Почитаем прессу

Размер текста
22.10.2014
Фото Shutterstock
Фото Shutterstock

Устойчивость Фонда гарантирования вкладов – в руках нового парламента

Почему поддержка ФГВ ляжет на государство, а не на акционеров банков.

Государственный бюджет обязали оказать дополнительную поддержку Фонду гарантирования вкладов. Вчера президент Петр Порошенко подписал закон, который разрешает Кабинету министров проводить выпуски облигаций внутреннего государственного займа в обмен на векселя ФГВ для обеспечения финансовой стабильности фонда. Объем запланированной эмиссии – более 10 млрд гривен. Однако этот закон пока что нежизнеспособен. По каким причинам власть не в состоянии обязать собственников банков поддерживать свои учреждения?

Как ранее сообщал Forbes, Министерству финансов поручено выпустить облигации внутреннего государственного займа на 10,1 млрд гривен для финансирования ФГВ. С начала года временные администрации введены в десятки учреждений, большинство из них после работы специалистов ФГВ отправляются на ликвидацию. Мощностей ФГВ для выплаты всем пострадавшим вкладчикам компенсации в размере 200 000 гривен на человека не хватает.

В Фонде гарантирования вкладов средств в настоящее время нет. Если не примем законопроекты, то лишим вкладчиков права на получение гарантированной суммы возмещения
 
министр финансов Александр Шлапак

В такой ситуации призваны стать подспорьем финансовые вливания в ФГВ. Облигации должны быть выпущены со сроком обращения до 15 лет. Процентная ставка – 5% годовых. ОВГЗ должны выдаваться ФГВ в обмен на финансовые векселя, выпущенные Фондом. Векселя выпускаются под те же 5% годовых, со сроком обращения в 15 лет.

Правда, для того чтобы провести подобную эмиссию, потребуется внесение правок в еще два закона: «Об обороте векселей в Украине» и «О системе гарантирования вкладов физических лиц». Соответствующие поправки зафиксированы в законопроекте №5049, голосование по которому было провалено в сессионном зале 7 октября. «В Фонде гарантирования вкладов средств в настоящее время нет. Если не примем (законопроекты), то лишим вкладчиков права на получение гарантированной суммы возмещения», – предупредил министр финансов Александр Шлапак, представляя законопроект в парламенте. Рада чиновника не услышала. Документу не хватило нескольких голосов – как при первом голосовании, так и при нескольких повторных. Упорство парламентариев таким образом сделало закон о выделении финпомощи ФГВ фактически бессмысленным.

Если депутаты сумеют все-таки рано или поздно проголосовать необходимые поправки, то, по мнению банкиров, закон сумеет достичь своей основной цели. «Принятие этого закона вызвало определенную реакцию среди вкладчиков – успокоило их. Хотя проблема намного более глубокая, и систему гарантирования вкладов еще будут укреплять. НБУ предложит власти принять антикризисный пакет мер, который в том числе будет включать сценарии усиления ФГВ», – объясняет экс-член совета НБУ Василий Горбаль.

Разработанные меры являются только одним из этапов по укреплению системы гарантирования вкладов. Например, экс-заместитель председателя НБУ Александр Савченко считает, что альтернатива принятой Минфином схеме – только одна. «Урезание всех статьей бюджета, кроме обороны и культуры. Культуры у нас финансирование – ноль, а обороны – очень недостаточное. Все остальные статьи госбюджета должны быть урезаны. Теоретически, можно было бы увеличивать налоги, но они и так у нас самые большие в Европе, потому это не сработает. Значит, надо сокращать расходы бюджета, и за счет экономии на расходах бюджета финансировать ФГВ, то есть перераспределять бюджет в пользу самых необходимых институтов», – подчеркивает Савченко. По его словам, теоретически можно было бы уменьшить сумму компенсации, но это вызовет огромную панику.

Мы не видим процедуры продажи имущества банков, которые находятся в состоянии ликвидации. Поэтому кассовые разрывы, возникающие у ФГВ, требуют вмешательства государства
 
экс-глава Ощадбанка Анатолий Гулей

Еще один сценарий – усиление полномочий ФГВ. Экс-глава Ощадбанка Анатолий Гулей считает, что законодательство ФГВ на сегодняшний день несовершенно. «Мы не видим процедуры продажи имущества банков, которые находятся в состоянии ликвидации. Поэтому кассовые разрывы, которые возникают у ФГВ, требуют вмешательства государства. Ликвидаторы скоро начнут реализовывать имущество, тогда деньги будут им поступать, и они будут рассчитываться с ФГВ, – разъясняет Гулей. – Потому я вижу в этом только ситуативный такой кассовый разрыв, который нужно до конца года удовлетворить. Нужно также быстрее внести изменения в законодательную базу, для того чтобы ФГВ мог легче и спокойнее продавать имущество, которое осталось в ликвидируемых банках, и вернуть все деньги в бюджет».

Одним из возможных сценариев усиления фонда может быть стимулирование собственников банков возвращать капитал в Украину и поддерживать свои финансовые учреждения. Пока что НБУ исповедует такую тактику для владельцев крупных и крупнейших банков, которые проходят стресс-тесты по рекомендации Международного валютного фонда. В интервью Forbes первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук убеждал, что руководство страны ведет переговоры с владельцами банков, уговаривая их влить средства для докапитализации учреждений. Почему бы не применить эту силу убеждения, а возможно – льгот, для стимуляции возврата капитала в Украину и укрепления тех банков, чьи проблемы доверили ФГВ?

«Ответственность собственника фактически ограничивается  юридическими вопросами. Если при создании банка было зафиксировано, что основатель отвечает своей собственностью – это одно. В противном случае никаких санкций и мер к владельцам банков применить нельзя – нет соответствующего механизма», – констатирует руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

По словам Александра Савченко, за все время в Украине не наказали ни одного собственника банка и ни одного топ-менеджера финучреждения, которые выводили деньги за рубеж или выдавали фиктивные кредиты. «Это бездействие правоохранительных органов, потому что по закону крупные  собственники отвечают за деятельность топ-менеджеров. Здесь очень важно дойти до конкретики и наказать, иначе дальше разговоров ничего не будет. По моим оценкам, большая половина банкротств – это умышленная деятельность собственников и топ-менеджеров по выводу денег из конкретного банка. Вклад государства в процесс тоже большой, – рассказывает Савченко. – Закрыто 26 банков. Почему не сделать открытый анализ причин закрытия этих банков, и выявить вклад собственников либо топ-менеджеров? Или, допустим, заемщиков, структур, которые деньги брали, а по сути, украли, и дальше ездят на роллс-ройсах? В Европе такое в принципе невозможно».

Маргарита Ормоцадзе,  Александр Моисеенко

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO