Рейтинговые агентства

Размер текста
10.02.2014

Fitch понизило рейтинг Украины до уровня «CCC»

Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») Украины в иностранной валюте с уровня «В-» до «CCC» и подтвердило долгосрочный РДЭ в национальной валюте на уровне «B-». Прогноз по долгосрочному РДЭ в национальной валюте – «Негативный».

Рейтинги выпусков приоритетных необеспеченных облигаций Украины в иностранной и национальной валюте соответственно понижены с уровня «В-» до «CCC» и подтверждены на уровне «B-». Страновой потолок понижен с уровня «В-» до «CCC», а краткосрочный РДЭ в иностранной валюте понижен с уровня «В» до «C».

В соответствии с регулированием ЕС по кредитным рейтинговым агентствам на публикацию пересмотра суверенных рейтингов распространяются ограничения, и она должна происходить в соответствии с опубликованным графиком, кроме тех случаев, когда кредитному рейтинговому агентству необходимо отступить от данного порядка с целью выполнения своих юридических обязательств. Fitch интерпретирует данное положение, как позволяющее нам опубликовать пересмотр рейтинга в ситуации, когда имеет место существенное изменение кредитоспособности эмитента, которое, по нашему мнению, делает нецелесообразным ожидание даты следующего запланированного пересмотра для внесения изменений в рейтинг, прогноз или статус Rating Watch. Следующий пересмотр агентством суверенного рейтинга Украины был запланирован на 28 февраля 2014 г., однако Fitch полагает, что события в Украине оправдывают отступление от графика, и наше обоснование этого изложено ниже.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Понижение долгосрочного РДЭ Украины в иностранной валюте отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:-

Высокий вес

Политический риск/неопределенность

Политическая нестабильность существенно увеличилась после последнего пересмотра агентством рейтингов страны 8 ноября 2013 г., усилив давление на суверенную кредитоспособность. Масштаб и ожесточенность уличных протестов, изначально вызванных в конце ноября решением правительства приостановить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, выросли в середине января и привели к нескольким человеческим жертвам. Реакция правительства на протесты ослабила его легитимность среди населения и оказала давление на дипломатические отношения. Николай Азаров ушел в отставку с поста премьер-министра в конце января вместе с остальными членами правительства.

Оппозиционные лидеры отвергли предложение о разделении власти и потребовали изменения конституции и досрочных президентских выборов в обмен на прекращение протестов, но переговоры между ними и Президентом Виктором Януковичем продвигаются медленно. Это создает риски длительной тупиковой ситуации и возобновления беспорядков, а также повышения политической неопределенности.

Гибкость в плане финансирования/доступ на рынок

Доступ государства к внешнему финансированию и его способность осуществить рефинансирование по значительному графику погашений внешнего долга ухудшились. Россия предоставила Украине 3 млрд. долл. из 15 млрд. долл., договоренность о которых была достигнута в декабре, но приостановила дальнейшие выплаты в ожидании формирования нового правительства. Fitch ранее говорило о том, что дальнейшая поддержка от России, вероятно, будет зависеть от сохранения у власти Президента Януковича. Мы более не исходим из того, что кредитование от России будет предоставлено в полном объеме. При этом Украина потеряла доступ на внешние рынки.

Международные резервы сократились до 17,8 млрд. долл. на конец января по сравнению с уже низким уровнем в 20,4 млрд. долл. на конец 2013 г., что уменьшило имеющийся запас прочности у государства для обслуживания внешнего долга. НБУ продал 1,7 млрд. долл. в январе для стабилизации гривны, и продажи продолжились в первую неделю февраля.

Средний вес

Последовательность и надежность экономической политики
Политическая неопределенность способствует ослаблению доверия к украинской гривне и политике валютного курса. Национальный банк Украины («НБУ») с начала января по оценкам продал как минимум 2 млрд. долл., чтобы поддержать национальную валюту, а курс гривны снизился на 7% относительно доллара США.

В то время как упорядоченное снижение валютного курса может способствовать внешней корректировке (дефицит счета текущих операций достиг 8,9% ВВП в 2013 г.) и оптимизировать использование резервов НБУ, имеется риск резкого и неконтролируемого снижения курса с учетом неустойчивого доверия к гривне. Политическая нестабильность увеличивает риск бегства капитала и финансовой нестабильности.

Кроме того, с 7 февраля 2014 г. НБУ вновь ввел меры контроля над капиталом. Эти меры устанавливают месячный лимит на покупку иностранной валюты физическими лицами, вводят пятидневный период ожидания по покупкам иностранной валюты компаниями для обслуживания внешнего долга и запрещают покупку иностранной валюты для досрочного погашения внешнего долга. Действующие на сегодня меры не препятствуют обслуживанию компаниями внешнего долга, но, с учетом изменчивой и неопределенной ситуации, имеется риск ужесточения мер контроля.

Уязвимость банковской системы

Банковские депозиты остаются устойчивыми, и банки в Украине являются относительно ликвидными. Fitch исходит из того, что балансы банков могут выдержать снижение курса гривны на 10-15% относительно уровня конца 2013 г. В то же время имеются нарождающиеся признаки стресса в банковской системе. Спрос на денежные средства в иностранной валюте вырос, что потенциально может привести к дальнейшему резкому снижению валютного курса. Эти события представляют риск для ликвидности и качества активов с учетом значительных объемов валютного долга на балансах частного сектора.

Посильность внешнего долга

Снижение резервов, слабый прогноз для гривны и уменьшение перспектив доступа государства к внешнему финансированию сказываются на способности обслуживать внешний долг как на государственном, так и на негосударственном уровне. Аналогичным образом, высокая доля долга в иностранной валюте в составе государственного долга (57%) усиливает уязвимость государства в случае дальнейшего резкого падения валютного курса.

РДЭ Украины в иностранной валюте на уровне «ССС» также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:-

- Слабый уровень деловой конъюнктуры и индикаторов управления, даже относительно медианы для стран с рейтингами «B».

- Волатильность ВВП и инфляции является высокой, отражая перегрев перед глобальным финансовым кризисом и глубокой рецессией в 2008-2009 гг. и последовавшие затем замедление и рецессию соответственно в 2012 и 2013 гг.

- Финансовая система остается неустойчивой при бремени проблемных кредитов в 30% и представляет собой условное обязательство для суверенного эмитента, даже после оказанной ей поддержки начиная с 2008 г. в размере 10% ВВП.

- Долларизация является высокой в результате недостатков режима монетарной политики и неустойчивого доверия к гривне. В то же время высокие уровни долларизации обеспечивают государству определенную умеренную гибкость в плане внутреннего финансирования в иностранной валюте.

- Доход на душу населения является высоким (по паритету покупательной способности), и оценки по частному сектору указывают, что до половины ВВП не отражено в отчетности.  Индикаторы развития человеческого потенциала превышают медианные уровни для рейтинговой категории «B».

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к понижению рейтингов:

- Усиление политического и экономического стресса, в результате чего станет вероятным дефолт по государственному долгу.

Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к повышению рейтингов:

- Возврат к политической стабильности

- Доступ государства к внешнему финансированию, что привело бы к сокращению давления на резервы

- Возврат к устойчивому росту и смягчение фискальных и внешних дисбалансов. 

Источник: Дедал Инфо
Всё по теме: Рейтинг Украины
 

Обзор DEDALINFO