Рейтинговые агентства

Размер текста
16.01.2012

Рейтинговые действия, предпринятые Standard & Poor’s в отношении правительств 16 стран еврозоны

 

  • Мы считаем, что политические инициативы, предпринимаемые в последние недели правительствами европейских стран, могут оказаться недостаточными для полноценного решения системных проблем стран еврозоны.
  • Мы понижаем долгосрочные суверенные кредитные рейтинги девяти стран еврозоны и подтверждаем рейтинги семи стран.
  • Прогноз по долгосрочным рейтингам всех 16 стран еврозоны, кроме двух, определен как «Негативный». Рейтинги всех 16 стран выведены из списка CreditWatch («рейтинги на пересмотре»), куда они были помещены с негативным прогнозом 5 декабря 2011 г. (кроме рейтинга Кипра, находившегося в этом списке с 12 августа 2011 г.).

Франкфурт, 13 января 2012 г. Сегодня Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s объявила о различных рейтинговых действиях по 16 странам Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС, или еврозоны), предпринятых по результатам проведенного анализа.  

Долгосрочные  рейтинги Кипра, Италии, Португалии и Испании понижены на две ступени, долгосрочные рейтинги Австрии, Франции, Мальты, Словакии и Словении понижены на одну ступень, долгосрочные рейтинги Бельгии, Эстонии, Финляндии,  Германии, Ирландии, Люксембурга и Нидерландов подтверждены. Рейтинги всех 16 стран выведены из списка CreditWatch («рейтинги на пересмотре»), куда они были помещены с негативным прогнозом 5 декабря 2011 г. (кроме рейтинга Кипра, находившегося в этом списке с 12 августа 2011 г.). 

Ниже приводится рейтинг-лист с указанием всех рейтинговых действий, о которых идет речь. 

Прогноз по долгосрочным рейтингам Австрии, Бельгии, Кипра, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словении и Испании определен как «Негативный», поскольку, по нашему мнению, эти рейтинги могут быть понижены в 2012-м или 2013 г. с вероятностью как минимум один к трем. Горизонт прогнозирования для эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории, составляет до двух лет, для эмитентов, имеющих рейтинги неинвестиционной (спекулятивной) категории, — до одного года. Прогноз по долгосрочным рейтингам Германии и Словакии —  «Стабильный». 

Мы присвоили  Кипру и Португалии рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта («4») в соответствии с нашей практикой  присвоения таких рейтингов эмитентам  неинвестиционной категории. Рейтинг  ожидаемого уровня возмещения долга  на уровне «4» показывает, что предполагаемая полнота удовлетворения требований кредиторов в случае возможного дефолта  эмитента составляет 30-50%. 

Сегодняшние рейтинговые  действия обусловлены прежде всего  нашими сомнениями по поводу достаточности  мер, предпринимаемых в последние недели европейскими политиками для решения системных проблем еврозоны. К числу этих проблем мы относим: (1) ужесточение условий кредитования, (2) повышение премий за риск все большего числа эмитентов из еврозоны, (3) одновременные попытки органов власти и домохозяйств сократить использование заемных средств, (4) ухудшение перспектив экономического роста и (5) продолжающийся открытый спор между европейскими политиками по вопросу преодоления этих трудностей.

Результаты  состоявшегося 9 декабря 2011 г. саммита ЕС, а также последующие заявления политических деятелей заставляют нас усомниться в том, что достигнутое соглашение может обеспечить по-настоящему ощутимый прорыв в решении финансовых проблем еврозоны. С нашей точки зрения, это политическое соглашение не позволяет ЕС мобилизовать достаточные дополнительные ресурсы, повысить гибкость операций по оказанию финансовой помощи, а также предоставить необходимую поддержку странам еврозоны, подвергающимся наибольшему стрессу вследствие давления рынка.

