Новости ДедалИнфо

Размер текста
24.01.2006

Суверенный рейтинг Украины по состоянию на 12 январь 2006 г.

Динамика суверенных рейтингов Украины с 2002 г. была положительной, значения рейтингов поступательно возрастало, от «низкой финансовой устойчивости (В)» до «умеренно низкой финансовой устойчивости (ВВ)».

На прошлой неделе вступил в силу закон, обязавший страховые компании и негосударственные пенсионные фонды размещать резервы исключительно в банках и ценных бумагах, имеющих кредитный рейтинг не ниже инвестиционного уровня по национальной шкале. Но что это за инвестиционный уровень? Такого уровня нет в национальной шкале рейтингового агентства "Кредит-рйтинг". Из 9 банков, получивших рейтинг агентства "Кредит-рейтинг", только 3 банка имеют оценку на основе инсайдерской информации, предполагающей доступ к исследованию внутренней деятельности банков. По остальным шести банкам рейтинг выставлен на основании публичной информации .

А как эти рейтинги сообразуются со страновыми рейтингами Украины, приведенными выше? Вопросы и вопросы! "Опять вчера от имени народа в стране подорожала колбаса". А участники рынка только узали об этом из прессы. Получилось как всегда. Кого регулируют, тот узнает последним.

Вот как изменялся страновой рейтинг Украины за этот период.

12 ноября 2002 г. Standart & Poor’s (S&P) изменило рейтинговый прогноз со «стабильного» на «негативный».

1 апреля 2003 г. агентство S&P подтвердило присвоенные Украине долгосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной и иностранной валюте, а также рейтинг приоритетных долговых обязательств и краткосрочный суверенный кредитный рейтинг на уровне "B". Подтвержден также негативный прогноз изменения рейтингов. «Негативный прогноз, означающий вероятность понижения рейтинга, оставался в силе ввиду неопределенности в финансовой сфере, которая сохранялась, несмотря на недавно появившиеся признаки улучшения ситуации», - отметила Хелена Хессел, кредитный аналитик S&P. - Продолжающиеся финансовые проблемы страны коренятся исключительно в бюджетной сфере, учитывая значительные международные резервы Национального банка Украины (свыше $4 млрд.)».

25 июня 2003 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сегодня повысило рейтинг долгосрочных обязательств в иностранной и национальной валютах Украины с "В" до "В+", - сообщает агентство.

В то же время, агентство Fitch оставило без изменений рейтинг краткосрочных обязательств Украины на уровне "В". Прогноз по рейтингу долгосрочных заимствований остается "Стабильный".

Как отмечается, повышение рейтинга отражает дальнейшее укрепление экономики страны. Агентство позитивно оценило принятие Верховной Радой решения о снижении подоходного налога, а также законодательства по борьбе с отмыванием «грязных» денег. Кроме того, отмечено улучшение отношений Украины с США, после того как было принято решение направить украинский контингент в Ирак.

По мнению аналитиков агентства, политические риски в Украине, которые сохранятся до президентских выборов в 2004 г., являются главным сдерживающим фактором при пересмотре рейтингов страны.

Также к уязвимым вопросам на краткосрочный период Fitch относит финансирование украинского бюджета. При этом отмечается, что его решению способствует размещение украинских еврооблигаций на $800 млн., а также поступление средств от приватизации, общая сумма которых в 2003 г. уже превысила показатель прошлого года.

К сдерживающим факторам при присвоении рейтинга Украине так же, как отмечается в сообщении Fitch, относятся проблемы с обеспечением прав собственности, энергоемкостью промышленности, необходимость усиления банковского сектора.

20 июля 2004 г. S&P объявило о повышении долгосрочного кредитного рейтинга Украины с «В» до «В+», что отражает улучшение показателей внешней ликвидности и перспективы экономического роста. В то же время Standard & Poor’s подтвердило краткосрочный кредитный рейтинг «В». Прогноз — «Стабильный».

«Повышение рейтингов вызвано продолжающимся улучшением показателей внешней ликвидности и долговой нагрузки, равно как и недавним существенным улучшением экономических показателей и потенциала дальнейшего роста», — отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Хелена Хессел.

