Новости интернет-партнеров

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и УКРАИНЫ
ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОРЫНКЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОНОМИКОЙ
Россия
В декабре на авторынке РФ рост продолжился. Сезонная динамика была такой же, как в декабре 2007 и декабре 2010 гг.
Рис. 1. Продажи новых иномарок в России по месяцам в 2007-2011 гг.
Это дает нам основания надеяться, что в I квартале 2012 г. динамика рынка будет схожа с I кварталом 2008 и 2011 гг.. При сохранении этих тенденций в январе можно ожидать падения объемов продаж до 110-120 тыс. машин, однако затем они начнут прирастать, составив 160-170 тыс. в феврале и свыше 200 тыс. в марте.
Украина
В декабре темп роста украинского рынка ускорился – видимо, часть импортеров смогла наконец отреагировать на накопившийся неудовлетворенный спрос. Интересно, что в декабре прирост продаж по сравнению с ноябрем оказался лучшим за 5 последних лет (исключая декабрь 2008 с его распродажами на фоне обвала гривны).
Рис. 2. Продажи новых иномарок в Украине по месяцам в 2007-2011 гг.
Так же, как и по российскому рынку, мы предполагаем далее динамику нормальной сезонности на фоне восходящего тренда. В январе можно ожидать объемы продаж на уровне 12-13 тыс., в феврале они возрастут до 13-15 тыс., в марте до 18-20 тыс.
АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В 2011 ГОДУ
Общие итоги 2011 года по трем странам
Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за 2011 год относительно аналогичного периода 2004-2010 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).
Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок за 2004- 2011 гг. в РФ
По сравнению с 2010 г. российский рынок вырос на 54%. Отставание от уровня пикового 2008 года составило всего 9%.
В Украине рост продаж по сравнению с 2010 г. составил 39%. Рынок иномарок находится ниже уровня 2006 года и составляет 36% от максимального объема 2008 года, то есть потенциал для роста очень большой.
Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за 2004- 2011 гг. в Украине
Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2007-2011 гг. представлены ниже. Динамика роста остается устойчивой, несмотря на колебания мирового финансового рынка и постоянные пророчества о новом кризисе.
Рис. 5 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года
Относительные темпы прироста в Украине:
Рис. 6 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года
Уже на протяжении пяти кварталов темпы прироста рынка составляют в среднем около 40%.
Автомобильный рынок России за 2011 год.
Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 2011 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.
Место - 2011 |
Место - 2010 |
Марка |
Продажи в 2011 |
Продажи в 2010 |
Прирост |
1 |
4 |
Hyundai |
163447 |
87081 |
88% |
2 |
2 |
Renault |
154734 |
96466 |
60% |
3 |
1 |
Kia |
152873 |
104235 |
47% |
4 |
6 |
Nissan |
138827 |
79614 |
74% |
5 |
9 |
Volkswagen |
130348 |
66216 |
97% |
6 |
7 |
Toyota |
119505 |
79315 |
51% |
7 |
5 |
Chevrolet |
119059 |
80853 |
47% |
8 |
3 |
Ford |
118031 |
90166 |
31% |
9 |
8 |
Daewoo |
92778 |
74419 |
25% |
10 |
11 |
Mitsubishi |
74166 |
45538 |
63% |
11 |
10 |
Skoda |
74074 |
45631 |
62% |
12 |
12 |
Opel |
67555 |
40875 |
65% |
13 |
14 |
GM-АвтоВАЗ |
54425 |
35380 |
54% |
14 |
13 |
Peugeot |
44311 |
35734 |
24% |
15 |
16 |
Mazda |
39718 |
24926 |
59% |
16 |
15 |
Suzuki |
35469 |
28690 |
24% |
17 |
18 |
Mercedes |
31761 |
21847 |
45% |
18 |
17 |
Fiat |
28254 |
21943 |
29% |
19 |
19 |
BMW |
28165 |
20584 |
37% |
20 |
22 |
Citroen |
27633 |
17419 |
59% |
По итогам 2011 года все марки ТОП-20 показали положительный прирост. Продажи марок Холдинга Volkswagen, Skoda и GM-АвтоВАЗ превзошли результаты пикового 2008 года. А вот объемы Chevrolet, Ford и Opel все еще примерно в полтора раза ниже, чем в 2008 году.
Первое место в рейтинге иномарок в 2011 году захватила Hyundai, в основном за счет того, что сборка Hyundai Solaris в России началась раньше, чем Kia Rio. Самое значительное падение в рейтинге ТОП-20 у Ford – с третьего места на восьмое. Наибольший взлет в рейтинге и прирост продаж по итогам 2011 года наблюдается у Volkswagen. Среди марок второго эшелона значимых изменений в рейтинге не произошло.