Кроме того, мы считаем, что это соглашение основывается на признании лишь одной из причин кризиса, а именно того, что текущие  финансовые неурядицы возникли прежде всего в результате расточительной политики «периферийных» стран еврозоны. Мы же считаем, что не менее важным источником финансовых проблем Европы является растущая несбалансированность внешних показателей и расхождений  в уровнях конкурентоспособности  между «основными» и «периферийными»  странами еврозоны. При этом мы считаем, что  реформы, основанные лишь на жесткой бюджетной экономии, рискуют провалиться, так как сокращение внутреннего спроса в связи с озабоченностью потребителей по поводу сохранения работы и располагаемых доходов, может негативно повлиять на налоговые поступления. 

Поэтому в соответствии с опубликованной нами методологией оценки кредитоспособности суверенных правительств мы изменили оценку политического  риска (один из пяти компонентов анализа  наших критериев) для стран еврозоны, ранее имевших рейтинги двух самых  высоких категорий. Данное решение  отражает наше мнение о том, что эффективность, стабильность и предсказуемость  политики и политических институтов ЕС не отвечают требованиям текущего момента, учитывая серьезность финансового  кризиса в еврозоне, который расширяется  и углубляется.

Мы считаем, что  для некоторых стран растет вероятность  сохранения повышенной стоимости рефинансирования, что существует угроза еще большего снижения доступности кредитов и  замедления экономического роста, а  также сохранения неблагоприятных  условий привлечения финансирования. Поэтому мы изменили в худшую сторону  оценку внешних рисков для стран, которые, на наш взгляд, наиболее подвержены угрозе экономического спада и риску  ухудшения условий финансирования в связи, например, с их повышенными  потребностями в привлечении  средств из-за границы.  

С другой стороны, мы считаем, что действия европейских  органов денежно-кредитного регулирования помогли предотвратить кризис доверия рынка. Одна из эффективных мер Европейского центрального банка (ЕЦБ) — снижение залоговых требований — позволила использовать постоянно растущий пул активов в качестве обеспечения для ссудных операций ЕЦБ. Кроме того, ЕЦБ снизил фиксированную ставку по своей основной операции рефинансирования до исторического минимума — 1%. Еще важнее, на наш взгляд, тот факт, что ЕЦБ провел беспрецедентные операции РЕПО с финансовыми институтами, что существенно сократило потребности банков в краткосрочном фондировании. Поэтому мы не корректировали нашу предварительную оценку монетарной политики ни для одной из 16 рассматриваемых стран. 

Мы подтвердили  рейтинги семи стран еврозоны, которые, с нашей точки зрения, наиболее устойчивы к неблагоприятным  внешним воздействиям благодаря  относительно неплохому состоянию  внешних показателей и меньшему уровню долговой нагрузки в государственном  и частном секторах экономики. Эти  кредитные преимущества, по нашему мнению, достаточно весомы для того, чтобы нейтрализовать потенциальное  негативное влияние ухудшившейся оценки за политический риск. 

Однако для  стран, рейтинги которых имеют «Негативный» прогноз, сохраняется риск снижения кредитоспособности. Кроме того, ухудшение  экономических и финансовых условий  в ближайшие год-два может ослабить их относительно сильные стороны  до степени, когда мы будем вынуждены вновь понизить долгосрочные рейтинги.

Мы считаем, что  основные риски, способные в большей или меньшей степени повлиять на рейтинги стран еврозоны, — это возможность дальнейшего ухудшения бюджетной ситуации вследствие углубления макроэкономической рецессии и (или) влияния факторов, усиливающих недоверие инвесторов к долговым обязательствам рассматриваемых стран и тем самым снижающих возможность привлечения ими финансирования по доступным ценам. Если финансово-экономический кризис окажется серьезнее, чем мы предполагаем в настоящее время (см. статью «Показатели суверенного риска», опубликованную 28 декабря 2011 г.), уровни стресса в европейской банковской системе могут вырасти, создавая дополнительную нагрузку на бюджеты стран еврозоны, связанную с различными программами по урегулированию долгов и рекапитализации банков. Кроме того, существует риск нарастания так называемой усталости от реформ (особенно в странах, переживших глубокую рецессию и пока лишенных перспективы быстрого экономического роста), что в конечном счете может привести нас к выводу о снижении предсказуемости политического курса и стать основанием для дальнейшего изменения нашей оценки политического риска в худшую сторону.

