Новости интернет-партнеров

Размер текста
29.02.2012

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и УКРАИНЫ

Январь 2012. Итоги 2011 года

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОРЫНКЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОНОМИКОЙ

Россия

В декабре на авторынке РФ рост продолжился. Сезонная динамика была такой же, как в декабре 2007 и декабре 2010 гг.

Рис. 1. Продажи новых иномарок в России по месяцам в 2007-2011 гг.

Это дает нам основания надеяться, что в I квартале 2012 г. динамика рынка будет схожа с I кварталом 2008 и 2011 гг.. При сохранении этих тенденций в январе можно ожидать падения объемов продаж до 110-120 тыс. машин, однако затем они начнут прирастать, составив 160-170 тыс. в феврале и свыше 200 тыс. в марте. 

Украина

В декабре темп роста украинского рынка ускорился – видимо, часть импортеров смогла наконец отреагировать на накопившийся неудовлетворенный спрос. Интересно, что в декабре прирост продаж по сравнению с ноябрем оказался лучшим за 5  последних лет (исключая декабрь 2008 с его распродажами на фоне обвала гривны).

Рис. 2. Продажи новых иномарок в Украине по месяцам в 2007-2011 гг.

Так же, как и по российскому рынку, мы предполагаем далее динамику нормальной сезонности на фоне восходящего тренда. В январе можно ожидать объемы продаж на уровне 12-13 тыс., в феврале они возрастут до 13-15 тыс., в марте до 18-20 тыс.

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В 2011 ГОДУ

Общие итоги 2011 года по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за 2011 год относительно аналогичного периода 2004-2010 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок за 2004- 2011 гг. в РФ

По сравнению с 2010 г. российский рынок вырос на 54%. Отставание от уровня пикового 2008 года составило всего 9%.

В Украине рост продаж по сравнению с 2010 г. составил 39%. Рынок иномарок находится ниже уровня 2006 года и составляет 36% от максимального объема 2008 года, то есть потенциал для роста очень большой.

Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за 2004- 2011 гг. в Украине

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2007-2011 гг. представлены ниже. Динамика роста остается устойчивой, несмотря на колебания мирового финансового рынка и постоянные пророчества о новом кризисе.

Рис. 5 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года 
 

Относительные темпы прироста в Украине:

Рис. 6 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Уже на протяжении пяти кварталов темпы прироста рынка составляют в среднем около 40%.

Автомобильный рынок России за 2011 год.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 2011 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Место - 2011

Место - 2010

Марка

Продажи в 2011

Продажи в 2010

Прирост
продаж

1

4

Hyundai

163447

87081

88%

2

2

Renault

154734

96466

60%

3

1

Kia

152873

104235

47%

4

6

Nissan

138827

79614

74%

5

9

Volkswagen

130348

66216

97%

6

7

Toyota

119505

79315

51%

7

5

Chevrolet

119059

80853

47%

8

3

Ford

118031

90166

31%

9

8

Daewoo

92778

74419

25%

10

11

Mitsubishi

74166

45538

63%

11

10

Skoda

74074

45631

62%

12

12

Opel

67555

40875

65%

13

14

GM-АвтоВАЗ

54425

35380

54%

14

13

Peugeot

44311

35734

24%

15

16

Mazda

39718

24926

59%

16

15

Suzuki

35469

28690

24%

17

18

Mercedes

31761

21847

45%

18

17

Fiat

28254

21943

29%

19

19

BMW

28165

20584

37%

20

22

Citroen

27633

17419

59%

 

По итогам 2011 года все марки ТОП-20 показали положительный прирост. Продажи марок Холдинга Volkswagen, Skoda и GM-АвтоВАЗ превзошли результаты пикового 2008 года. А вот объемы Chevrolet, Ford и Opel все еще примерно в полтора раза ниже, чем в 2008 году.