Одобрение Международным валютным фондом двенадцатимесячной кредитной программы «упреждающий stand-by» для Украины, последовавшее после почти двухлетней дискуссии, — также важный фактор, способствовавший повышению рейтинга. Золотовалютные резервы Национального банка Украины увеличились до почти 9 млрд. долл. по состоянию на конец июня 2004 г. с менее чем 7 млрд. долл. на конец 2003 г. В результате, как ожидается, отношение потребности во внешнем финансировании (сальдо счета текущих операций плюс амортизация долгосрочного и краткосрочного долга) к золотовалютным резервам к концу 2004 г. снизится до 142% по сравнению со 176% по состоянию на конец 2003 г.; ожидается, что в 2005 г. эти показатели продолжат улучшаться. Макроэкономическая стабилизация и начало реформ в экономике благоприятно повлияли на инвестиционные возможности и экспортный потенциал, что привело к укреплению экономической базы, а также более высоким, чем ожидалось, темпам экономического роста в 2003 г. (9,4%) и 2004 г. (на текущий момент).

«Политическая неопределенность, связанная с предстоящими президентскими выборами в октябре 2004 г., не уменьшилась и остается значительной, тем не менее, политические риски уравновешиваются улучшающимися показателями внешней ликвидности, структуры экономики и снижающейся долговой нагрузкой в гораздо большей степени, чем в 2003 г. — добавила г-жа Хессел.

Мы ожидаем, что выборы не приведут к ухудшению отношений с международным сообществом и осложнению ситуации с доступом к источникам внешнего финансирования, — заключила г-жа Хессел. — Дальнейшее улучшение кредитоспособности будет зависеть от значительного улучшения политической ситуации».

26 ноября 2004 г. S&P заявило, что политический кризис в Украине, спровоцированный недавними спорными президентскими выборами, пока не оказывает негативного влияния на суверенный кредитный рейтинг. Тем не менее, Standard & Poor’s по-прежнему пристально следит за событиями, которые могли бы ухудшить кредитоспособность Украины.

«Высокий политический риск и неопределенность всегда были основными факторами, ограничивавшими рейтинг Украины на уровне «В+». Даже до нынешнего политического кризиса проведению в жизнь государственной политики постоянно препятствовали поляризация политической среды, наличие влиятельных групп интересов и слабость институтов», — заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Конрад Ройс.

Улучшения в сфере внешней ликвидности и уровня государственного долга, а также высокие в последнее время экономические показатели и укрепление структуры экономики помогают уравновесить высокий политический риск. Официальные валютные резервы, превышающие 10 млрд. долл., обеспечивают солидный запас ликвидности, чего не было во время кризиса в конце 1990-х гг.

«Дальнейшие перспективы рейтингов могут быть омрачены, если затянувшаяся тупиковая ситуация в политике или дальнейшее углубление гражданских беспорядков окажут негативное влияние на макроэкономическую стабильность», — добавил г-н Ройс.

Наиболее чувствительными вопросами являются экономический рост, стабильность платежной и финансовой систем, уровня цен и финансов общественного сектора. В этом контексте вчерашнее заявление Национального Банка о его готовности предоставить ликвидные ресурсы украинским банкам в долларах США и украинских гривнах должно обеспечить некоторую поддержку банковской системе.

Негативное влияние на рейтинги может усилиться в случае длительного ухудшения отношений с международным сообществом и усложнения доступа к внешнему финансированию. Такой сценарий представляется вероятным, если споры о результатах выборов не разрешатся мирным и законным способом в течение ближайших недель. Прежде всего, если произойдет срыв текущих программ, согласованных с международными финансовыми институтами, это может рассматриваться как негативный рейтинговый фактор.

11 февраля 2005 г. Инаугурация Президента Виктора Ющенко, состоявшаяся 23 января 2005 г., представляет собой ключевое событие в развитии демократии Украины (суверенные кредитные рейтинги: В+/Стабильный). Тем не менее недавний политический кризис показал, что украинское общество разделено по нескольким признакам — этническому, религиозному и политическому.

18 февраля 2005 г. Международное рейтинговое агентство Moody's Moody's Investors Service пересмотрело прогноз рейтингов Украины на "стабильный". В частности, Moody's подтвердило потолок рейтинга Украины по банковским депозитам на уровне «В2» со стабильным прогнозом и пересмотрело прогноз изменения остальных рейтингов страны на «стабильный» с «развивающегося» после восстановления там политической стабильности. Об этом говорится в сообщении Moody's ( цитируется из собщения Reuters ).

