должны составлять розничные продажи, еще половину — корпоратив.
— Какие задачи поставлены акционерами перед новым руководством компании?
— Первая — удержание объемов продаж и их постепенный рост. За последние полгода в «РуТАСе» наметилась позитивная динамика по продажам — рост составляет 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторая задача — упорядочивание клиентской базы, заключение новых договоров, улучшение структуры портфеля (уменьшение доли КАСКО и увеличение страхования недвижимости) и удержание рентабельности компании хотя бы на уровне 5%. Прибыль появилась только в июне сего года. Ранее ее не было, потому что довольно много денег отдавалось на развитие регионов — открытие филиалов и подбор персонала. В этом году таких расходов не будет.
— По Вашим прогнозам, когда «РуТАС» сможет выйти на самоокупаемость и вернуть инвестиции акционерам?
— Если принимать во внимание только чистую прибыль, то понадобится около пяти лет. Но, учитывая предполагаемый рост рыночной стоимости компании, срок окупаемости инвестиций в «РуТАС» сократится примерно вдвое.
 
Автор: Настя НЕДАШКОВСКАЯ
 

Обзор DEDALINFO