Рейтинги страховых компаний

Размер текста
06.07.2009

Анализ финансового состояния страхового рынка с использованием рэнкингов страховых компаний

Важность применения рейтингов были осознаны в странах СНГ только с развитием рыночных отношений. В Советском энциклопедическом словаре выпуска 1990 г. рейтинг понимался очень узко – как индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг - листе).

1. Рейтинги и рэнкинги

Термин «рейтинг» (англ. rating) переводится как «оценка, определение стоимости» или как «отнесение к классу, разряду, категории». Например, credit rating – оценка кредитоспособности, financial rating -  оценка финансового состояния. Таким образом, в самом определении рейтинга речь идет об оценке состояния самого субъекта рейтингования..

Под рэнкингом понимается список субъектов, упорядоченных (ранжированных) по какому-либо одному параметру в порядке его возрастания или убывания.

2. Производство и публикация рейтингов и рэнкингов

Комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран публикуются в журналах «Eurimoney», «Fortune», «Economist».

Финансовые и кредитные рейтинги стран являются ориентирами для портфельных инвесторов. Такие рейтинги выпускают международные агентства Moody's, Standart & Poor's, A.M.Best, Fitch Rating.

За рубежом и у нас многие газеты и журналы  публикуют рэнкинги банков и страховых компаний, ранжируя их по какому-нибудь одному параметру.

Анализ рэнкингов позволяют потенциальному  страхователю оценить волнующие его проблемы по состоянию страхового рынка и положение конкретной компании, не углубляясь в проблемы стабильности и надежности страховщиков. Хотя анализ рэнкингов по нескольким показателям позволяют получить оценку надежности той или иной страховой компании, а также определить тенденции развития рынка в целом

3. Рэнкинги страховых компаний

Ранжируя страховые компании по некоторым показателям можно определить финансовое состояние компаний и тенденции изменения их платежеспособности. Например, можно анализировать рэнкинги по наиболее общим показателям или по конкретным видам страхования.

В качестве общих показателей, характеризующих состояние страхового рынка, относятся:

  • Собранная премия по всем видам страхования и перестрахования;
  • Прирост страховых премий;
  • Выплаты страховых возмещений;
  • Брутто-норма убыточности;
  • Количество заключенных договоров страхования.

В качестве примера использования рэнкингов для оценки состояния страхового рынка мы приведем данные за 9 месяцев 2008 г., так как еще отсутствует статистика по финансовым показателям рынка в целом за 2008 г.

3.1. Собранна премия.

Данный показатель является наиболее общим и часто встречаемым в рейтингах страховых и перестраховочных компаний за рубежом. Однако, не всегда он является главенствующим, учитывая кэптивность многих страховых компаний Украины и наличие конъюнктурных видов страхования в портфеле этих страховщиков.

В таблице №1 представлены страховые компании в порядке уменьшения объемов страховой премии, собранным по всем видам страхования и перестрахования. Этот показатель характеризует активность страховщика на рынке. По итогам за 9 месяцев 2008 г. «Оранта» опередила компанию «Лемма», которая лидировала в 2007 г. Таких успехов компания «Оранта» достигла, благодаря своей очень агрессивной рекламной компании на протяжении последних лет, особенно по ОСАГО.

3.2. Прирост премии.

Данный показатель рассчитывается как отношение разницы в сборе страховой премии за текущий и предыдущий год к премии за предыдущий год.

В таблице №2 компании ранжированы по мере уменьшения значения этого  показателя. Если страховая компания из года в год наращивает объемы собранной премии, то это говорит о стабильном росте ее авторитета. Вместе с тем, страхователей должны настораживать те компании, которые имеют очень высокие темпы поступления страховых премий. Анализ с формальной и содержательной точек зрения этого феномена тоже очень интересен. С формальной точки зрения эти результаты являются аномальными и не могут быть включены в анализируемую совокупность, так как выходят за четырехсигмовый интервал. С содержательной точки зрения это означает, что механизм достижения таких результатов может определяться иными условиями, а сами результаты могут быть опасными для таких компаний и рынка в целом. Например, в период бума кредитования прирост премий в некоторых компаниях доходил до 300%-400%, а в целом по рынку - до 159% в квартал, что определялось только начальным этапом роста рынка и безудержным кредитованием банками всего и вся, не учитывая возможные последствия. С точки зрения экономической науки значение этого показателя должно находится в пределах "плюс-минус 33%.

Кроме того, этот показатель дает возможность понять положение компаний относительно лидирующей группы страховщиков, поскольку связан с показателем концентрации страхового рынка. Первые 100 компаний собирают более 90% всей премии рынка. Если компания не попадает в первую сотню компаний по собранной премии, это уже говорит о следующем.

Во-первых, если в предыдущий период компания не попадала в первую сотню, а в следующем рассматриваемом периоде оказалась среди лидирующей группы, то это говорит о ее темпах роста.
Во-вторых, если в очередном периоде страховщик покинул первую сотню, то это говорит только о снижении активности на рынке и следует присмотреться к этой компании с точки зрения более глубокого изучения других финансовых показателей.

По итогам 9 месяцев 2008 г. ряд известных страховщиков не попали в первую сотню компаний. К ним относятся: «Алькона», «Инкомстрах», «ИнтерТрансПолис», «Украинская транспортная страховая компания» и др.

Вместе с тем, отрицательное значение прироста премии говорит также о снижении ее активности на рынке и доверии клиентов. Так, за рассматриваемый период многие известные компании показали отрицательный прирост страховых премий (см. таблицу №2 в нижней ее части).

3.3. Выплаты страховых возмещений

Одним из главных показателей является размер выплаченных страховых возмещений (см. таблицу №3). Лидеры по сбору премий остаются лидерами по выплатам. Несомненным лидером по этому показателю на рынке является компания «ИНГО Украина», заплатившая за 9 месяцев более 411 млн. грн убытков. Следует отметить, что компания «ИНГО Украина» побила все рекорды Украины по выплатам в 2009 г. за очень крупные убытки в имущественном страховании и агростраховании.

На втором месте компания «Ингосстрах», принадлежащая к группе «Приват». Наибольшее число убытков в компании «Ингосстрах» пришлось на выплату возмещений по финансовому риску, связанному с непогашением кредита заемщиками.

На третьем месте разместилась компания «Оранта», которая была лидером по сбору премий.

3.4. Брутто-норма убыточности.

Показатели убыточности характеризуют прибыльность страховой компании. Анализируя показатели убыточности, можно выявить положительные и отрицательные факторы, оказывающие на них влияние, принимать необходимые меры к их удержанию на тарифном уровне или пересмотру тарифной политики.

В литературе встречаются несколько разновидностей показателей с однокоренным названием: убыточность, убыточность страховой суммы и брутто-норма убыточности.

Убыточность – это отношение суммы оплаченных убытков за определенный период к нетто-премии за тот же период.

Оплаченные убытки – это сумма выплаченных страховых возмещений. Они характеризуют степень выполнения страховыми компаниями своих обязательств перед клиентами. Это один из главных показателей деятельности страховых компаний, наряду с показателем - сумма собранных премий. Эти два показателя всегда присутствуют в рейтингах страховых компаний. Порой некоторые компании собирают за конкретный период достаточно большой объем страховой премии и занимают в рейтингах по этому показателю лидирующие позиции. Но в то же время не могут похвастаться успехами в основной деятельности – в выплатах страховых возмещений своим клиентам. Мы не будем здесь останавливаться на причинах таких явлений.

Нетто-премия составляет основную часть страховой премии и заложена в реальный тариф по конкретному виду страхования. Эта составляющая рассчитывается актуариями (специалистами по расчету тарифов) каждой страховой  компании на основе реальной статистики по страховым событиям. В связи с тем, что нетто-премия нигде не фигурирует в отчетах и хранится страховщиками за «семью печатями», то показатель убыточности является прерогативой анализа рентабельности страховых операций руководителями конкретной страховой компании.

Убыточность страховой суммы – экономический показатель, выражающий соотношение между суммой всех страховых выплат и совокупной страховой суммой (суммой ответственности страховой компании по всем договорам страхования). Значения показателя убыточности страховой суммы, взятые за ряд лет, служат основой для определения тарифных ставок – уровня нетто-тарифа. Имея статистические данные по нескольким страховым компаниям за продолжительный период времени можно вычислить среднестатистический нетто-тариф по Украине для данного вида страхования. Такая задача под силу только профессиональным объединениям актуарией совместно с государственным надзорным органом. В свою очередь итоги такой проведенной работы дали бы возможность:

  • страхователям сравнивать тарифы конкретных страховых компаний со среднестатистическими данными по Украине, поскольку некоторые компании выходят на рынок с необоснованно низкими тарифами и дискредитируют саму идею страхования;
  • руководителям страховых компаний оценить действительную цену страховой услуги по данному виду страхования, поскольку в силу ряда причин не все компании имеют возможность накапливать статистические данные по страховым событиям и обладают специалистами по актуарным расчетам. Поэтому такие оценки были бы для них некоторым зеркалом, дающим взгляд со стороны;
  • страховым посредникам, работающим на рынке, лучше познать особенности сегодняшнего состояния страхового рынка, эффективно работать и предлагать качественные услуги лучших компаний, не завлекая порой некоторых страховщиков в прожекты с необоснованно низкими тарифами.

