Новости ДедалИнфо

Размер текста
12.11.2016

Двоевластие

"Тандем" не роскошь,
а средство ... управления*)

Все постсоветские страны обязательно должны пройти тяжелый и долгий путь демократизации общества. Невозможно сразу перепрыгнуть из системы авторитарной, репресивной власти, в которой люди боялись высказывать свое мнение, в общество свободы слова, демократических институтов и активности гражданского общества. В Украине после Майдана гражданское общество изменилось. Оно уже открыто высказывает свое мнение о власти, не боясь последствий. При этом пришедшие к власти люди слеплены из теста прежнего режима. Они изменились только в одном. Они слушают, но делают свое, не обращая внимания на мнение окружающих. Примеров очень много. Каждый приведет с десяток. При этом даже попавшие в антикоррупционный прожектор гласности чиновники не смущаются и продолжают оставаться на своих должностях. Если бы такие скандалы были с чиновниками в развитых странах, то они подали бы сразу же в отставку или по их деятельности начались бы расследования.

Мы не сможем продвинуться в своем развитии, пока социальные лифты не выдвинут новых политиков, социально ответственных и честных. Для этого нужно, чтобы люди выбирали свою власть из достойных политиков. А на это требуется время. Моисей водил свой народ 40 лет. Нам потребовалось 13 лет для понимания невозможности сосуществования с советской избирательной системой и еще 10 лет до следующего Майдана, когда народ устал от беспредела и беззакония власти. Сейчас общество изменилось и нужно не расслабляться, не успокаиваться, чтобы изменить структуру власти.

В этой связи хотелось задать такой вопрос: "Нужна ли нам должность президента в том виде, какая она есть у нас?" Такое двоевластие исполнительной вертикали существует только в авторитарных странах. Да, такая же структура существует и во Франции. Но мы не Франция. Там демократичные институты существуют давно, обеспечивая противовес ветвям власти. Франция уже пять раз меняла Конституцию, начиная с 1792 года. Законодательство четко определяет функции каждой ветви власти и невозможны варианты перехода к авторитаризму. У нас должность Президента не имеет противовесов. А единственное определение этой должности - Гарант Конституции - не совсем четко обозначено. Тем более, при нынешнем Президенте его власть усиливается. Примеры, пожалуйста. В проекте бюджета 2017 года запланированы затраты на Администрацию Президента 1,7 млрд грн, что на 45% больше, чем в 2016 году и на 712,2 млн гр больше, чем на содержание всей Верховной Рады. Если требуется сократить расходную часть бюджета, то следует подумать о том, что нужно ли через бюджет поддерживать двоевластие в стране. Сокращение численности Верховной Рады до 200-250 депутатов, и приведение должности Президента к нормам ФРГ даст не только существенную экономию расходный части бюджета, но и ликвидирует постоянное противоборство между премьер-министром и Президентом.

Двоевластие из центра перекочевывает в регионы. Представителя Президента называют губернатором. Но губернаторов выбирают. Тогда с него может спросить исполнительная власть о выполнении ее директив. А иначе, что требовать с руководителя ОГА за процент людей, охваченных субсидиями, как это ставят в укор Михаилу Саакашвили.

Еще один пример. Несколько дней назад министр финансов проводил брифинг в здании Администрации Президента. А почему так происходит? Министры постоянно бегают в АП за получением указаний. Вот и давайте сделаем Президента главой исполнительной власти как в США. Тогда все встанет на свои места. Если у руля два кормчих, корабль обязательно посадят на мель. А как думаете вы?

*) Дмитрий Ковригин

Ибрагим Габидулин

Источник: ДедалИнфо
 

Обзор DEDALINFO