11 мая 2005 г. компания Standard & Poor's объявила о повышении долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Украины по обязательствам в иностранной валюте с «В+» до «ВВ-». В то же время долгосрочный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной валюте был повышен с «В+» до «ВВ». Прогноз — «Стабильный».

«Повышение кредитоспособности Украины отражает улучшение политической обстановки и условий реализации реформ, — отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Хелена Хессел. — Новый президент, Виктор Ющенко, проводит в жизнь политику прозрачности, выступает за главенство закона, в защиту демократических ценностей, что со временем приведет к завершению политических, институциональных и структурных реформ, которые необходимы для преобразования Украины в страну с открытой демократической политической системой и рыночной экономикой».

Тем не менее, подвижки в сторону большей прозрачности и институциональных реформ после долгих лет правления коррумпированной системы будут не столь простыми, но политическая воля администрации, настроенной на проведение дальнейших реформ, останется сильной, несмотря на то, что реальным решениям могут воспрепятствовать грядущие парламентские выборы в марте 2006 г.

Улучшения в сфере внешней ликвидности и государственного долга Украины в 2003-2004 гг. также являются позитивными факторами, поддерживающими кредитный рейтинг, что обеспечит государству необходимую гибкость во время проведения очень непростых реформ. Действующая администрация унаследовала перегретую экономику с возрастающими темпами инфляции и растущим дефицитом платежного баланса. Инфляция потребительских цен выросла до уровня 9,0% в среднем за 2004 г. по сравнению с 5,2% годом ранее. Согласно ожиданиям S&P, инфляция в 2005 г. возрастет в среднем до 13%.

По оценкам, в 2004 г. дефицит государственного бюджета увеличился до 4,5% от ВВП из-за затянувшихся финансово-бюджетных послаблений накануне выборов по сравнению с 0,7% от ВВП в 2003 г. По оценкам правительства, дефицит бюджета в 2005 г. составит 1,5% от ВВП. Но, по мнению S&P, эти прогнозы можно считать весьма амбициозными и вряд ли выполнимыми.

Тем не менее, улучшение ситуации со сбором налогов и ликвидация незаконного импорта-экспорта в значительной степени помогли увеличить доходы государственного бюджета в первой четверти 2005г., и, вероятно, эта позитивная тенденция продолжится в течение всего года, хотя и не такими темпами, какими хотелось бы правительству, поскольку затраты на выполнение этих мер слишком велики.

Повышение на два пункта долгосрочного кредитного рейтинга Украины по обязательствам в национальной валюте поддерживается ожидаемым структурным улучшением налоговой системы страны, в частности путем ликвидации налоговых привилегий и льгот. Как результат, способность правительства собирать налоги, вероятно, улучшится в последующие годы, уменьшая риск дефолта по деноминированным в национальной валюте (гривна) долговым обязательствам.

Прогноз «Стабильный» отражает приверженность новой администрации продвижению значимых политических и экономических реформ и в то же время непростой борьбе с коррупцией и старыми политико-экономическими группами интересов, оставшимися от предыдущей администрации президента Леонида Кучмы.

«Мы ожидаем постепенного восстановления государственных институтов после десятилетий коррупции и плохого управления, в связи с этим — упрочения частного сектора, уменьшения уклонения от налогов, а также привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, — отметила г-жа Хессел. — В ближайшем будущем уменьшение инфляции, упрочение экономического роста и улучшение налогово-бюджетного регулирования — ключевые экономические проблемы, которые должны быть решены для того, чтобы улучшение кредитоспособности Украины не было поставлено под угрозу», — заключила г-жа Хессел ( см. ссылку ).

8 сентября 2005 г. S&P заявило, что суверенные кредитные рейтинги Украины BB-/Стабильный по обязательствам в иностранной валюте и BB/Стабильный/B в местной валюте не изменились в результате решения президента Виктора Ющенко отправить правительство в отставку. Разногласия между администрацией и правительством, усилившиеся в последние недели, сделали невозможным проведение важных политических и экономических реформ. В этом контексте смена правительства может повысить шансы Украины на скорейшее достижение политической стабильности.

Рейтинги Украины продолжают поддерживаться высоким потенциалом экономического роста, сравнительно хорошей внешней ликвидностью, низким уровнем государственного долга, и более высокими, чем ожидалось, финансовыми показателями за прошедший период 2005 г. Стабильный прогноз, в свою очередь, отражает тот факт, что стремление администрации к осуществлению политических и структурных реформ сдерживается напряженностью политического календаря Украины. Однако, S&P ожидает, что постепенное оздоровление государственных институтов после десятилетий коррупции и некачественного управления ускорит развитие частного сектора, снизит масштаб уклонений от налогов, и позволит привлечь прямые иностранные инвестиции. К ключевым целям экономической политики, достижение которых должно способствовать поддержанию кредитоспособности страны, относятся снижение инфляции, поддержание роста экономики и улучшение финансовых показателей ( см. ссылку ).

03 октября 2005 г. S&P планируемому выпуску еврооблигаций Украины присвоила рейтинг «ВВ-». Кредитные рейтинги Украины подтверждены по обязательствам в национальной валюте ВВ/Стабильный/В, по обязательствам в иностранной валюте ВВ-/Стабильный/В.

Рейтинги Украины отражают, с одной стороны, низкий уровень государственного долга, относительно хорошие показатели внешней ликвидности, лучшие, чем ожидалось, налогово-бюджетные показатели за прошедшие девять месяцев 2005 г., с другой — значительный политический риск, который продолжает оставаться ключевым ограничивающим рейтинги фактором. Рейтинги также отражают планы Администрации Президента Украины по проведению политической и структурной реформ в сложной политической обстановке — решая проблемы, которые стоят на повестке дня.

Значительные улучшения в сфере внешней ликвидности и государственного долга Украины в 2003-2005 гг. помогают обеспечить правительству необходимую гибкость во время проведения очень непростых реформ. Перегретая экономика Украины замедлила свое развитие в этом году — реальный рост ВВП, как ожидается, сократится с 12% в 2004 г. до менее чем 5% в 2005 г. Вместе с тем инфляция продолжает расти и, по мнению Standard & Poor’s, увеличится в среднем до 13% по сравнению с 9% в 2004 г. и только 5,2% годом ранее.

Позитивным фактором является то, что до сих пор налогово-бюджетные показатели оставались относительно сильными, отражая улучшение ситуации со сбором налогов, однако бюджетный дефицит, вероятно, превысит запланированные правительством 1,5% от ВВП, отражая значительный рост расходов в социальной сфере, а также затраты, связанные с очень высоким уровнем зарплат.

Прогноз «Стабильный» отражает приверженность новой администрации продвижению значимых политических и экономических реформ и в то же время непростой борьбе с коррупцией и политико-экономическими группами интересов, оставшимися от предыдущей администрации. Конфликт между членами правительства и Администрацией Президента свел на нет попытки продвижения реформ и борьбу с коррупцией и привел к недавней смене премьер-министра и Правительства Украины. Смена правительства могла бы стать новым импульсом, повысив возможность того, что избранная Украиной политика упрочения стабильности будет более эффективной, чем в прошедшие несколько месяцев. Также Standard & Poor’s ожидает постепенного восстановления государственных институтов после десятилетий коррупции и плохого управления, в связи с этим — упрочения частного сектора, уменьшения уклонения от налогов и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику. В ближайшем будущем уменьшение инфляции, упрочение экономического роста и улучшение налогово-бюджетного регулирования — ключевые экономические проблемы, которые должны быть решены для того, чтобы улучшение кредитоспособности Украины не было поставлено под угрозу.

11 января 2006 г. S&P заявило о том, что суверенные кредитные рейтинги Украины: долгосрочный «ВВ-» по обязательствам в иностранной валюте, долгосрочный «ВВ» по обязательствам в национальной валюте, краткосрочный «В» — подтверждены. На рейтинги не повлияло решение Парламента Украины (Рады) от 10 января 2006 г. отправить в отставку правительство страны в связи с недавним соглашением по проблемам цены за поставки газа Российской Федерацией (суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Стабильный/А-2; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2). Прогноз — «Стабильный».

Как отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Хелена Хессел, голосование по вопросу о недоверии правительству было поддержано 250 из 450 депутатов, но премьер-министр Юрий Ехануров заявил, что правительство не связано этим решением, поскольку оно противоречит Конституции Украины. Президент Виктор Ющенко также осуждает решение Рады и поддерживает действующее правительство, которое, как ожидается, будет правомочным до грядущих парламентских выборов в марте 2006 г.

«Политический кризис достиг кульминации после двухнедельных споров по проблемам поставок газа между Украиной и Россией, — отметила г-жа Хессел. — Резолюция, последовавшая на прошедшей неделе, увеличила зависимость Украины от поставок туркменского газа, а также цены на газ, импортируемый Украиной из России и Туркменистана, до 95 долл., тем не менее они были снижены с первоначально предложенной Россией — в четыре раза большей — цены».

Standard & Poor’s отмечает, что более высокие цены на газ будут оказывать давление на и без того уже высокий уровень инфляции на Украине и могут замедлить слабый экономический рост. В среднем инфляция увеличилась с 9% в 2004 г. до 13,8% в 2005 г., в то время как рост ВВП замедлился до менее 3 % в прошлом году, упав с 12,1% в 2004 г.

«Увеличение в цене, которую Украина в настоящее время платит за газ, может также привести к текущему платежному дефициту в 2006 г. по сравнению с профицитом в почти 3 млрд. долл. в 2005 г., — пояснила г-жа Хессел. — Аналогично, если скачок цен ударит по потребителям, что вряд ли возможно в преддверии парламентских выборов в марте 2006 г., дефицит бюджета, оцениваемый на умеренном уровне в 3-3,5% от ВВП в 2005 г., может значительно увеличиться, несмотря на улучшившуюся ситуацию со сбором налогов. Экономические перспективы Украины не слишком оптимистичны, особенно в свете проблем, связанных с трудными политической и институциональной реформами, а также управлением расколотой нацией и тяжестью реструктуризации промышленности, слабым корпоративным управлением и недостаточно высокой платежной культурой».

Тем не менее уровень рейтингов по-прежнему поддерживается относительно сильной позицией внешней ликвидности и низким государственным долгом, с показателями значительно более высокими, чем в среднем для стран с рейтингом «ВВ». Прогноз «Стабильный» отражает значительную гибкость правительства в отношении фискальных параметров и внешней ликвидности.

«Трудный политический календарь предстоящих парламентских выборов и продолжающийся правительственный кризис — после того, как несколько месяцев назад было распущено предыдущее правительство, отодвинули во времени правовое оформление и воплощение значительной реформы, которую президент Ющенко надеялся осуществить, и могут также привести к последующему экономическому спаду в ближайшие месяцы. Решение ключевых экономических проблем — продолжающейся инфляции, бюджетного дефицита, а также стимулирование экономического роста в 2006 г., которыми необходимо заниматься в ближайшем будущем для того, чтобы не ухудшить кредитоспособность Украины, потребует твердого и сильного правительства сразу же после выборов», — заключила г-жа Хессел.

12 января 2006 г. Fitch Ratings изменило прогноз по рейтингам дефолта Украины в иностранной и национальной валютах (IDR) с "Позитивного" на "Стабильный" и подтвердило рейтинги страны на уровне "BB-" (BB минус). Агентство также подтвердило рейтинг странового потолка на уровне "BB-" (BB минус) и краткосрочный рейтинг – "B".

Данное рейтинговое решение последовало за вынесением вотума недоверия правительству Ю. Еханурова 10 января. Влияние вотума недоверия на политику в краткосрочной перспективе, возможно, будет минимальным, поскольку премьер-министр Ехануров и его кабинет, предположительно, продолжат исполнять свои обязанности вплоть до проведения выборов в Верховную Раду в марте 2006 г. Тем не менее, данное событие еще больше усилило противоречия между основными политическими силами страны. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что ни одна из политических партий не получит большинства голосов избирателей, поэтому новое правительство, скорее всего, будет коалиционным. Вместе с тем, наблюдавшееся в последнее время усиление политического противостояния будет трудно преодолеть сразу после выборов.

"Fitch считает, что процесс формирования нового состава кабинета затянется, и созданное в результате коалиционное правительство будет слабым и подверженным разногласиям", – отметила Шэрон Радж, Старший директор в Группе суверенных рейтингов Fitch в Лондоне. "На этом фоне ухудшились перспективы реализации структурных реформ. Кроме того, возрос риск того, что политические меры, предпринимаемые в ответ на шок, связанный с повышением цен на газ, или на любое другое потрясение, будут недостаточно оперативными и адекватными".