Наконец, несмотря на то, что в настоящее время действия европейских органов денежно-кредитного регулирования представляются в целом достаточно эффективными, наша оценка может измениться по мере развития кризиса и реализации программы антикризисных мер. Если это заставит нас скорректировать предварительную оценку монетарной политики для всех стран еврозоны,  рейтинги ряда стран могут понизиться. 

Однако следует  отметить, что даже с учетом нынешнего  понижения кредитные рейтинги стран  еврозоны остаются сравнительно высокими. Только три страны (Португалия, Кипр и Греция) имеют рейтинги неинвестиционного уровня. Опыт показывает, что для стран с рейтингами инвестиционной категории характерен очень низкий уровень дефолтов. В период 1975-2010 гг. кумулятивный 15-летний уровень дефолтов для суверенных правительств, имеющих рейтинги инвестиционной категории, составлял 1,02%, причем для правительств, имеющих рейтинги «А» и выше, — 0,00%. В течение этого периода 97,78% правительств, имевших в начале года рейтинг «ААА», сохраняли этот рейтинг до конца года.

После сегодняшних  рейтинговых действий Standard & Poor’s в установленном порядке выпустит отдельные пресс-релизы по рейтингам фондов, организаций, связанных с государством, финансовых институтов, страховых компаний, органов власти и сделок структурированного финансирования, которых коснулись эти изменения. 

Статьи, имеющие отношение к теме публикации
Присвоение рейтингов суверенным эмитентом: методология и допущения // 30 июня 2011 г.
Определение оценки риска перевода и конвертации валюты для несуверенных заемщиков // 18 мая 2009 г.
Что такое рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта суверенного эмитента // 14 июня 2007 г.

Аналитические статьи, имеющие отношение к теме публикации
Standard & Poor’s помещает суверенные рейтинги правительств 15 стран еврозоны в список CreditWatch с негативным прогнозом // 5 декабря 2011 г.
Нарушения торгового баланса в еврозоне искажают динамику роста как кредиторов, так и должников, говорится в отчете  // 1 декабря 2011 г.
Standard & Poor's оценивает параметры Eurozone’s Great Rebalancing Act // 2 ноября 2011 г.
Кто урегулирует долговой кризис? // 10 ноября 2011 г.
Что ждет Ирландию в связи с кризисом доверия в еврозоне // 29 ноября  2011 г.

Рейтинг-лист

До                                                           С

Рейтинг                                                 

Австрия                                                

AA+/ Негативный/A-1+                      ААА/Watch Негативный/А-1

Бельгия (рейтинги, основанные на публичной информации)

AA/ Негативный/A-1+                        АА/Watch Негативный/А-1+

Кипр

ВВ+/ Негативный/В                              ВВВ/Watch Негативный/А-3

Эстония

AA-/Негативный/A-1+                      AA-/Watch Негативный/A-1+

Финляндия

AAA/ Негативный/A-1+                    ААА/Watch Негативный/А-1+

Франция (рейтинги, основанные на публичной информации)

AA+/Негативный/A-1+                      AAA/Watch Негативный/A-1+

Германия (рейтинги, основанные на публичной информации)

AAA/Стабильный/A-1+                      ААА/Watch Негативный/А-1+

Ирландия

BBB+/Негативный/A-2                      BBB+/Watch Негативный/A-2

Италия (рейтинги, основанные на публичной информации)

BBB+/Негативный/A-2                       A/Watch Негативный/A-1

Люксембург

AAA/Негативный/A-1+                      AAA/Watch Негативный/A-1+

Мальта

A-/Негативный/A-2                            A/Watch Негативный/A-1

Нидерланды (рейтинги, основанные на публичной информации)

AAA/Негативный/A-1+                      AAA/Watch Негативный/A-1+

Португалия

BB/Негативный/B                              BBB-/Watch Негативный/A-3

Словакия

A/Стабильный/A-1                             A+/Watch Негативный/A-1

Словения

A+/Негативный/A-1                          AA-/Watch Негативный/A-1+

Испания

A/Негативный/A-1                           AA-/Watch Негативный/A-1+

Прим. Указаны  не все рейтинги, затронутые данными  рейтинговыми действиями.

 

Обзор DEDALINFO