Доля премиум-сегмента на рынке в 2011 году немного уменьшилась, при этом его прирост составил 40%. Уверенное лидерство в сегменте продолжают сохранять марки «премиальной немецкой тройки». Все остальные премиум-бренды также показали положительную динамику.
Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам 2011 года относительно 2010 года (марки Холдинга выделены желтым цветом).
Рис. 7. Изменение объемов продаж за 2011г. относительно 2010г.
Перечень наиболее продаваемых в РФ моделей иномарок в 2011 году по сравнению с предыдущим приведен в таблице (выделены модели, находящиеся в портфеле МАХ Атлант-М в России):
Место - 2011 |
Место - 2010 |
Марка |
Модель |
Продажи в 2011 |
Продажи в 2010 |
Прирост |
1 |
- |
Hyundai |
Solaris |
97243 |
0 |
- |
2 |
1 |
Ford |
Focus |
82457 |
67041 |
23% |
3 |
2 |
Renault |
Logan |
81909 |
62862 |
30% |
4 |
3 |
Daewoo |
Nexia |
54567 |
43943 |
24% |
5 |
4 |
Chevrolet |
Niva |
54425 |
35380 |
54% |
6 |
- |
Volkswagen |
Polo |
52100 |
10410 |
400% |
7 |
8 |
Kia |
Rio |
49858 |
29165 |
71% |
8 |
7 |
Opel |
Astra |
48030 |
30432 |
58% |
9 |
14 |
Renault |
Sandero |
45694 |
19232 |
138% |
10 |
5 |
Chevrolet |
Lacetti |
42100 |
31885 |
32% |
Новые сильные игроки, ворвавшиеся в десятку в сравнении с 2010 годом - Hyundai Solaris, VW Polo Sedan, Kia Rio Sedan, Renault Sandero. Значительное падение у стареющей Chevrolet Lacetti. Выбыли из рейтинга Daewoo Matiz, Kia Cee'd и Hyundai Getz.
Теперь проведем сопоставление ТОП-20 IV и III кварталов 2011 г., чтобы не пропустить появление новых тенденций.
Место – |
Место – |
Марка |
IV кв. 2011 |
III кв. 2011 |
Прирост |
1 |
1 |
Hyundai |
49286 |
40348 |
22% |
2 |
5 |
Nissan |
44775 |
34678 |
29% |
3 |
3 |
Renault |
43014 |
37383 |
15% |
4 |
4 |
Volkswagen |
42874 |
36506 |
17% |
5 |
2 |
Kia |
40563 |
39409 |
3% |
6 |
7 |
Ford |
35745 |
28730 |
24% |
7 |
8 |
Toyota |
33823 |
28085 |
20% |
8 |
6 |
Chevrolet |
28590 |
31815 |
-10% |
9 |
11 |
Skoda |
23953 |
17593 |
36% |
10 |
12 |
Mitsubishi |
22635 |
16525 |
37% |
11 |
9 |
Daewoo |
21155 |
26496 |
-20% |
12 |
10 |
Opel |
19012 |
18186 |
5% |
13 |
13 |
GM-АвтоВАЗ |
17995 |
13557 |
33% |
14 |
15 |
Mazda |
11574 |
11020 |
5% |
15 |
14 |
Peugeot |
11490 |
11161 |
3% |
16 |
17 |
Suzuki |
9083 |
8320 |
9% |
17 |
16 |
Mercedes |
8806 |
8894 |
-1% |
18 |
20 |
BMW |
8492 |
7130 |
19% |
19 |
18 |
Citroen |
7755 |
7744 |
0% |
20 |
22 |
SsangYong |
7723 |
5862 |
32% |
Можно констатировать, что на российском рынке иномарок сложилась устойчивая пятерка лидеров. Первое место удерживает Hyundai. Остальные - Nissan, Renault, VW и Kia - идут с небольшим отрывом друг от друга. Почти все марки из TOP-20 продолжают увеличивать продажи.
Автомобильный рынок Украины за 2011 год
Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 2011 г. по сравнению с 2010 годом.
