Почитаем прессу

Размер текста
19.06.2015
Фото Shutterstock
Фото Shutterstock

Почему Украине необходим Пенсионный фонд с зарубежными партнерами

Как привлечь к реформированию пенсионной системы международные финансовые круги.

Уроженец Боснии и Герцеговины Драшко Ачимович – создатель одной из крупнейших в Восточной Европе и крупнейшей в Украине сети финансовых посредников, компании «ЕУ Лайф». До «ЕУ Лайф» Ачимович был одним из топ-менеджеров другой крупнейшей сети по продажам страхования жизни – «Евролайв». В колонке для Forbes Драшко Ачимович анализирует ситуацию, сложившуюся с украинской пенсионной системой, и объясняет, почему она нуждается в скорейшем реформировании.

Вот уже около 10 лет в Украине дискутируется вопрос проведения пенсионной реформы, и каждый год дается «еще два» года, через которые реформа стартует. Как человек, 20 лет развивающий в Украине бизнес финансового консалтинга (в основе которого лежит продвижение накопительного страхования жизни, или иначе добровольного пенсионного страхования), отмечу: сейчас наступил тот момент, когда реформирование пенсионной системы при отсутствии открытого общественного/профессионального диалога, на базе государственной монополии без привлечения частного бизнеса, повлечет катастрофические последствия не только для украинской системы соцзащиты и Пенсионного фонда, но и для репутации страны в целом. Проанализируем, почему это так.

Пенсионная система морально устарела

Существующая система несправедлива. Солидарный принцип не дает возможности накапливать пенсионные средства на свой личный счет, контролируя их; а минимальная пенсия на уровне 949 гривен никак не коррелирует с реальными затратами. И выглядит совершенно аморально на фоне спецпенсий в десятки тысяч гривен (их сохранение, кстати, является краеугольным камнем в торможении реформы).

К тому же нынешняя модель не дает никаких социальных гарантий защищенности пенсионеров. И, наконец, данная пенсионная система не имеет будущего – как ввиду растущей нагрузки на работающих, которые кормят пенсионеров, так и растущего дефицита Пенсионного фонда.

Реформирование должно проходить быстро – ситуация такова, что у нас нет тех 10 лет, которые были у Польши

Согласно официальным данным, трансферты госбюджета Пенсионному фонду в 2004 году составляли 5,9 млрд гривен, а в 2015-м – уже 81 млрд гривен. Расходы самого ПФ за последние 10 лет также выросли в разы: если в 2004 году они составляли 36,2 млрд гривен, то в 2014-м – уже 249 млрд гривен. Расходы ПФ сегодня – это 16% от ВВП, при аналогичном показателе в мире 8% ВВП. При этом покрываемый из госбюджета дефицит ПФУ постоянно увеличивается: в 2014 году он составил 18 млрд гривен. И все это – на фоне растущего количества пенсионеров при снижающемся уровне количества работающих.

В ближайшей перспективе ситуация существенно ухудшится, поскольку на пенсию массово начнут выходить представители «бэби-бумеров», рожденных в 50-60-х. По прогнозам, к 2020 году в Украине на одного работающего будет приходиться уже два пенсионера. При этом переломный тренд снижения количества работающих начинает свой отсчет с текущего года. Ну а к 2050 году количество работоспособных уменьшится до 14,4 млн человек (в 2007-м их было 22,4 млн).

Все это говорит о том, что ситуация с Пенсионным фондом и действующей пенсионной системой испытывает системный кризис, постепенно переходящий в коллапс. Поэтому единственным выходом может стать радикальная реформа пенсионной сферы – путь, который прошли все развитые страны. 

Маркер радикальных реформ

Сегодня пенсионная реформа является маркером проведения радикальных реформ в стране, и одним из ключевых условий финансирования Украины со стороны МВФ. Поэтому промедление с ней может как навредить имиджу Украины, так и замедлить стабилизацию экономики. Причем следует сделать акцент на важности привлечения к диалогу и процессу реформирования экспертов и участников профессионального рынка.

Очень позитивно, что таким представителем в составе рабочей группы по отработке пенсионной реформы стала Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования. Однако пул таких экспертов необходимо расширять, вовлекая участников с опытом работы на европейских рынках, построивших в Украине успешный бизнес и работающих в сфере финансового консалтинга. Впрочем, до сих пор не создана процедура свободного доступа в экспертный пул для профессиональных участников рынка.

Стабильность пенсионной системы – такой же важный вопрос, как и обслуживание внешнего долга, ведь речь идет об обороте примерно в 250 млрд гривен пенсионных денег. Такой глобальный реформаторский проект не может быть объектом монополии и полем для коррупционных закулисных схем

Никто не спрашивает и мнения тех, кто строил отрасль финансового консалтинга на протяжении двух десятков лет. И это вряд ли отражает запрос общества на партнерские отношения с государством и активное участие в формировании новой экономики и системы социальной защиты и социальных ценностей.

