Почитаем прессу

Размер текста
17.03.2010

Мнение: Финансово устойчивые компании не хотят отвечать по обязательствам менее платежеспособных страховщиков

Но если в итоге кто-то из членов пула не сможет выполнить свои обязательства, за него должны будут заплатить другие участники этого объединения. То есть каждый из страховщиков — членов пула должен отвечать за себя и «за того парня». По сути, не зная реального финансового положения в других компаниях, страховщик дает гарантию, что с платежеспособностью у них все хорошо. Но это же в корне неверно!

Кризис обнажил эту проблему, и пулы начали «сыпаться». Финансово устойчивые компании не хотят отвечать по обязательствам других, менее платежеспособных страховщиков. Каким акционерам это понравится? Поэтому почти у всех «дочек» крупных международных компаний сегодня есть прямой запрет на участие в таких пулах, особенно на развивающихся рынках. Именно по этой причине мы вышли из Ядерного пула и не стали входить в Строительный пул.

Что касается МТСБУ, в правилах этого пула не прописана прямая норма солидарной ответственности участников Бюро. При этом четко прописаны принципы финансирования фондов Бюро в случае банкротства одного из участников МТСБУ. Хотя и в этом случае остается большая опасность срабатывания принципа домино. Если обанкротится крупный игрок рынка ОСАГО, то уже сформированных фондов Бюро может не хватить, для того чтобы покрыть его обязательства. И может сработать цепная реакция банкротств. Опыт в 1990-е годы таких стран, как Польша, показывает, что такой сценарий развития событий вполне возможен.

Сегодня ни один пул не дает гарантий того, что финансово устойчивая компания в нем не обанкротится только потому, что ее «подвел» коллега. Именно поэтому в ближайшее время действительно платежеспособные компании будут покидать пулинговые объединения. Это приведет к тому, что большинство страховых пулов прекратит свое существование. Они могут выжить, если, во-первых, каждая компания — член пула будет нести не солидарную, а долевую ответственность. То есть каждый будет отвечать сам за себя. И второй момент — должны быть ужесточены условия по вхождению страховщиков в пулы. Компания обязана доказать свое право взять на себя ту или иную долю риска. Потому что сегодня даже в Ядерном пуле, который отличается довольно жестким финансовым мониторингом своих участников, выявить различия между декларируемой и фактической платежеспособностью компаний нереально.

А как показывает опыт, покрытие многомиллионных рисков в случае банкротства одного крупного игрока в ядерном или строительно-монтажном сегменте будет означать, что другим компаниям тоже будет проще обанкротиться, чем платить по его обязательствам. Мы себе такого позволить не можем.

Андрей Перетяжко

вице-президент группы компаний АХА в Украине

 

Обзор DEDALINFO