Новости из России

Размер текста
23.06.2008

«В страховании не бывает чудес»

На прошлой неделе владельцы «РЕСО-Гарантии» закрыли сделку по продаже 36,7% акций компании французскому страховому холдингу Axa. Генеральный директор «РЕСО-Гарантии» ДМИТРИЙ РАКОВЩИК поделился с корреспондентом РБК daily ЮРИЕМ НЕХАЙЧУКОМ своим видением будущего компании, а также рассказал о новых сервисах, которые компания готовится предоставить своим клиентам.

— Что, на ваш взгляд, даст для «РЕСО-Гарантии» сделка с Аxa?

— Сделку проводили акционеры, и вопрос этот прежде всего нужно адресовать к ним. Для нас же это в первую очередь возможность работать с одним из крупнейших европейских страховщиков — компанией, достаточно близкой к нам по технологиям, стилю работы и клиентской базе, как и мы ориентированной на работу в ритейловом секторе. Кроме того, мы получаем возможность использовать такие опции, как сопровождение крупнейших глобальных клиентов Аxa, работающих на российских рынках, и медицинский ассистанс по всему миру, что позволит нам представить еще более качественный сервис для наших туристов, выезжающих за рубеж. У меня есть также информация, что часть кредита, предоставленного акционерам, будет потрачена на развитие технологий «РЕСО-Гарантии» и клиентского сервиса. Но пока преждевременно говорить о конкретных цифрах и планах, мы только приступили к их обдумыванию.

— Что вы ожидаете получить от новых партнеров?

— Довольно много общаясь с Axa на этапах, предшествовавших сделке и последовавших после нее, мы видим, что технологически они отличаются от нас не так сильно. Это заблуждение, что у иностранных страховщиков есть какие-то иные специально разработанные технологии и сервисы. Одно могу сказать точно: все, что будет хорошего у Аxa, мы безусловно возьмем. Особенно учитывая то, что Аxa работает во многих странах мира и в большинстве стран Восточной Европы, очень близких к нам по уровню развития страхового рынка. Однако в страховании не бывает чудес, это клиентоориентированный бизнес, по своему консервативный. Никогда не будет такого, что мы взяли и переключились на программу Аxa и сразу завоевали весь российский рынок. Надо ежедневно работать со своими агентами и продавцами, работать и с клиентами, никогда не терять связь. Никакие технологии не заменят этого.

— Это как-то отразится на предоставляемом сервисе?

— На сегодняшний день у «РЕСО-Гарантии» самая совершенная информационная система в России, в которой представлены все необходимые внутренние и клиентские сервисы, включая автоматическое информирование клиентов всеми возможными средствами коммуникации, отдельно есть система оповещения клиентов о прохождении стадий выплатного дела. Также работает сервис автоматической пролонгации полиса, клиентам не надо думать о том, чтобы продлить полис, компания все делает за них.

— Планы «РЕСО-Гарантии» как-то изменились в связи с приходом нового акционера?

— На этапе подготовки к сделке компания представляла свой трехлетний план, и он всех устроил, даже несмотря на то, что мы делали его для себя, а не для будущих акционеров. Меняться он не должен, единственное, что мы, менеджмент, можем его корректировать, следя за ситуацией на рынке. План предусматривает планомерное развитие компании и рост продаж, основная стратегия, которая в нем заложена, — это стратегия рентабельного роста. Мы должны ежегодно на 20—25% наращивать объем собранной премии и прибыли.

— Подразумевает ли сделка с Аxa привлечение к работе в «РЕСО-Гарантии» иностранных менеджеров?

— По моей информации, включаться в оперативное управление Axa не намерена. Весь контроль будет осуществляться через совет директоров — как раз на прошлой неделе в него было избрано три представителя французской компании.

— Один из акционеров «РЕСО-Гарантии», Сергей Саркисов, ранее рассказывал РБК daily о том, что у компании есть планы по выстраиванию «финансового супермаркета». На какой стадии сейчас находится этот проект?

— В холдинг уже входит управляющая компания, которая занимается инвестициями, «АМК Финанс», в структуре появился пенсионный фонд «Сберфонд РЕСО», есть две лизинговые компании «РЕСО-Лизинг» и «РЕСОТраст», идет работа над открытием ипотечного банка, и скоро она будет завершена. При этом в распоряжение «РЕСО-Гарантии» есть уникальная опция — сеть из 19 тыс. агентов. Безусловно, от нас потребуется переобучение непосредственных продавцов. Так что добавить коррелирующие со страхованием продукты возможно, и именно таким образом мы и намерены построить «финансовый супермаркет». У нас кроме агентов есть еще 800 филиалов и точек продаж. Кроме того, компании, входящие в холдинг, будут и самостоятельно готовить свои кадры. Создание «финансового супермаркета» это ведь не самоцель, а стремление удовлетворить своих клиентов, предоставив им наиболее обширный спектр услуг. Клиент на свой вопрос: «нельзя ли у вас купить пенсионную программу или паи ПИФов» — не должен услышать в ответ «нет».

— «РЕСО-Гарантия» активно использует кросс-продажи внутри холдинга?

— На базе наших филиалов работают представительства лизинговых компаний, наши агенты продают пенсию, а в ряде филиалов продаются паи фондов «АМК Финанс». Когда откроется банк, то и он будет пользоваться сетью распространения продуктов нашей компании. Не исключаю и такой вариант, что наши агенты смогут активно предлагать ипотечные продукты.

— Вы являетесь главой одного из крупнейших автостраховщиков на российском рынке. Какие проблемы сейчас существенны для рынка и компании в сегментах ОСАГО и автокаско?

— Что касается ОСАГО, то у нас все так же, как и у наших коллег. Есть целые регионы, где мы получаем убытки от работы с обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев — Урал, Сибирь, если по городам — то Сургут, Нижневартовск и ряд других. Причина этого заключается в высокой стоимости автозапчастей и ремонтных работ в данных регионах. И вообще, большинство регионов, городов и населенных пунктов, где территориальный коэффициент установлен на уровне 0,5, можно считать убыточными: премии там, как правило, не хватает на покрытие выплат. Учитывая огромные инвестиции в создание и поддержание инфраструктуры для работы с ОСАГО в федеральных масштабах, этот вид страхования никогда не был для нас сверхдоходным, а в нынешних условиях стал и вовсе малоприбыльным. Но надо отметить, что по ОСАГО прибыль мы все равно получаем, поскольку в полной мере используем преимущества современных технологий и экономию на масштабе. По автокаско мы тоже не терпим убытков. Не могу сказать, что получаем какой то большой доход, но убытков действительно не несем. Благодаря нашей информационной системе мы можем назначать наиболее справедливую цену на каждую марку и каждую отдельную модель. Мы не усредняем стоимость полиса автокаско для всех сразу, потому что позиция компании такова: ни один автовладелец не должен переплачивать за то, чтобы обеспечить другому потребителю более низкую цену.

— Что более эффективно для решения проблемы в ОСАГО: повышение тарифов или региональных коэффициентов?

— Делать надо и то и другое: и тарифы повышать, и коэффициенты, и в дальнейшем продолжать следить за убыточностью на рынке. И уж точно чего не надо делать, так это снижать тарифы и размер ответственности по полису ОСАГО, они и так практически самые низкие в Европе. Либо перевести всю систему формирования тарифов ОСАГО на рыночный уровень, однако тогда компании самостоятельно будут устанавливать цены на уровне рентабельности, но, на мой взгляд, делать это пока рановато. Сейчас почти 160 компаний имеют лицензию на ОСАГО, и если ввести рыночное регулирование тарифов, это приведет к возникновению у слишком многих соблазна завоевать рынок низкими тарифами и демпингом. Между тем череда банкротств на рынке ОСАГО продолжается. Поэтому тарифами все равно надо управлять, не дожидаясь момента, когда с рынка начнут уходить компании федерального масштаба.

Дмитрий Раковщик родился в 1965 году в Москве. Окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ), затем клиническую ординатуру при ЛПМИ. Выпускник Московского института международных экономических отношений по специальности «Экономика». В 1995—1997 годах проходил стажировку в израильской группе «Мигдаль», мюнхенском перестраховочном обществе и компании Lloyd’s. В 1992 году работал директором по страхованию жизни и здоровья в страховой компании «АСКО-Петербург», в 1993—1998 годах Дмитрий Раковщик занимал пост генерального директора «АСКО-Мед». В 1998 году пришел на работу в компанию «РЕСО-Гарантия» на должность заместителя генерального директора по северо-западному направлению. С 2004 года и по настоящее время занимает пост генерального директора «РЕСО-Гарантии».

 

Обзор DEDALINFO