Первое место в рейтинге иномарок в 2011 году захватила Hyundai, в основном за счет того, что сборка Hyundai Solaris в России началась раньше, чем Kia Rio. Самое значительное падение в рейтинге ТОП-20 у Ford – с третьего места на восьмое. Наибольший взлет в рейтинге и прирост продаж по итогам 2011 года наблюдается у Volkswagen. Среди марок второго эшелона значимых изменений в рейтинге не произошло.

Доля премиум-сегмента на рынке в 2011 году немного уменьшилась, при этом его прирост составил 40%. Уверенное лидерство в сегменте продолжают сохранять марки «премиальной немецкой тройки». Все остальные премиум-бренды также показали положительную динамику.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам 2011 года относительно 2010 года (марки Холдинга выделены желтым цветом).

Рис. 7. Изменение объемов продаж за 2011г. относительно 2010г.

Перечень наиболее продаваемых в РФ моделей иномарок в 2011 году по сравнению с предыдущим приведен в таблице (выделены модели, находящиеся в портфеле МАХ Атлант-М в России):

Место - 2011

Место - 2010

Марка

Модель

Продажи в 2011

Продажи в 2010

Прирост
продаж

1

-

Hyundai

Solaris

97243

0

-

2

1

Ford

Focus

82457

67041

23%

3

2

Renault

Logan

81909

62862

30%

4

3

Daewoo

Nexia

54567

43943

24%

5

4

Chevrolet

Niva

54425

35380

54%

6

-

Volkswagen

Polo

52100

10410

400%

7

8

Kia

Rio

49858

29165

71%

8

7

Opel

Astra

48030

30432

58%

9

14

Renault

Sandero

45694

19232

138%

10

5

Chevrolet

Lacetti

42100

31885

32%

Новые сильные игроки, ворвавшиеся в десятку в сравнении с 2010 годом - Hyundai Solaris, VW Polo Sedan, Kia Rio Sedan, Renault Sandero. Значительное падение у стареющей Chevrolet Lacetti. Выбыли из рейтинга Daewoo Matiz, Kia Cee'd и Hyundai Getz.

Теперь проведем сопоставление ТОП-20 IV и III кварталов 2011 г., чтобы не пропустить появление новых тенденций.

Место –
IV кв. 2011

Место –
III кв. 2011

Марка

IV кв. 2011

III кв. 2011

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

49286

40348

22%

2

5

Nissan

44775

34678

29%

3

3

Renault

43014

37383

15%

4

4

Volkswagen

42874

36506

17%

5

2

Kia

40563

39409

3%

6

7

Ford

35745

28730

24%

7

8

Toyota

33823

28085

20%

8

6

Chevrolet

28590

31815

-10%

9

11

Skoda

23953

17593

36%

10

12

Mitsubishi

22635

16525

37%

11

9

Daewoo

21155

26496

-20%

12

10

Opel

19012

18186

5%

13

13

GM-АвтоВАЗ

17995

13557

33%

14

15

Mazda

11574

11020

5%

15

14

Peugeot

11490

11161

3%

16

17

Suzuki

9083

8320

9%

17

16

Mercedes

8806

8894

-1%

18

20

BMW

8492

7130

19%

19

18

Citroen

7755

7744

0%

20

22

SsangYong

7723

5862

32%

Можно констатировать, что на российском рынке иномарок сложилась устойчивая пятерка лидеров. Первое место удерживает Hyundai. Остальные - Nissan, Renault, VW и Kia - идут с небольшим отрывом друг от друга. Почти все марки из TOP-20 продолжают увеличивать продажи. 

Автомобильный рынок Украины за 2011 год

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 2011 г. по сравнению с 2010 годом.

Место - 2011

Место - 2010

Марка

Продажи в 2011

Продажи в 2010

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

23040

13930

65%

2

2

Toyota

13759

10028

37%

3

10

Volkswagen

13310

6275

112%

4

3

Renault

13151

9248

42%

5

6

Ford

11847

8220

44%

6

4

Chevrolet

11560

8830

31%

7

8

Skoda

11182

7534

48%

8

11

Nissan

9935

5559

79%

9

9

Kia

9892

7294

36%

10

7

Mitsubishi

7793

7784

0%

11

14

Daewoo

6674

3109

115%

12

12

Geely

6651

4098

62%

13

5

Chery

4813

8623

-44%

14

23

Peugeot

4167

1691

146%

15

17

Fiat

3452

2451

41%

16

13

Honda

3284

3223

2%

17

16

Ssang Yong

2768

2545

9%

18

26

Citroen

2576

762

238%

19

18

Lexus

1998

2117

-6%

20

19

Mercedes

1995

1779

12%

В ТОП-20 за 2011 год произошли определенные изменения. Главный прорыв –с десятого места в тройку лидеров – у VW. Наибольшее падение как в рейтинге, так и в продажах, показала марка Chery. Hyundai и Toyota удержали лидерство. Chevrolet, Mitsubishi и Honda росли медленнее рынка и потеряли позиции, в отличие от Ford, Skoda и Nissan.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 2011 года. Марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом – все они в 2011 г. росли быстрее рынка.

Рис. 13. Изменение объемов продаж за 2011г. относительно объемов продаж за 2010г. в Украине по маркам.

Десятка наиболее продаваемых автомобилей в Украине в 2011 году выглядела следующим образом:

 

Место - 2011

Место - 2010

Марка

Модель

Продажи в 2011

Продажи в 2010

Прирост
продаж

1

9

Hyundai

Accent

6442

2037

-

2

1

Skoda

Octavia

6104

3952

54%

3

2

Chevrolet

Aveo

5149

3553

45%

4

21

Daewoo

Matiz

4172

1533

172%

5

3

Renault

Logan

4086

3123

31%

6

15

Hyundai

Elantra

3145

1766

78%

7

8

Geely

CK

3110

2072

50%

8

5

Toyota

Corolla

2857

2716

5%

9

11

Ford

Focus

2819

2000

41%

10

18

Nissan

Qashqai

2801

1589

76%

 

 

По сравнению с прошлым годом ТОП-10 обновился на 4 модели. Лидером же в 2011 году стала Hyundai Accent. Уже на 11 месте VW Polo Sedan (с прибавлением модели в кузове хэтчбек Polo вышел бы на шестую позицию).

 

 

 

 

 

 

Теперь проведем сопоставление IV и III кварталов 2011 г. и выделим новые тенденции.

 

Место –
IV кв. 2011

Место –
III кв. 2011

Марка

IV кв. 2011

III кв. 2011

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

6332

7079

-11%

2

5

Volkswagen

5110

3294

55%

3

7

Toyota

4898

3081

59%

4

3

Renault

4307

3881

11%

5

9

Skoda

3655

2438

50%

6

2

Ford

3532

4142

-15%

7

8

Nissan

3397

2491

36%

8

4

Chevrolet

3006

3707

-19%

9

6

Kia

2257

3119

-28%

10

12

Geely

2232

1867

20%

11

11

Mitsubishi

2151

2060

4%

12

10

Daewoo

1469

2256

-35%

13

14

Peugeot

1437

1107

30%

14

13

Chery

1364

1605

-15%

15

15

Fiat

950

1012

-6%

16

18

Citroen

941

847

11%

17

16

Ssang Yong

876

909

-4%

18

17

Honda

765

866

-12%

19

20

Mercedes

618

534

16%

20

24

BMW

540

447

21%

Ряд марок-лидеров – Hyundai, Kia, Chevrolet, Ford – допустили спад продаж в четвертом квартале. Первые три, похоже, имеют проблемы со сборкой и работой импортеров в Украине, а у Ford закончились распродажи уходящих моделей
Focus II и Fusion. Этой ситуацией воспользовались Volkswagen, Toyota и Skoda.

Источник: Информационно-сервисный портал Атлант-М
 

Обзор DEDALINFO