Более того, открыто обсуждается вопрос создания государственного монополиста, управляющего накоплениями граждан в случае реализации реформы. Что нарушает право частного бизнеса на партнерство и профессиональное участие. Не хочется думать, что все снова упирается в создание возможностей для новых коррупционных схем, задействование админресурса и попросту очередной дерибан денег украинцев без каких-либо гарантий для них и построения системы контроля такого монополиста.

Очевидно, что сегодня, когда за Украиной следит весь мир, и каждый реформаторский прозрачный шаг имеет колоссальное значение для страны в целом, рассуждения на тему очередных неподконтрольных обществу монополий, да еще и распоряжающихся миллиардными оборотами социальных накоплений граждан, недопустимы.

Речь должна идти исключительно о партнерстве государства и бизнеса с хорошей репутацией и международным опытом. Мое предложение состоит в создании управляющего фонда с минимальным участием государства (на уровне 20%) и максимальным участием бизнеса, имеющего опыт работы на международных рынках, и отобранного с соблюдением прозрачных процедур (на уровне 80%), с четкой системой контроля его деятельности.

Создание и функционирование такого фонда позволит, с одной стороны, профессионально управлять накоплениями граждан, а с другой – даст возможность избежать злоупотреблений, и при этом осуществлять администрирование фонда за счет прозрачного распределения прибыли.

Ключевые принципы

Исходя из вышеизложенного, крайне важен немедленный запуск пенсионной реформы с соблюдением следующих ключевых принципов:

  • Реализация реформы на условиях партнерства государства и частного капитала с четко прописанной системой контроля (создание фонда для управления накоплениями второго уровня). Речь идет о том, чтобы избежать монополии государства на уровне управления средствами накопительного фонда во втором уровне и вовлечь в проект профессиональных международных игроков с опытом управления пенсионным капиталом.
  • Создание прозрачного диалога вокруг темы реформирования пенсионной системы и расширение возможностей участия в обсуждении для всех профессиональных игроков, общественности и экспертного сообщества.
  • Максимальное вовлечение в реформу всех возрастных категорий населения на равноправной основе (без ограничений 25 и 35-летним возрастом).

Срочно необходимо

Реформирование должно проходить быстро – ситуация такова, что у нас нет тех 10 лет, которые были у Польши. В этой связи сегодня срочно требуются:

  • Кардинальные перемены и реструктуризация первого солидарного уровня (чистка и аудит структуры ПФУ).
  • Отладка и запуск второго накопительного уровня со всеми сопутствующими реформами (в частности, детенизацией зарплат – а это около 200 млрд гривен ежегодно, объединением фондов соцстрахования, поэтапным снижением ЕСВ), а также допуск к участию в управлении персонализированными накоплениями граждан на конкурентной рыночной основе пенсионных фондов и частных институций с международным опытом и капиталом.
  • Стимулирование третьего добровольного уровня, в частности, пенсионного страхования: в этой связи важна новая редакция закона «О страховании», а также мотивация (льготное налогообложение) работодателя и индивидуума.
Речь должна идти исключительно о партнерстве государства и бизнеса с хорошей репутацией и международным опытом. Необходимо создание управляющего фонда с минимальным участием государства (на уровне 20%) и максимальным участием бизнеса, имеющего опыт работы на международных рынках, и отобранного с соблюдением прозрачных процедур (на уровне 80%), с четкой системой контроля его деятельности

Только при условии всех этих составляющих (уровней) пенсионной системы украинские граждане смогут консолидировать достаточный объем пенсионных накоплений, чтобы обеспечить себе безбедную старость, а государство получит долгосрочный ресурс, который как воздух нужен экономике.  Причем, как я отмечал выше, это станет возможным только при комплексном реформировании финансовой системы, создании прозрачного диалога с привлечением общественности/экспертного сообщества и участием частного капитала на условиях партнерства с государством.

Как бы ни было сложно провести все эти реформы, нужно собрать в кулак политическую волю и сделать этот жизненно важный для украинской экономики и системы социального обеспечения шаг. Ведь Украина стремится стать полноценным игроком на мировом рынке, и должна создать в своей экономике достойный пенсионный плацдарм, работающий по лучшим европейским стандартам.

Хочется надеяться на позитивные сдвиги в вопросе прозрачности диалога в теме реализации пенсионной реформы, а также на привлечение к этому вопросу общественности и всех профессиональных участников.

Стабильность пенсионной системы – такой же важный вопрос, как и обслуживание внешнего долга, ведь речь идет об обороте примерно в 250 млрд гривен пенсионных денег. Такой глобальный реформаторский проект не может быть объектом монополии и полем для коррупционных закулисных схем.

Драшко Ачимович
президент компании «Еулайф Груп»

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO