V Международный Ялтинский форум участников страхового рынка

Размер текста
12.10.2005

Основные направления усовершенствования законодательства Украины в сфере правового регулирования страхования ядерных рисков

Круглый стол "Страхование ядерных рисков".

Кишко Оксана Борисовна
Директор департамента корпоративного права и собственности Юридической фирмы «ЮрЭнергоКонсалтинг».
Украина, Киев.

Украина за относительно короткий промежуток времени создала свое собственное ядерное законодательство, которое продолжает формироваться как самостоятельная отрасль национального законодательства.

Важной частью ядерного законодательства Украины являются нормативно-правовые акты, которые направлены на урегулирование отношений связанных с гражданской ответственностью за ядерный ущерб. Ними предусматривается особенный режим ответственности за ядерный ущерб, к которой традиционные гражданско-правовые подходы не могут эффективно применяться.

Впервые такой особенный правовой режим ответственности на законодательном уровне был закреплен в Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 8 февраля 1995 года. Позднее, 12 июля 1996 года Верховным Советом Украины был принят Закон «О присоединении Украины к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб» в редакции 1963 года.
Во исполнение международных обязательств Украины и с целью дальнейшего развития законодательства Украины в этой сфере было также принято ряд других нормативно-правовых актов. Среди них в первую очередь необходимо выделить: Закон Украины «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» от 13 декабря 2001 года №2893-ІІІ;Постановление Кабинета Министров Украины от 23 июня 2003 года №953 «Об обязательном страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб»; Постановление Кабинета Министров Украины от 20 августа 2003 №1307 «Об утверждении Порядка исчисления тарифов при обязательном страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб»; Распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 13 ноября 2003 года №123 «Об утверждении Порядка и правил формирования, размещения и учета страховых резервов по обязательному страхованию гражданской ответственности за ядерный ущерб».

С момента принятия и вступления в силу вышеперечисленных нормативно-правовых актов прошел определенный период времени и сложилась некоторая практика их применения и исполнения. В связи с этим уже сейчас можно сделать некоторые выводы о существующих недостатках в правовом регулировании этой сферы отношений и предложить возможные пути их устранения. Остановимся на наиболее значимых и важных проблемах.

В соответствии с пунктом 5 Порядка и правил обязательного страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб страховщиком признается оператор ядерной установки, назначенный государством в установленном порядке. На сегодняшний день в Украине существует два официально назначенных оператора ядерных установок. В частности, это Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» относительно Запорожской, Ровненской, Хмельницкой и Южно-Украинской атомных электростанций и государственное специализированное предприятие «Чернобыльская атомная электростанция» относительно Чернобыльской атомной электростанции.

Однако,  страхование гражданской ответственности государственного специализированного предприятия «Чернобыльская атомная электростанция», несмотря на то, что это предприятие является официально назначенным оператором, не осуществляется. Такая ситуация возникла в связи с тем, что в  статье 11 Закона Украины «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении»  предусмотрено, что государство обеспечивает финансовое покрытие гражданской ответственности за ядерный ущерб оператора ядерной установки Чернобыльской АЭС в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Однако, несмотря на то, что эта норма была принята еще в 2001 году, Кабинетом Министров Украины до сих пор не установлен соответствующий порядок.

Таким образом, необходимо разработать механизм финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный ущерб данного оператора ядерной установки с учетом существующих исторических и других особенностей. При этом страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб государственного специализированного предприятия «Чернобыльская атомная электростанция» должно быть приоритетным видом финансового обеспечения его ответственности. Как свидетельствует мировая практика, именно страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб является наиболее финансово выгодным и эффективным способом финансового обеспечения такой ответственности и безусловно должно применяться при финансовом обеспечении ответственности оператора Чернобыльской атомной электростанции.

