Почитаем прессу

Размер текста
19.04.2006

Новые гарантии

Успех решения этой задачи немыслим на современном финансовом рынке без комплексного контроля. Главный исполнительный директор немецкого страхнадзора рассказал «Русскому полису» о ключевых направлениях национального регулирования страховой деятельности.

 
Томас Штеффан
 
Родился 25 декабря 1961 года в г. Зиммерн, область Рейн-Палатинат, Германия. Окончил юридическо-политологический курс университетов Майнца и Дижона.
В 1990 — 1991 гг. работает в департаменте индустриальной полити­ки Министерства экономики Германии (г. Бонн).
В 1991 г. получает докторскую степень. В 1992 г. командирован в г. Берлин в руководство Агентства по доверительному управлению.
В 1993 — 1994 рабо­тает в Европейском департаменте Минэкономики Германии.
В 1994 — 1995 гг. — глава имущественного департамента Минфина Западной Померании.
С 1995 по 1997 гг. работает в департаменте феде­ральных холдингов и постприватизационных эмис­сий Минфина Германии.
В 1997 — 1998 гг. — личный советник парламентского госсекретаря Минфина Германии.
В 1999 — 2000 гг. работает в бундестаге.
С 2000 по 2002 гг. возглавляет секцию страхова­ния экспортных кредитов Минфина Германии.
С 2002 г. - главный исполнительный директор стра­хового надзора немецкого мегарегулятора финрыhkob (BaFin). Также с 2004 г. является вице-пред­седателем Европейской организации надзоров по страхованию и пенсионным системам.

 
Какие перемены происходят в последние несколько лет в страховом надзоре и регулировании Германии?
Основные изменения касаются усиления надзора за перестраховочными компаниями и организации гарантийных фондов для компаний по страхованию жизни и здоровья. BaFin введен новый сборник правил по надзору за перестраховочной деятельностью, соот­ветствующий международным стандартам. Ключе­выми моментами в нем являются введение процедуры лицензирования, а также создание системы контроля платежеспособности перестраховщиков.
Основополагающим направлением регулирования страховщиков жизни и здоровья в Германии является организация двух систем защиты. Они должны, если понадобится, гарантировать исполнение обязательств по полисам страховщиков, которые столкнулись с трудностями. Так, в случае неплатежеспособности компании по страхованию жизни или здоровья есть держатели страхового полиса, которые испытывают особо серьезные трудности из-за потери страхового покрытия, и при этом могут не найти нового доста­точного покрытия. Теперь новые системы гарантий усиливают прежнюю защиту, предусмотренную доб­ровольной схемой «Protector», действующей в секторе страхования жизни в Германии.
Есть ли какие-либо отличия между надзором и регу­лированием деятельности больших и маленьких страховых компаний?
Нет, закон и стандарты надзора одинаковы для всех. При этом платежеспособность в каждом случае гарантируется соответствующим сводом правил в зависимости от размера компании и степени принятого риска. В Германии существует три легально раз­решенные формы страховых компаний: это публич­ная компания с ограниченной ответственностью, вза­имная страховая ассоциация и публичная страховая компания. По отношению к этим различным формам организации компаний регулятор может несколько варьировать свою политику.
Планируются ли реформы в регулировании отноше­ний между страховщиками, перестраховщиками и брокерами?
Тема финансового перестрахования неоднократно под­нималась как BaFin, так и его предшественником BAV. Но если мы положим в основу нашего отношения кон­кретные случаи неудач, то будем вынуждены потребо­вать от страховых компаний вообще немедленно пре­кратить заниматься этой деятельностью. По вопросу финансового перестрахования мы ожидаем увидеть функцию переноса риска более содержательную, неже­ли просто алиби. Если в перестраховочной политике основополагающим является исключительно аспект финансового планирования, то возможно, что цедент был вовлечен в запрещенные нестраховые транзакции. А текущая ситуация в США является для нас толчком к развитию более плотных контактов, с некоторыми перестраховщиками и сейчас ведутся переговоры.
Вы проводите исследования в сфере раскрытия инфор­мации страховщиками и как сотрудничаете в этих исследованиях с международными организациями?
Мы постоянно контактируем с компаниями, которые являются субъектами нашего надзора. Кроме того, страховые компании на регулярной основе должны отчитываться перед нами о своей деятельности. Мы регулярно встречаемся с европейскими и другими международными органами надзора. Особую ценность в этом отношении имеют встречи в рам­ках подготовки Директивы о платежеспособности II, аналога Базель II в банковском секторе, на которых, среди прочих вопросов, мы обсуждаем и европейские стандарты отчетности.
Как координируется деятельность BaFin в страхо­вом надзоре и регулировании в Евросоюзе? Появит­ся ли в ближайшем будущем панъевропейская тех­нология страхового надзора и регулирования?
Европейский комитет по страхованию и органы над­зора по пенсионному обеспечению (CEIOPS) с разме­щенным во Франкфурте секретариатом - наиболее важный координационный форум для всех европейс­ких органов страхового надзора. CEIOPS также несет ответственность за будущее Директивы о платежес­пособности II, которая повлияет на стандарты надзо­ра по всей Европе и которая должна вступить в силу в период 2010 года.
Какие отношения складываются между BaFin и Немецкой ассоциацией страховщиков? Бывают ли конфликты интересов между BaFin и страховыми лоббистами?
BaFin поддерживает постоянный диалог с Немецкой ассоциацией страховщиков, являющейся «зонтичной» ассоциацией национального страхового сектора. И естественно, что в ходе этой работы, а также в рамках ежедневного ведения дел возможно возникновение конфликтов интересов, которые должны улаживать­ся. Однако наши отношения можно охарактеризовать как честное сотрудничество.
Как BaFin защищает страхователей?
Наше предназначение - защита держателей страхо­вых полисов, клиентов страховых компаний. С этой целью страховой надзор осуществляется BaFin в два этапа: лицензирование страховых компаний и после­дующий надзор за ними. В процессе лицензирования контролируется пригодность и надежность руководс­тва компании, наличие четкого бизнес-плана и выпол­нение требований по достаточности капитала. В рам­ках последующего надзора мы проверяем техничес­кие резервы, справедливость премий, приемлемость риска по капиталовложениям, соблюдение основных принципов ведения бизнеса (точное ведение бухгалте­рии, контроллинг, внутренние ревизии), безопасность финансовой основы бизнес-плана, а также приемле­мость пассивного перестрахования.
В дополнение к вышесказанному страховые ком­пании на регулярной основе должны предоставлять нам иную требуемую информацию. Мы также требуем выполнения программы «Стресс Тест», которая ими­тирует любые возможные кризисные ситуации. Тем не менее страховые компании все еще могут рушиться, и эта проблема в рыночной экономике никогда не смо­жет быть решена полностью. В этой связи политика по страхованию жизни, основанная на недавно разра­ботанной добавочной системе защиты и воплощающая такую защиту в интересах держателей страховых полисов, является наиболее приемлемой моделью.
 

 
Федеральное управление по финансовому надзору (BaFIN) было создано в Германии 1 мая 2002 г. на осно­ве закона «О Федеральном управлении по финансовому надзору» от 22 апреля 2002 г. путем объединения под одним названием давно существовавших в Германии трех надзорных ведомств федерального значения: BAKred — орган банковского надзора, BAV - орган страхового надзора, BAWe - орган надзора за профучаст­никами фондового рынка. В круг подопечных BaFIN входит около 2400 кредитных организаций, 700 страховщи­ков и 800 компаний, оказывающих прочие финансовые услуги.

Беседовал Виталий Шапран
 

Обзор DEDALINFO