Почитаем прессу

Размер текста
19.10.2006

Электронные торги – будущее страхового бизнеса

Правда, покупкой полиса через Интернет сегодня вряд ли уже кого удивишь, но вот о возможности участия в полноценном тендере до последнего времени слышать не приходилось. И вот фантазия стала реальностью – появилась первая виртуальная торговая площадка. Пионером в этой области стала компания «Страховой брокер «Дедал». О новинке «Банкиру» рассказывает директор компании, кандидат технических наук, доцент Ибрагим ГАБИДУЛИН. 
 
«Б». Ибрагим Абдулович, тендерные торги через Интернет – веление времени?
 
– Безусловно. Но хочу отметить, что компания «Страховой брокер «Дедал» была первой в Украине по реализации этой идеи, как и по многим другим Интернет-проектам. Мы первыми реализовали продажу полисов через Интернет, дав возможность клиентам покупать полисы по ОСАГО через наш сайт. И после заказа курьер привозит выбранный клиентом полис прямо к нему в офис. Кстати, сайт «Дедала» – один из самых посещаемых по страховой тематике в Украине по рейтингу Bigmir. Мы постоянно в первой сотне среди 2 100 сайтов фирм и организаций в области бизнеса и финансов. Жаль, что Bigmir не имеет отдельного раздела по страхованию, как, например, Rambler в России. По рейтингу Rambler мы также в первой сотне среди компаний России.
 
«Б». Что дает реализация проекта по проведению тендеров через Интернет?
 
– Во-первых, учитывая, что большинство клиентов еще не привыкли к услугам брокеров,  нужно дать возможность клиенту самому выбирать страховую компанию. Клиент после получения тендерных предложений может обратиться непосредственно в фирму, предоставившую наилучшие условия и тарифы страхования. Это, кроме того, даст возможность приобщить клиентов к страхованию в общем, и повысить их страховую культуру.
            Во-вторых, согласно требованиям законодательства многих стран брокер обязан проводить тендеры среди страховщиков при размещении рисков своих клиентов. Специалисты нашей компании ежедневно проводят тендеры в интересах наших клиентов, но это – трудоемкий и продолжительный по времени процесс. Поэтому с целью экономии времени мы решили автоматизировать всю процедуру.
            В-третьих, в государственных предприятиях и организациях Украины проведение конкурсных закупок товаров и услуг возложены на тендерные комитеты, которые должны быть созданы в соответствии с Законом Украины «Про закупівлю товарів, робіт та послуг за державні кошти» № 1490-III от 22.02.2000. Эти комитеты хорошо справляются при проведении тендеров по закупке за государственные средства каких-либо товаров, материалов и сырья, где главным фактором является цена товара при известных качественных его характеристиках. Но они становятся заложниками закона и не могут самостоятельно сформулировать требования по страхованию и проанализировать тендерные предложения, поступившие от страховщиков. Наш проект также позволит им проводить тендерные оценки по страховым продуктам. Кстати, о недостатках этого закона я говорил в своем выступлении на Ялтинском Форуме участников страхового рынка.
            В-четвертых, проведение тендеров отнимает очень много времени и сил как у брокеров, так и у клиентов. Данная площадка позволит автоматизировать многие процессы, в частности, облегчит формулирование требований к страховому продукту, анализ этих требований страховщиками, получение соответствующих котировок и условий от страховщиков. Ведь страхователь заполняет уже готовую форму, которая однозначно воспринимается всеми страховщиками.
            В-пятых, новшество позволит исключить возможное влияние брокера на процесс принятия решения страхователем, так как некоторые страховщики обвиняют брокеров в «любви» к некоторым своим конкурентам на рынке.            
 
«Б». Как происходит виртуальный тендер?
 
– Прежде всего, и потенциальный клиент, и страховая компания обязаны зарегистрироваться на сайте, заполнив соответствующую стандартную анкету и оплатив свою регистрацию. После чего клиент формулирует требования к необходимому ему страховому продукту. Далее есть два варианта: самостоятельный выбор страховщика –  компьютер познакомит со всеми имеющимися предложениями, или обратиться за консультацией к страховому брокеру. В первом случае есть возможность непосредственно зайти на сайт страховой компании и заказать там полис, который будет доставлен в максимально короткий срок заказчику. Во втором – брокер подберет наиболее подходящий вариант, причем поможет избежать разнообразных юридических ловушек, которыми нередко изобилуют договора страхования. Но окончательный выбор – только за клиентом.
 
«Б». В чем выгода в пользовании такой тендерной площадкой для страховщика? А  для клиента?
 
– Для клиента – реальную возможность самому выбрать компанию для размещения своих рисков. Ведь просто знакомство со страховыми предложениями путем посещения сайтов – очень длительный процесс, который общей ситуации на рынке не отражает. И самостоятельно оценить предлагаемые условия весьма непросто. Для компаний – дополнительный плюс в продвижении своих продуктов на рынке и приобретении новых клиентов. Кстати, в случае выбора конкретной фирмы, она получает сообщение: «Вы победили в тендере!» и, значит, можно готовить соответствующий полис.
            Немаловажный фактор – существенное обострение конкуренции среди участников рынка. Дело в том, что страховая компания, выставляя свои условия, не имеет информации о том, что предлагают конкуренты – доступ к ней закрыт. А проиграв несколько тендеров (информация о том, сколько их проводилось, открыта), менеджерам компании впору задуматься: конкурентоспособны ли их продукты или нет. Между прочим, площадка упрощает процедуру внедрения новых продуктов, изменение условий и т. д. Безусловно, такая система будет способствовать развитию страхового рынка в целом.
 
«Б». Предполагается ли дальнейшее развитие системы виртуальных тендерных торгов?
 
– Следующим шагом в совершенствовании Интернет-продаж, на мой взгляд, должно стать внедрение безналичных расчетов. Сейчас использование платежных карт в страховом бизнесе почти сведено к нулю: клиенты в лучшем случае снимали по ним наличные в ближайшем банкомате, чтобы расплатиться за полис. Вместе с тем возможности электронного бэнкинга применимы и для страхования: оплата «электронными деньгами» за предоставленные товары и услуги постепенно станет доминирующей во всех сферах экономики. Правда, пока есть определенные проблемы с выбором платежной системы, которая стала бы приемлемой для большинства компаний. Но это – только вопрос времени, тем более, что Государственная программа развития системы безналичных платежей уже перешла в стадию реализации. Так что возможность заказать и оплатить страховой полис, не отрываясь от компьютера, буквально через пару лет станет обычным делом.
 
Беседовал Сергей СОКОЛОВСКИЙ  
 

Посмотреть данную публикацию в PDF-формате   

 

Обзор DEDALINFO