Кроме того, на территории Украины в стадии эксплуатации находятся и другие ядерные установки (Институт ядерных исследований НАУ и Севастопольский национальный институт ядерной энергии и промышленности Минтопэнерго), эксплуатирующие организации (операторы) которых до сих пор не назначены. С формальной точки зрения это приводит к тому, что отсутствует субъект, который должен нести гражданскую ответственность за ядерный ущерб в случае ядерного инцидента и соответственно нет формальных оснований для осуществления страхования такой ответственности.

Однако в случае если операторы этих ядерных установок будут назначены или на территории Украины будут построены другие виды ядерных установок, отличные от атомных электростанций, то возникнут сложности с применением законодательства Украины в сфере финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный ущерб таких операторов. Такая ситуация может возникнуть в связи с тем, что большинство норм законодательства Украины в этой сфере ориентированы на эксплуатирующие организации (операторов) атомных электростанций, которые производят товарную продукцию, и не учитывают технические особенности и особенности деятельности других видов ядерных установок, в частности исследовательских реакторов.

Например, в соответствии с Порядком исчисления тарифов при обязательном страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб,  одним из показателей, на основании, которого исчисляется тариф при обязательном страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб, является вероятностный анализ тяжелой аварии на энергоблоке атомной электростанции с учетом защитной надбавки, принятой при страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Исходя из этой нормы, можно сделать вывод о том, что данный Порядок применим только при исчислении тарифов для оператора атомной электростанции.

Еще одним и более важным аспектом в применении законодательства Украины в сфере обязательного страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб в отношении ядерных установок, отличных от атомных электростанций, является установленный минимально-обязательный размер ответственности эксплуатирующих организаций (операторов). На сегодняшний день в статье 7 Закона Украины «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» установлен единый размер финансового покрытия гражданской ответственности за ядерный ущерб в 150 млн. Специальных прав заимствования (СПЗ) для эксплуатирующих организаций (операторов) всех видов ядерных установок за каждый ядерный инцидент.

При этом следует учесть, что потенциальный последствия ядерного инцидента на атомной электростанции и, к примеру, на исследовательском реакторе, являются абсолютно разными и с нашей точки зрения минимально-обязательный размер финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный ущерб должен отображать эту разницу.

Аналогичный подход к этому вопросу также присущ и международному праву. В частности, в Венской конвенции в редакции 1997 года (пункт 2 статьи 5) предусматривается, что государство, отвечающее за ядерную установку, принимая во внимание характер ядерной установки или связанных с ней ядерных материалов и возможные последствия ядерного инцидента, источником которого они являются, может установить более низкую сумму ответственности оператора при условии, что ни в коем случае  ни какая сумма установленная таким образом, не будет ниже, чем 5 млн. СПЗ и при условии, что государство, которое отвечает за установку обеспечивает выделение государственных средств до размеров суммы, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 5 (это или 300 млн. СПЗ или 100 млн. СПЗ на время переходного периода).

Кроме того, в статье 7 (b)  Парижской конвенцией об ответственности перед третьей стороной в сфере ядерной энергии (с изменениями от 12 февраля 2004 года) предусматривается, возможность установления меньшего размера ответственности при перевозке ядерных материалов – 80 млн. ЕВРО, в то время как минимально-обязательная сумма ответственности для других случаев составляет 700 млн. ЕВРО.

В связи с вышеизложенным, считаем, что для Украины является целесообразным перенять международный опыт в этой сфере и установить на законодательном уровне дифференцированные размеры ответственности для операторов разных видов ядерных установок, а также отдельно размер ответственности операторов при перевозке ядерных материалов.

При этом, считаем возможным установить различный минимально-обязательный размер ответственности оператора в зависимости от того, перевозка каких именно ядерных материалов осуществляется, например отработанного или свежего  ядерного топлива.

Несмотря на то, что до сих пор речь шла о возможности и целесообразности снижении размера ответственности для операторов определенных видов ядерных установок и при перевозке ядерных материалов, общая тенденция развития международного права в этой сфере заключается в увеличении общей суммы ответственности и расширении понятия «ядерный ущерб».

