Рейтинговые агентства

Размер текста
13.04.2012

Рейтинги украинского города Ивано-Франковска повышены до «В/uaA-» ввиду сильных финансовых показателей; прогноз — «Стабильный»

  • Мы полагаем, что по-прежнему высокие операционные доходы Ивано-Франковска и консервативная политика города в отношении расходов обусловливают более высокие финансовые показатели, чем мы ожидали ранее.
  • Планы заимствований города, по нашему мнению, останутся взвешенными.
  • Мы повышаем рейтинги Ивано-Франковска с «B-/uaBBB-» до  «B/uaA-».
  • Прогноз «Стабильный» отражает наше мнение о том, что взвешенная политика города в отношении расходов и вероятный рост доходов обусловят умеренные показатели исполнения бюджета в среднесрочной перспективе.

МОСКВА (Standard & Poor’s), 13 апреля 2012 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s повысила рейтинги украинского города Ивано-Франковска — долгосрочный кредитный рейтинг с «В-» до «В», а рейтинг по национальной шкале с «uaBBB-» до «uaA-». Прогноз — «Стабильный».

Рейтинговое действие отражает последовательное проведение городом консервативной политики заимствований, а также улучшение показателей исполнения бюджета и, как следствие, хорошее соотношение остатков на счетах и уровня расходов на обслуживание и погашение долга.

Сдерживающее влияние на рейтинги оказывают высокая зависимость Ивано-Франковска от политики центрального правительства, относительно низкий уровень благосостояния и риски, связанные со слабыми финансовыми результатами муниципальных предприятий. Влияние этих негативных факторов компенсируется хорошей экономической диверсификацией, низким долгом города, его консервативными планами в отношении заимствований и умеренными показателями исполнения бюджета.

Контроль центрального правительства над финансовой политикой региональных и местных органов власти существенно ограничивает финансовую гибкость Ивано-Франковска. Несмотря на меры центрального правительства, принимаемые для усовершенствования системы межбюджетных отношений, мы считаем, что одним из основных факторов, негативно влияющих на кредитоспособность Ивано-Франковска, являются системные риски.

Ивано-Франковск имеет сравнительно низкие по украинским меркам показатели благосостояния. Однако экономика города хорошо диверсифицирована, что позволило ему преодолеть недавний финансовый кризис. Сейчас, когда перспективы дальнейшего восстановления украинской экономики представляются умеренно благоприятными, мы ожидаем, что экономика Ивано-Франковска в 2011-2012 гг. будет расти как минимум теми же темпами, что и национальная экономика. 

Продолжение взвешенной бюджетной политики в отношении расходов на фоне роста объема текущих межбюджетных трансфертов и налоговых доходов позволило городу в 2011 г. исполнить бюджет с профицитом (текущим и с учетом капитальных расходов), превосходящим показатели нашего базового прогноза. Несмотря на то, что рост текущей финансовой поддержки может замедлиться из-за необходимости консолидации госбюджета Украины, наш обновленный базовый сценарий, учитывающий консервативный характер политики Ивано-Франковска в области расходов, предполагает, что в 2012-2014 гг. бюджет города будет исполняться с небольшим текущим профицитом (около 3-4% текущих доходов). Исходя из установившейся практики и учитывая взвешенную политику Ивано-Франковска в области заимствований, мы предполагаем, что его инвестиционная программа будет финансироваться за счет продажи некоторой части активов, а также безвозмездных перечислений центрального правительства на бюджетные инвестиции. Следовательно, в 2012-2014 гг. бюджет города будет исполнен с небольшим дефицитом, не превышающим 1-2% с учетом капитальных расходов.

В связи с этим наш базовый сценарий предполагает, что полный долг Ивано-Франковска до 2014 г., скорее всего, не превысит 30% консолидированных текущих доходов. В составе долга города будут, как и прежде, преобладать гарантии по кредитам международных финансовых организаций, предоставленным коммунальным компаниям. В частности, мы учитываем 17-летний кредит, выданный Международным банком реконструкции и развития (ААА/Стабильный/А-1+) городскому предприятию водоснабжения и водоотведения, а также кредит объемом 11,7 млн евро, выданный Европейским банком реконструкции и развития (ААА/Стабильный/А-1+) муниципальному предприятию теплоснабжения. Эти гарантии не требуют немедленного предоставления городом средств на покрытие долга в случае дефолта предприятия-заемщика. Мы ожидаем, что кредитные средства будут использоваться постепенно и небольшими частями, вследствие чего уровень валютного риска, которому подвергается город, останется очень невысоким — по крайней мере, до 2013-2014 гг.

Несмотря на то, что объем кредиторской задолженности коммунальных компаний Ивано-Франковска по украинским меркам невелик, низкие финансовые показатели муниципальных предприятий, по всей видимости, по-прежнему будут оказывать давление на бюджет города. Из-за роста цен на энергоносители кредиторская задолженность предприятий города (главным образом предприятий теплоснабжения) увеличилась и достигла 23-25% доходов городского бюджета против 15% в 2008 г. Мы считаем, что дальнейший рост кредиторской задолженности создает риск того, что городу придется вмешаться в ситуацию в случае неспособности муниципальных предприятий исполнять свои обязательства. 

Прогноз «Стабильный» по рейтингам Ивано-Франковска отражает последовательное проведение городом взвешенной политики в отношении расходов, что на фоне роста доходов в среднесрочной перспективе должно обеспечить умеренно высокие показатели исполнения бюджета. Эти факторы наряду с консервативной политикой заимствований Ивано-Франковска могут стабилизировать уровень его ликвидности. 

Рейтинги могут быть повышены в случае, если город сможет улучшить показатели исполнения бюджета в среднесрочной перспективе — достичь текущего профицита на уровне выше 5-6% текущих доходов и получить нулевой или положительным баланс с учетом капитальных расходов и таким образом улучшить позицию ликвидности. Другим основанием для повышения рейтингов может стать сокращение кредиторской задолженности коммунальных предприятий города в результате улучшения их финансовых показателей.

Рейтинги могут быть понижены в случае ухудшения финансовых показателей города, в  том числе из-за давления на расходы бюджета в связи с ростом кредиторской задолженности коммунальных предприятий — до уровня, намного превышающего текущий. В этом случае текущий профицит бюджета снизится до 1% текущих доходов, а дефицит с учетом капитальных расходов увеличится до более 3% бюджетных доходов, что приведет к структурному ухудшению позиции ликвидности.

КРИТЕРИИ И СТАТЬИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

• Методология присвоения рейтингов региональным и местным органам власти разных стран мира // 20 сентября 2010 г.
• В результате пересмотра оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) Украина переведена из группы 10 в группу 9 // 9 ноября 2011 г.

Источник: Дедал Инфо
 

Обзор DEDALINFO