Хотя в долгосрочной перспективе потенциал роста Украины по-прежнему остается высоким, 2006 г. будет сложным, и продолжение политической нестабильности в стране еще более усугубит экономические проблемы. Экономика Украины находится в сложном положении: в прошлом году в стране было отмечено резкое замедление темпов роста ВВП, а также ослабление доверия внутренних инвесторов. После проявления первых признаков улучшения ситуации в экономике осенью прошлого года, в ноябре реальный ВВП сократился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате темпы роста по итогам 11 месяцев 2005 г. составили всего 2,2%. Более трети украинских предприятий по-прежнему приносят убытки.

"На этом фоне, недавно согласованное с Россией повышение цен на газ, скорее всего, потребует проведения быстрых и болезненных преобразований", - отметила Шэрон Радж. "В свете последних событий Fitch пересмотрело свой прогноз роста ВВП Украины на 2006 г., понизив его до 1%-2%".

Несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, рейтинги дефолта Украины по-прежнему поддерживаются низкими уровнями общего государственного долга страны и чистой внешней задолженности – значительно ниже, чем у сопоставимых стран, имеющих рейтинги. Кроме того, несмотря на ожидаемое ухудшение текущего платежного баланса (данный показатель являлся в последние годы основным положительным рейтинговым фактором) – в 2006 г. на смену вполне удовлетворительному профициту баланса придет умеренный дефицит, поддерживающим фактором по внешним позициям страны на краткосрочную перспективу останутся государственные валютные резервы в размере 19 млрд. долл.

Шкала кредитных рейтингов международного рейтингового агентства Fitch Rating

 Учитывая тот факт, что шкала рейтингов агентства Fitch Rating практически не знакома нашим посетителям сайта, то мы приводим ее в полном объеме применительно к страховому рынку.

AAA  - Исключительно высокая финансовая устойчивость. Страховые компании, которым присвоен рейтинг данного самого высокого уровня, считаются обладающими исключительно высокой способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. В таких компаниях факторы риска минимальны, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет крайне незначительным.

AA - Очень высокая финансовая устойчивость. Страховые компании считаются обладающими очень высокой способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. В таких компаниях факторы риска довольно низкие, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет очень незначительным.

A - Высокая финансовая устойчивость. Страховые компании считаются обладающими высокой способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. Факторы риска в таких компаниях умеренные, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет незначительным.

BBB -  Адекватная финансовая устойчивость. Страховые компании считаются обладающими адекватной способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. Факторы риска в таких компаниях довольно высокие, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет существенным, но контролируемым.

BB - Умеренно низкая финансовая устойчивость. Страховые компании считаются обладающими умеренно низкой финансовой устойчивостью и неопределенной способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. Несмотря на наличие позитивных факторов, общие факторы риска в таких компаниях высоки, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет существенным.

B - Низкая финансовая устойчивость. Страховые компании считаются обладающими низкой финансовой устойчивостью и низкой способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. Факторы риска в таких компаниях очень высоки, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет очень существенным.

CCC, CC, C - Очень низкая финансовая устойчивость. Страховые компании, которым присвоен рейтинг в любой из этих категорий, считаются обладающими крайне низкой финансовой устойчивостью и очень низкой способностью выполнять обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства. Факторы риска в таких компаниях исключительно высоки, и ожидается, что влияние каких-либо негативных бизнес- или экономических факторов будет непреодолимым. Рейтинг уровня «CC» показывает, что определенная форма неплатежеспособности или недостаточности ликвидности возможна. Рейтинг уровня «C» показывает, что неплатежеспособность или недостаточность ликвидности неизбежна.