И, наконец, последний показатель - брутто-норма убыточности. Этот показатель часто называют коэффициентом понесенных убытков (insured loss ratio) или просто уровнем выплат. Он рассчитывается как отношение суммы всех выплат за конкретный период к сумме собранной страховой премии за тот же период. Поскольку числитель и знаменатель этого показателя  включаются в отчетные данные для контролирующих органов и публикуются в печати, то анализ рейтингов по этому показателю будет интересен для всех субъектов страхового рынка. В таблице №4 страховые компании ранжированы по степени уменьшения данного показателя.

Значение показателя брутто-норма убыточности зависит от уровня развития страхового рынка. На этапе его становления значение этого показателя находится в пределах от 15% до 60%. Для западных страховых компаний величина данного показателя, особенно по автомобильному страхованию, может доходить до значений 80%-90%. Такое положение свидетельствует о том, что страховые компании на Западе имеют эффективные финансовые механизмы  размещения свободных средств, позволяющие не только обеспечить высоколиквидное резервирование, но получить реальную инвестиционную прибыль. В то же время, украинские страховые компании, в виду отсутствия такой возможности, вынуждены закладывать свою прибыль в тарифы. Поэтому для нашего страхового рынка значение  убыточности больше 80% говорит о том, что страховая компания слишком много средств тратить на страховые выплаты и запас ее финансовой устойчивости очень низкий и не хватает средств для ее развития. Значение брутто-убыточности больше единицы свидетельствует о том, что страховая компания больше отдает, чем получает, расходуя свой собственный капитал. В целом по Украине этот показатель за 9 месяцев 2008 год составил, примерно, 30,2 %. В то же время для реально работающих компаний этот показатель в настоящее время доходит до 50% - 60%, а в некоторых компаниях может доходить и до 80%-90%. Если компания имеет показатель брутто-норма убыточности больше 60%, то нужно проанализировать ее портфель и выяснить причины такой убыточности. Например, если в портфеле такой компании больше 50% собранных премий по автострахованию или добровольному медицинскому страхованию, то это говорить о слабой диверсификации рисков в этой компании.

Показатель брутто-норма убыточность используется страховщиками для приближенной оценки рентабельности страховых операций, поскольку суммарное значение страховых выплат приближенно можно считать значением нетто-ставки, а сумму страховых взносов величиной брутто-ставки. Так как для страховых компаний допускается 50%-ное соотношение между нетто-тарифом и брутто-тарифом (брутто-тариф равен нетто-тарифу плюс нагрузка, доходящая до 50%), то значение показателя брутто-убыточности меньшее или равное 50% свидетельствует о рентабельности данного вида страхования. В противном случае, страховая компания должна проанализировать причины такой убыточности и принять соответствующие меры по нормализации страхового процесса, вплоть до пересмотра тарифной политики.

Лидером по показателю брутто-норма убыточности является компания «ИНГО Украина». Это связано с выплатами очень крупных убытков (см. п.3.3). Грамотная тарифная политика, сформированные резервы и перестрахование крупных рисков позволило этой компании выполнить все свои обязательства перед своими клиентами. Даже в такое трудное время для страхового рынка время, когда заблокирован доступ к резервам страховщиков на депозитных счетах банков, компания продолжает выполнять все свои обязательства в соответствии с заключенными договорами.

На втором  месте компания «Ингосстрах», с показателем 72,9%.

Третью ступеньку в этом рэнкинге занимает компания QBE Ukraine, которая также, как и компания «ИНГО Украина», отличается высоким профессионализмом и качеством выполнения своих обязательств по страховым договорам. Большое число убытков по имущественному страхованию, как и у «ИНГО Украина», привело к таким показателям убыточности за рассматриваемый период. Для многих других компаний такие показатели убыточности в целом по всему портфелю давно бы привели к их банкротству. Например, при таких показателях убыточности по автострахованию большинство страховщиков на рынке находятся почти в состоянии банкротства. Многие компании просто скрывают свое фактическое состояние на рынке, находясь в то тоже время в очень тяжелом финансовом положении. Однако уже появились на рынке конкретные предложения о введении временных администраций в некоторых компаниях. Время покажет, кто есть кто на этом рынке!

3.5. Количество заключенных договоров страхования.

И, наконец, последний показатель показывает, наряду с показателем собранной премии, активность компаний на рынке, а в некоторых случаях показывает ее кэптивность или аффилированность на рынке с некоторыми структурами (см. таблицу №5). Больше всех заключила договоров страхования компания «Дженерали Гарант», более 390 млн. договоров, намного опередив другие компании. Большинство договоров страхования, более 99,9% приходится на добровольное страхование от несчастного случая на транспорте. Вопросы, как говорится, излишние.

Второе и третье места поделили между собой страховые компании «Рарирет» и «Украинский страховой дом», которые также являются лидерами по продаже полисов добровольного страхования от несчастного случая на транспорте.

Следует отметить, что убыточность по этому виду страхования составила всего 3.6%. Очень хороший вид страхования!

Габидулин И.А. Директор брокерской компании "Дедал

 

Обзор DEDALINFO