V Международный Ялтинский форум участников страхового рынка

Размер текста
12.10.2005

Рейтинги. Нужны ли они?

Секция "Стратегический менеджмент и новые технологии, их роль в развитии страховых рынков".

Тезисы выступления Президента Московского перестраховочного общества
Г.Н. Фидельмана

Рейтинг – это потребность клиента. Эта потребность уже осознана повсеместно на Западе (осознанная потребность).

На крупных объектах в России и странах СНГ  необходимость наличия международного рейтинга у страховщика тоже понимается, но только для таких объектов, поэтому здесь можно говорить об осознаваемой потребности.

На развивающихся рынках, к которым относятся и Россия, и Украина, и другие страны СНГ необходимость рейтинга еще не осознается.
Очевидно, что и страховой рынок стран СНГ со временем придет к тому, что международные рейтинги нужны. Как будет идти процесс осознания этого и включения рейтингов в нашу деятельность? Это можно спрогнозировать на примере эволюции аудита, так как между рейтингом и аудитом много общего.

Эволюция аудита:

  • этап добровольного аудита (мода на аудит);
  • затем законодательное требование и появление ренкинга;
  • признание международного аудита как компонента хорошего образа компании и необходимого элемента достижения амбициозных целей. Сегодня без заключения международного аудитора невозможно привлечь крупного инвестора, особенно, из-за рубежа, невозможно выйти на фондовый рынок;
  • переход от восприятия аудита как проверки к обучению и встраиванию подходов аудиторов в стратегию. Подходы аудиторов позволяют понять, как развитый рынок смотрит на те или иные явления и факты, что неприемлемо, что наоборот приветствуется.

Нынешнее состояние рейтинга:

  • на развитых рынка – обязателен рейтинг достаточно высокого уровня;
  • на российском рынке, рынках стран СНГ рейтингование носит пока исключительно добровольный характер. Более того, ведутся дискуссии о целесообразности получения такого рейтинга, мол, дорого, а, главное, бессмысленно, потому что важнее хорошие личные отношения. Это, безусловно, показатель недостаточной зрелости рынка, поскольку никакие личные отношения не заменят оценку суперпрофессионалов. К тому же, как учит нас опыт российского рынка, хорошие отношения могут быть гарантией исполнения обязательств лишь при относительно небольших их величинах и при нормальной ситуации. Когда ситуация приобретает характер форс-мажора, то обязательства, подкрепленные личными отношениями, как правило, отодвигаются на последнюю очередь.

Прогноз эволюции отношения к рейтингу

Уже сегодня для компаний, стремящихся работать за рубежом  международный рейтинг обязателен.

С приходом иностранных страховщиков в Россию – в короткий срок  станет обязательным и для нашего рынка (конкурентное преимущество, имидж). При этом, чем позднее начинать работать в данном направлении, тем труднее будет получить необходимый рейтинг.
Уже есть прецеденты перехода к этапу обучения на основании рейтинговых исследований и заключений и встраивания в стратегию (Москва Ре).

Значение рейтинга с позиций клиента

Наличие рейтинга означает прозрачность компании. Ввести в заблуждение специалистов рейтинговых агентств нельзя – они профессионалы высочайшего уровня.

Рейтинг, подкрепленный имиджем ведущего рейтингового агентства мира - лучшее объективное подтверждение финансового здоровья, надежности и бизнес-перспектив компании. Другого столь качественного инструмента для измерения и оценки этих позиций пока не существует.

Значение рейтинга с позиций государства:

-   мягкий (рыночный) инструмент отсечения «схем» и достижения прозрачности (альтернатива жесткому госрегулированию). Компания из стран СНГ, занимающаяся всякого рода схемами, конечно же, не может претендовать на получение высокого рейтинга.
В то же время требования страхового надзора в ряде стран СНГ по наличию международных рейтингов для иностранных перестраховщиков объективно является препятствием для развития взаимовыгодного сотрудничества между страховыми организациями наших государств. Проблема не в самом рейтинге, а в завышенном уровне рейтинговых требований.

Соотнесение рейтинговых требований с рейтингами стран:

- если у страны рейтинг «Г», то нельзя требовать от компаний международного рейтинга «А» по S&P, так как таких рейтингов здесь, по определению, быть не может.

Следует начинать с минимальных позитивных международных рейтингов, так как задачу отсечения компаний-схемотехников такой подход решает, а нормальные страховые организации получают возможность  работать на рынках стран СНГ. 

Безусловно, всё эти предложения, реализованные как в комплексе так и частич-но, а также с учётом других здравых предложений всех заинтересованных участни-ков страхового рынка, должны и могут  изменить ситуацию к лучшему, ведь в против-ном случае мы столкнёмся с патовой ситуацией и выход из этого тупика будет сто-ить всем нам и всему обществу очень больших потерь.

 

Обзор DEDALINFO