DDD, DD, D - Финансовые трудности. Финансовые трудности. Рейтинги такого уровня присваиваются страховым компаниям, которые не смогли своевременно выполнить платежи по своим обязательствам, а также компаниям, которые считаются неплатежеспособными или подверглись какой-либо форме вмешательства со стороны регулирующих органов. В рамках уровней «DDD»-«D», компании с рейтингом «DDD» имеют наилучшие перспективы возобновления деятельности или, в случае ликвидации/прикрытия, перспективы того, что подавляющее большинство их обязательств перед держателями полисов и контрактных обязательств будут, в конце концов, выплачены, хотя и с задержкой. (При этом выплаты ожидаются с вероятностью 90-100%). В компаниях с рейтингом «DD» гораздо меньше вероятность того, что существенные объемы их обязательств будут выплачены в случае ликвидации или закрытия (50-90%). Компании с рейтингом «D», как предполагается, будут иметь очень ограниченные ликвидные активы для финансирования выплат по обязательствам, и поэтому объемы обязательств, которые будут, в конце концов, погашены, довольно невелики (менее 50%).

Примечания

Рейтинги могут быть дополнены знаком «+» или «-» для обозначения относительного положения в рамках основных рейтинговых категорий. Данные значки не добавляются к рейтингам категории «AAA» или рейтинговым категориям ниже «CCC».

Рейтинги уровня «BBB-» и выше считаются рейтингами «безопасной» категории, а уровня «BB+ и ниже» - «уязвимыми».

Прогноз по рейтингу обозначает направление, в котором ожидается изменение рейтинга в течение от одного до двух лет. Прогноз по рейтингу может быть «Позитивным», «Стабильным» или «Негативным». «Позитивный» или «Негативный» прогноз по рейтингу не означает, что изменение рейтинга неизбежно. Аналогичным образом, рейтинги с прогнозом «Стабильный» могут быть повышены или понижены до того, как прогноз будет изменен на «Позитивный» или «Негативный», при наличии обстоятельств, дающих основание для такого изменения. В некоторых случаях, Fitch может быть не в состоянии определить фундаментальные тенденции, и в таком случае, прогноз по рейтингу может быть определен как «Развивающийся».

Список «Rating Watch». Рейтинги помещаются в список «Rating Watch» для уведомления инвесторов о существующей вероятности обоснованного изменения рейтинга, а также о направлении такого изменения. Последнее может определяться пометкой «Позитивный», что обозначает возможность повышения рейтинга, «Негативный», в случае возможности понижения рейтинга, или «Развивающийся», если рейтинг может быть повышен, понижен или подтвержден на прежнем уровне. Как правило, рейтинг помещается в список «Rating Watch» на относительно короткий период времени.

В целом можно сказать следующее. Рейтинговые шкалы Fitch Rating и Standart & Poor’s имеют одинаковые буквенные обозначения для каждой группы. Для тех же групп шкала Moody’s имеет несколько другие буквенные обозначения. Например, если группа «В» - низкая кредитоспособность, имеет одинаковое обозначение в шкалах всех агентств, то «ВВ» и «ВВВ» у Fitch и S&P имеет обозначение «Ва» и «Ваа» у Moody’s.

Инвестиционный рейтинг от «ВВВ-» (у Moody’s это «Ваа3») и выше означает, что экономические изменения не отразятся на платежеспособности, т.е. в субъекты с такими рейтингами можно вкладывать деньги, а в остальных случаях это рискованно ли даже опасно. Вот и сравните со страновыми рейтингами Украины и получите ответ на вопрос: «Почему инвесторы не идут к нам?».

Суверенные рейтинги Украины по состоянию на январь 2005 г.
 
Название агентства
Дата присвоения
Кредитный рейтинг в иностранной валюте
Кредитный рейтинг в местной валюте
Банковские депозиты
Standart & Poor's
12 ноября 2002 г.
B/негативный
B/негативный
 
1 апреля 2003 г.
B/негативный
B/негативный
 
20 июля 2004 г.
В+/стабильный
В+/стабильный
 
26 ноября 2004 г.
В+/стабильный
В+/стабильный
 
11 февраля 2005 г.
B+/стабильный
B+/стабильный
 
11 мая 2005 г.
BB-/стабильный
BB/стабильный
 
8 сентября 2005 г.
BB-/стабильный
BB/стабильный
 
3 октября 2005 г.
BB-/стабильный
BB/стабильный
 
11 января 2006 г.
BB-/стабильный
BB/стабильный
 
Fitch Ratings
25 июня 2003 г.
B+
B+
 
12 января 2006 г.
ВВ-/стабильный
 
 
Moody's
18 февраля 2005 г.
 
 
"В2"
 

Обзор DEDALINFO