Почитаем прессу

Размер текста
25.06.2015
Фото: Анна Наконечная
Фото: Анна Наконечная

«Финансовая инициатива» наказуема?

В банк введена временная администрация. Олег Бахматюк допускает последующее создание на базе учреждения переходного банка.

Национальный банк продолжает вывод с рынка финансовых учреждений, не делая исключения даже для крупнейших бизнесменов. Вчера неплатежеспособным был объявлен банк «Финансовая инициатива», принадлежащий бизнесмену Олегу Бахматюку (№13 в списке Forbes, состояние $597 млн). В течение нескольких месяцев до этого акционер пытался спасти учреждение – вливания в капитал превысили миллиард гривен. Однако этих средств оказалось недостаточно для реанимации банка, что демонстрирует, насколько жесткой является нынешняя ситуация в банковской системе Украины.

По данным НБУ, на 1 апреля 2015 года банк «Финансовая инициатива» с активами в размере 19 млрд гривен занимал 16-е место среди 133 украинских банков. Под выплаты Фонда гарантирования попадает 3,7 млрд гривен вкладов.

«Несмотря на все усилия по стабилизации, в частности, докапитализацию банка владельцем существенного участия финучреждения, остановить отток средств, стабилизировать ликвидность и восстановить платежеспособность в условиях текущего финансового кризиса так и не удалось», – так пояснил НБУ ситуацию с банком в своем официальном релизе.

Напомним, что в ноябре прошлого года Нацбанк ввел временную администрацию в VAB Банк – еще одно финучреждение Олега Бахматюка. Уже тогда НБУ получил ходатайство о введении временной администрации в «Финансовую инициативу». Однако банк оставался на рынке. Некоторые отделения VAB Банка вскоре стали отделениями «Финансовой инициативы».

В системе из каждого банка может быть создан переходной банк, или так называемый bridge bank. «Финансовая инициатива» – не исключение
Андрей Кияк, Фонд гарантирования вкладов

Председатель правления банка «Финансовая инициатива» Андрей Циктор тогда рассказывал Forbes, что его учреждение всегда реализовывало свою собственную стратегию: «У нас своя сегментация клиентов, отличная по структуре от VAB Банка клиентская база и продуктовая линейка, принципиально другие каналы продаж банковских продуктов. Сравнивать совокупное состояние учреждений некорректно».

«Для меня было неожиданностью, что в «Финансовую инициативу» не ввели временную администрацию раньше. Если взять банковский бизнес Николая Лагуна (владелец Дельта банка. – Forbes), то в ту же «Омегу» можно было не вводить ВА. Если смотреть по показателям, то «Омега» была абсолютно здоровым банком, без проблем с ликвидностью и капиталом. Но НБУ подошел с точки зрения всего банковского холдинга, которым владел Лагун. Здесь так не получилось», – констатирует экс-член совета НБУ Василий Горбаль.

На вопрос Forbes о том, можно ли будет спасти банк, акционер «Финансовой инициативы» Олег Бахматюк ответил: «Мы уже спасали учреждение всеми силами. Шесть месяцев пытались банк реанимировать, его капитал был увеличен более чем на миллиард гривен, мы выполняли все текущие обязательства. Боролись за банк до конца. Мы будем продолжать искать механизмы спасения учреждения, но теперь, когда в учреждении – временная администрация, возможностей не так много. Это или формирование переходного банка, или приход в учреждение «стратега». Поиск такого «стратега» – читай, стратегического инвестора – продолжится, скорее всего, до середины осени.

По словам Бахматюка, возможности акционеров в спасении учреждения почти полностью исчерпались. Теперь он общается с Фондом гарантирования вкладов, обсуждая дальнейшую судьбу своего банка.

Как банковское сообщество оценивает перспективы возвращения банка на рынок? «Я искренне желаю всем собственникам банков, которые попали в такую ситуацию, найти стратегических инвесторов и выйти из нее. Но ... пока я такого не наблюдаю», – отмечает Василий Горбаль.

Заместитель главы Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк рассказал Forbes, что переходной банк может быть создан на основе любого учреждения – при готовности инвесторов его спасать. «В системе из каждого банка может быть создан переходной банк, или так называемый bridge bank. «Финансовая инициатива» – не исключение. Это учреждение продается новому акционеру и продолжает работать с куратором от Фонда [гарантирования вкладов] до завершения проверок Нацбанка. После проверки переходной банк еще год работает под усиленным контролем НБУ», – подчеркивает Кияк.

Решение по переходному банку может быть принято в течение трех месяцев.

Александр Моисеенко, Маргарита Ормоцадзе

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO