Новости ДедалИнфо

Размер текста
21.10.2009

Итоги и тенденции развития страхового рынка Украины по данным за 6 месяцев 2009 г.

Введение

Куда движется страховой рынок Украины? Какие тенденции его развития? Каковы предпочтения оказывают влияние на развитие видов страхования? На эти все вопросы мы постараемся ответить, анализируя данные за 6 месяцев 2009 года.

Структура портфеля.

Структура портфеля представлена в таблице № 1.

Таблица №1. Портфель страхового рынка на 01.07. 2009 г.
Вид страхования
Доля портфеля, на 01.07.2009 г., %
Доля портфеля в 2008 г., %
Изменения, %
КАСКО, ОСАГО, "Зеленая карта"
28,4
32,0
-11,3
Страхование имущества
23,9
22,9
4,4
Финансовые риски
10,8
16,1
-32,9
Страхование кредитов
15,2
7,3
108,2
Страхование ответственности перед третьими лицами
3,9
4,0
-2,5
Страхование медицинское
4,1
2,9
41,4
Страхование НС
1,8
2,1
-16,7
Остальные виды
11,9
12,7
-6,3

По-прежнему, максимальная доля, т.е. 28,4%, приходится на страхование наземного транспорта (КАСКО, ОСАГО и «зеленая карта»), несмотря на снижение его доли, по сравнению с 2008 г., на 11,4%.

Мы видим существенные изменения по некоторым видам страхования. Например, при уменьшении доли страхования финансовых рисков (на 32,9%) увеличилась более чем в 2 раза (108,2%) доля страхования кредитов. Этому есть вполне нормальное объяснение. Банки, в условиях снижения ликвидности, захотели уменьшить нормативы своих резервом под выданные кредиты за счет этого вида страхования. Кроме того, во многих случаях через аффилированные страховые компании эти взносы возвращаются в банк в виде «налички», увеличивая кассу.

На 41,4% увеличилась доля добровольного медицинского страхования. Это характеризирует не увеличение объемом страхования, а повышение тарифов в связи с падением курса национальной валюты и соответственным удорожанием лекарственных препаратов и стоимости медицинского обслуживания.

В целом финансовый рынок адекватно отреагировал на существенные изменения финансовых потоков.

Куда движется рынок?

Рецессия или подъем? Куда движется индикатор экономической активности? Эти вопросы мы задавали сами себе и старались на них ответить.

Итак, главным индикатором активности страхового рынка является объем собранной премии. Хотя схемное страхование накладывает свой отпечаток на этот индикатор, но думаю, что доля классического страхования все же в период кризиса составляет большую долю в валовых премиях. Ведь прибыль сейчас очень маленькая, а порой и совсем отсутствует, значит, и прятать нечего.

Данные за 6 месяцев 2009 г. мы свели в таблицу по видам страхования и по периодам: за 6 месяцев 2008 г., за весь 2008 г. и за 6 месяцев 2009 г. Кроме того, выделили добровольные и обязательные виды страхования (см. таблицу № 2).