Более широкая трактовка термина «ядерный ущерб» подразумевает включение в это понятие, кроме традиционного определения вреда – смерть, телесное повреждение, потеря имущества или его повреждение, дополнительно – неполученного дохода (упущенной выгоды), ущерба окружающей среде, стоимости превентивных мер.

Применение более широкой трактовки термина «ядерный ущерб» без увеличения минимально-обязательной суммы ответственности оператора приедет к тому, что сократится сумма покрытия традиционного вреда. В связи с этим эти два направления развития законодательства должны быть взаимосвязанными.

С нашей точки зрения, в законодательство Украины необходимо внести изменения в части установления переходного периода, на протяжении которого будет постепенно увеличиваться размер ответственности оператора и за счет такого увеличения может быть покрыто возмещение новых видов ущерба.

В законодательстве Украины также существует ряд пробелов и проблем при правовом регулировании возмещения ядерного ущерба. В частности, в статье 76 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» предусматривается неограниченный срок исковой давности для исков о возмещении ядерного ущерба, причиненного жизни и здоровью лица. При этом даже согласно Венской конвенции редакции 1963 года срок исковой давности ограничен 10 годами, а в редакции 1997 года – 30 годами в отношении смерти и телесного повреждения. Безусловно, норма, установленная в законодательстве Украины относительно неограниченного срока исковой давности  является более социально прогрессивной, однако на практике приводит к возникновению ряда сложностей, в частности при заключении договоров страхования и перестрахования гражданской ответственности оператора за ядерный ущерб.
Введение ограниченного срока исковой давности для данной категории исков, как это предусмотрено международными конвенциями, по существу не ограничит права потерпевших (поскольку срок исковой давности до 30 лет также является достаточно длительным), не приведет к нарушению Украиной своих международных обязательств и позволит операторам ядерных установок заключать договора страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб на более взаимовыгодных условиях.

Кроме того, в пункте 18 Порядка и правил осуществления обязательного страхования  гражданской ответственности за ядерный ущерб предусматривается, что в случае, если размер ядерного ущерба превышает общую страховую сумму по договору обязательного страхования, то выплаты осуществляются в следующем порядке: в случае смерти; в случае установления инвалидности; в случае временной нетрудоспособности; в случае причинения ущерба имуществу физических лиц; в случае причинения ущерба имуществу юридических лиц.

Однако, механизм реализации этой нормы не предусмотрен. Поскольку осуществление выплат возмещения в зависимости от приоритетности вида ущерба является проблематичным (ущерб здоровью может быть причинен на протяжении значительного периода времени, на сегодняшний день установлен неограниченный срок исковой давности для исков о возмещении ядерного ущерба, причиненного жизни и здоровью), считаем целесообразным отменить эту норму.

Дополнительно следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона Украины «О гражданской ответственности за ядерный ущерб» иски о возмещении ядерного ущерба могут подаваться в суд Украины по месту нахождения (месту проживания) истца, ответчика или по месту причинения ущерба.

В то же время, одним из наиболее важных изменений в этой сфере в международном праве (Венская конвенция в редакции 1997 года) стало установление правила, согласно которому договорная сторона, суды которой имеют соответствующую компетенцию, обеспечивает, чтобы только один суд на ее территории имел юрисдикцию по отношению к одному ядерному инциденту. С нашей точки зрения такую норму целесообразно предусмотреть в законодательстве и Украины, поскольку это будет способствовать установлению стабильности и однородности судебной практики.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. В последние годы в Украине было сделано многое для того,  чтобы  заработал механизм финансового обеспечения гражданской ответственности оператора ядерной установки за ядерный ущерб. В частности, была ратифицирована Венская конвенция 1963 года, приняты необходимые нормативно-правовые акты, создан Ядерный страховой пул и были заключены первые договора обязательного страхования гражданской ответственности оператора за ядерный ущерб. Однако, несмотря на проделанную работу, все еще остаются проблемы, которые подлежат решению, и возможности для усовершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере.

 

Обзор DEDALINFO