Место - 2011 |
Место - 2010 |
Марка |
Продажи в 2011 |
Продажи в 2010 |
Прирост |
1 |
1 |
Hyundai |
23040 |
13930 |
65% |
2 |
2 |
Toyota |
13759 |
10028 |
37% |
3 |
10 |
Volkswagen |
13310 |
6275 |
112% |
4 |
3 |
Renault |
13151 |
9248 |
42% |
5 |
6 |
Ford |
11847 |
8220 |
44% |
6 |
4 |
Chevrolet |
11560 |
8830 |
31% |
7 |
8 |
Skoda |
11182 |
7534 |
48% |
8 |
11 |
Nissan |
9935 |
5559 |
79% |
9 |
9 |
Kia |
9892 |
7294 |
36% |
10 |
7 |
Mitsubishi |
7793 |
7784 |
0% |
11 |
14 |
Daewoo |
6674 |
3109 |
115% |
12 |
12 |
Geely |
6651 |
4098 |
62% |
13 |
5 |
Chery |
4813 |
8623 |
-44% |
14 |
23 |
Peugeot |
4167 |
1691 |
146% |
15 |
17 |
Fiat |
3452 |
2451 |
41% |
16 |
13 |
Honda |
3284 |
3223 |
2% |
17 |
16 |
Ssang Yong |
2768 |
2545 |
9% |
18 |
26 |
Citroen |
2576 |
762 |
238% |
19 |
18 |
Lexus |
1998 |
2117 |
-6% |
20 |
19 |
Mercedes |
1995 |
1779 |
12% |
В ТОП-20 за 2011 год произошли определенные изменения. Главный прорыв –с десятого места в тройку лидеров – у VW. Наибольшее падение как в рейтинге, так и в продажах, показала марка Chery. Hyundai и Toyota удержали лидерство. Chevrolet, Mitsubishi и Honda росли медленнее рынка и потеряли позиции, в отличие от Ford, Skoda и Nissan.
Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 2011 года. Марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом – все они в 2011 г. росли быстрее рынка.
Рис. 13. Изменение объемов продаж за 2011г. относительно объемов продаж за 2010г. в Украине по маркам.
Десятка наиболее продаваемых автомобилей в Украине в 2011 году выглядела следующим образом:
Место - 2011 |
Место - 2010 |
Марка |
Модель |
Продажи в 2011 |
Продажи в 2010 |
Прирост |
1 |
9 |
Hyundai |
Accent |
6442 |
2037 |
- |
2 |
1 |
Skoda |
Octavia |
6104 |
3952 |
54% |
3 |
2 |
Chevrolet |
Aveo |
5149 |
3553 |
45% |
4 |
21 |
Daewoo |
Matiz |
4172 |
1533 |
172% |
5 |
3 |
Renault |
Logan |
4086 |
3123 |
31% |
6 |
15 |
Hyundai |
Elantra |
3145 |
1766 |
78% |
7 |
8 |
Geely |
CK |
3110 |
2072 |
50% |
8 |
5 |
Toyota |
Corolla |
2857 |
2716 |
5% |
9 |
11 |
Ford |
Focus |
2819 |
2000 |
41% |
10 |
18 |
Nissan |
Qashqai |
2801 |
1589 |
76% |
По сравнению с прошлым годом ТОП-10 обновился на 4 модели. Лидером же в 2011 году стала Hyundai Accent. Уже на 11 месте VW Polo Sedan (с прибавлением модели в кузове хэтчбек Polo вышел бы на шестую позицию).
Теперь проведем сопоставление IV и III кварталов 2011 г. и выделим новые тенденции.
Место – |
Место – |
Марка |
IV кв. 2011 |
III кв. 2011 |
Прирост |
1 |
1 |
Hyundai |
6332 |
7079 |
-11% |
2 |
5 |
Volkswagen |
5110 |
3294 |
55% |
3 |
7 |
Toyota |
4898 |
3081 |
59% |
4 |
3 |
Renault |
4307 |
3881 |
11% |
5 |
9 |
Skoda |
3655 |
2438 |
50% |
6 |
2 |
Ford |
3532 |
4142 |
-15% |
7 |
8 |
Nissan |
3397 |
2491 |
36% |
8 |
4 |
Chevrolet |
3006 |
3707 |
-19% |
9 |
6 |
Kia |
2257 |
3119 |
-28% |
10 |
12 |
Geely |
2232 |
1867 |
20% |
11 |
11 |
Mitsubishi |
2151 |
2060 |
4% |
12 |
10 |
Daewoo |
1469 |
2256 |
-35% |
13 |
14 |
Peugeot |
1437 |
1107 |
30% |
14 |
13 |
Chery |
1364 |
1605 |
-15% |
15 |
15 |
Fiat |
950 |
1012 |
-6% |
16 |
18 |
Citroen |
941 |
847 |
11% |
17 |
16 |
Ssang Yong |
876 |
909 |
-4% |
18 |
17 |
Honda |
765 |
866 |
-12% |
19 |
20 |
Mercedes |
618 |
534 |
16% |
20 |
24 |
BMW |
540 |
447 |
21% |
Ряд марок-лидеров – Hyundai, Kia, Chevrolet, Ford – допустили спад продаж в четвертом квартале. Первые три, похоже, имеют проблемы со сборкой и работой импортеров в Украине, а у Ford закончились распродажи уходящих моделей
Focus II и Fusion. Этой ситуацией воспользовались Volkswagen, Toyota и Skoda.