Итоги и тенденции развития видов страхования в Украины по данным за 6 месяцев 2009 г.
Вид страхования
Собранные премии, тыс. грн
Прирост за 6 м. 2009 по сравнению с 6 м. 2008, %
Прирост за 6 м. 2009 по сравнению со 2-м полугодием 2008, %
6 м. 2008
2008
6 м. 2009
Обобщенные данные по добровольным видам страхования, в том числе:
9 881 836,60
20 875 074,53
8 211 958,10
-16,9
-25,3
Страхование от НС
198 496,61
488 118,44
162 772,15
-18,0
-43,8
Добровольное медицинское страхование
348 585,68
662 953,30
380 392,09
9,1
21,0
Страхование здоровья на случай болезни
87 029,24
170 067,24
65 097,79
-25,2
-21,6
Страхование ж.д. транспорта
32 397,66
94 946,79
19 655,37
-39,3
-68,6
Страхование наземного транспорта
2 708 256,93
5 852 649,87
1 878 136,01
-30,7
-40,3
Страхование воздушного транспорта
5 795,50
13 949,42
12 697,60
119,1
55,7
Страхование водного странспорта
16 346,04
40 297,55
16 825,61
2,9
-29,8
Страхование грузов и багажа
906 020,16
1 729 657,74
493 738,38
-45,5
-40,1
Страхование имущества от огневых рисков и рисков стихийных бедствий
1 051 255,96
2 223 495,34
869 543,57
-17,3
-25,8
Страхование имущества другое
1 559 463,97
3 025 524,81
1 352 704,59
-13,3
-7,7
Страхование ГО владельцев наземного транспорта, включая ответственность перевозчика
42 266,90
87 277,58
46 049,46
8,9
2,3
Страхование ГО владельцев воздушного транспорта, включая ответственность перевозчика
1 613,57
2 080,30
12 016,50
644,7
2 474,6
Страхование ГО владельцев водного транспорта, включая ответственность перевозчика
3 164,22
9 002,76
4 134,56
30,7
-29,2
Страхование ответственности перед третьими лицами
352 262,44
914 013,73
363 616,43
3,2
-35,3
Страхование кредитов
605 501,69
1 672 260,05
1 417 428,01
134,1
32,9
Страхование финансовых рисков
1 886 225,54
3 688 620,15
1 003 105,33
-46,8
-44,3
Страхование медицинский затрат
63 426,70
149 671,69
92 729,57
46,2
7,5
Др. виды добровольного страхования
13 727,80
50 488,00
21 315,10
55,3
-42,0
Обобщенные данные по обязательным видам страхования, в том числе:
1 007 602,09
2 038 009,09
1 095 169,64
8,7
6,3
Личное страхование от НС на транспорте
64 455,12
129 333,99
71 616,68
11,1
10,4
Страхование гражданской авиации
78 737,82
183 006,94
125 389,44
59,2
20,3
ОСАГО
626 662,61
1 313 624,38
655 407,47
4,6
-4,6
"Зеленая карта"
83 946,36
162 399,83
111 371,50
32,7
42,0
Страхование ответственностим оператора ядерной установки
44 164,74
52 025,09
54 554,04
23,5
594,0
Страхование ответственности при перевозке опасных грузов
21 966,71
43 511,12
15 666,18
-28,7
-27,3
Др. виды обязательного страхования
87 668,70
154 107,70
61 164,30
-30,2
-7,9
Итого по всем видам страхования:
10 889 438,69
22 913 083,00
9 307 127,70
-14,5
-22,6

Итак, обязательные виды страхования составляют в портфеле всего 11,3%, и их доля увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 26,9%. Большая это доля или маленькая? В целом очень маленькая, по сравнению с нашими соседями, Белоруссией и Россией, несмотря на то, что количество обязательных видов страхования в Украине больше, чем в какой-либо стране  постсоветского пространства. Например, в Украине предусмотрено 33 вида обязательного страхования, в Казахстан – 10, в Республике Белоруссия – 8, а в России  всего 3 вида.

В Республике Белоруссия в 2006 г. соотношение между обязательными и добровольными видами страхования практически не изменилось и составило 67,7% и 32,3% соответственно. Несколько снизилась доля ОСАГО, увеличилась доля страхования имущества. В 2005 г. в структуре премии на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний приходилось 28,7%, на страхование имущества — 20,4%, на ОСАГО - 24,35%.

В России в период с 1994 по 1997г. доля страховой премии по обязательному страхованию в общей сумме премии по всем видам страхования выросла вдвое – с 20,9 до 41,4%. В 1998г. удельный вес обязательного страхования вырос до 47%.

Эти цифры свидетельствуют, что большинство обязательных видов страхования в Украине являются надуманными, ничем не подкрепленными, порой фиктивными, поскольку каждое министерство или ведомство хотело монополизировать какую-либо сферу страхования. В подтверждении сказанному хочу привести некоторые цифры. Например, в структуре обязательных видов страхования Украины доля ОСАГО занимает 59,8%, «зеленая карта» - 10,2%, что, соответственно, на 7,3 % меньше и 10,2% больше, чем в 2008 году. Остальные виды страхования или отсутствуют, или по ним собрано очень мало премий.

Способствовать увеличению объемов собранной премии по обязательным видам страхования будет введение лицензирования таксистов за право заниматься коммерческим извозом.

Заслуживает внимание одновременное увеличение объема медицинского страхования выезжающих за рубеж и страхования по «зеленой карте». Это говорит о том, что, несмотря на кризис, количество путешествующих граждан нашей страны увеличилось за это полугодие. 

Резкое увеличение сбора премий по страхование ГО владельцев воздушного транспорта, включая ответственность перевозчика более, чем в 6 с лишним раз, связана с присоединением Украины к Монреальской конвенции (см. подробнее). Об этом в некоторой степени предупреждали специалисты.

Полный отчет по рэнкингам первых 100 страховых компаний по ОСГПО и другим видам страхования Вы можете приобрести на условиях, которые изложены на сайте.

 

Обзор DEDALINFO