Почитаем прессу
04.04.2005
Практика проведения перестраховочных операций при перестраховании за рубеж
С момента появления Декрета Кабинета Министров Украины “О страховании” в 1993 г. взгляд государства на вопросы перестрахования периодически изменялся.
До последнего времени перестрахование за рубеж различных (в первую очередь финансовых) рисков являлось доминирующей схемой по завершению операций, связанных с возможностью оптимизации налогообложения, поэтому не удивительно, что в 2004 году государство вплотную занялось решением этой проблемы, приняв целый ряд законодательных и нормативных актов. Говорить об эффективности нововведений пока преждевременно, но определенный позитивный результат ожидается всеми классическими страховыми компаниями.
До последнего времени перестрахование за рубеж различных (в первую очередь финансовых) рисков являлось доминирующей схемой по завершению операций, связанных с возможностью оптимизации налогообложения, поэтому не удивительно, что в 2004 году государство вплотную занялось решением этой проблемы, приняв целый ряд законодательных и нормативных актов. Говорить об эффективности нововведений пока преждевременно, но определенный позитивный результат ожидается всеми классическими страховыми компаниями.
Рассмотрим несколько аспектов проведения перестраховочных операций украинскими страховыми компаниями с иностранными перестраховщиками.
Нормативные требования
4 февраля 2004 года Кабинет Министров Украины издал постановление № 124 «О порядке и требованиях осуществления перестрахования у нерезидентов», которое заменило аналогичное постановление 1996 года. Новый порядок в некоторых вопросах оказался даже более либеральным. Так, например, было исключено требование в договора перестрахования в обязательном порядке включать условие “прямой выплаты” страхователю от перестраховщика при неплатежеспособности цедента.
Основные же требования к иностранным перестраховщикам остались практически неизменными:
- в стране, в которой зарегистрирован перестраховщик, должен быть предусмотрен законодательством и осуществляться государственный надзор за страховой и перестраховочной деятельностью;
- перестраховщик должен осуществлять непрерывную страховую (перестраховочную) деятельность не менее чем три года на момент заключения договора перестрахования;
- отсутствие фактов нарушения перестраховщиком законодательства о страховой и перестраховочной деятельности, а также по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и борьбы с терроризмом в стране его регистрации.
- в стране, в которой зарегистрирован перестраховщик, должен быть предусмотрен законодательством и осуществляться государственный надзор за страховой и перестраховочной деятельностью;
- перестраховщик должен осуществлять непрерывную страховую (перестраховочную) деятельность не менее чем три года на момент заключения договора перестрахования;
- отсутствие фактов нарушения перестраховщиком законодательства о страховой и перестраховочной деятельности, а также по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и борьбы с терроризмом в стране его регистрации.
Информация предоставляется цедентом в Госфинуслуг Украины и может проверяться путем запросов в соответствующий надзорный орган страны регистрации перестраховщика.
Появилась и новая норма, устанавливающая, что страховая компания обязана в десятидневный срок со дня заключения договора перестрахования информировать орган надзора об этом, предоставив соответствующие документы и данные о перестраховщиках, в т.ч. данные для идентификации (название, адрес и прочие реквизиты), номера лицензий и наименование надзорного органа, выдавшего их и др.
Организационные процедуры
При заключении договоров с иностранными перестраховщиками постоянно возникают вопросы относительно: арбитражной оговорки, применительного права, оговорки о совместном урегулировании убытка и контроля за выплатой.
Практика показала, что стороны находят разумный компромисс по всем этим вопросам. Так, наиболее распространено, что применительное право – законодательство Украины, а вот рассмотрение спорных ситуаций может происходить как по месту нахождения ответчика, так и истца.
Примеры арбитражной оговорки и оговорки о совместном урегулировании убытка приведены в приложении.
Практика показала, что стороны находят разумный компромисс по всем этим вопросам. Так, наиболее распространено, что применительное право – законодательство Украины, а вот рассмотрение спорных ситуаций может происходить как по месту нахождения ответчика, так и истца.
Примеры арбитражной оговорки и оговорки о совместном урегулировании убытка приведены в приложении.
Требования по финансовому мониторингу
Существующие в Украине требования по финансовому мониторингу предусматривают обязательность информирования Госфинмониторинга о полученных перестраховочных возмещениях на сумму свыше 80 тысяч гривен (несколько более 15 тысяч долларов США).
Кроме этого, необходимо учитывать, что банки в обязательном порядке также будут проводить мониторинг сумм, превышающих вышеуказанный размер, при перечислении премий от украинской компании перестраховщику.
Законы Украины «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем» и «О финансовых услугах» требуют предоставления детальной информации о компаниях, с которыми проводятся финансовые операции.
Кроме этого, необходимо учитывать, что банки в обязательном порядке также будут проводить мониторинг сумм, превышающих вышеуказанный размер, при перечислении премий от украинской компании перестраховщику.
Законы Украины «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем» и «О финансовых услугах» требуют предоставления детальной информации о компаниях, с которыми проводятся финансовые операции.
Рейтинги, налоги, резервирование
Законодательство Украины разрешает перестраховывать риски у компаний, не имеющих рейтингов. Однако, налоговые последствия не одинаковы при перестраховании в компаниях с рейтингом и без него.
Рейтинг финансовой надежности страховщиков и перестраховщиков должен отвечать одному из требований, установленных в Постановлении Кабмина № 1640 «Об утверждении требований к рейтингам финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов» от 15 октября 2003 г:
"A.M.Best" (США) - "B, B-";
"Moody's Investors Service" (США) - "A3";
"Standard & Poor's" (США) - "A-";
"IBCA" (Великобритания) - "A-".
Рейтинг финансовой надежности страховщиков и перестраховщиков должен отвечать одному из требований, установленных в Постановлении Кабмина № 1640 «Об утверждении требований к рейтингам финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов» от 15 октября 2003 г:
"A.M.Best" (США) - "B, B-";
"Moody's Investors Service" (США) - "A3";
"Standard & Poor's" (США) - "A-";
"IBCA" (Великобритания) - "A-".
Согласно изменениям в законе «О налогообложении прибыли предприятий», вступившим в силу с 1 октября 2004 года, перестрахование у нерезидента:
1. не уменьшает базу налогообложения украинских страховых компаний и, соответственно, облагается по ставке 3%;
2. перестраховочная премия, перечисляемая в компанию, не имеющую соответствующего рейтинга, облагается дополнительно налогом в размере 3% от перечисляемого платежа (до 1 октября 2004 года дополнительный налог был установлен в размере 15 %).
То же самое относится и к перестрахованию через брокера. Причем, в таком случае не важно, есть у перестраховщика соответствующий рейтинг или нет – дополнительные налоги нужно будет заплатить в любом случае.
Естественно, всё это уменьшает прибыльность работы страховой компании и ведет к поиску либо более дешевого перестрахования у нерейтинговых перестраховщиков, либо перевод большей части перестраховочных платежей в компании, имеющие необходимый рейтинг.
На сегодняшний день в государстве уже есть понимание этой проблемы и вступившие в силу изменения к закону о налогообложении прибыли предприятий предусматривают передачу полномочий по определению минимальных значений рейтинга от Кабмина к Госфинуслуг Украины. Надзор даже принял специальное Распоряжение на этот счёт № 2885 от 3 декабря 2004 года, которое вступит в силу после отмены Постановления КМУ № 1640. Распоряжением № 2885 предусматривается дифференциация требований относительно уровня рейтинга для компаний из стран, входящих в ЕЭП, и других иностранных перестраховщиков. Для последних устанавливается менее высокий уровень рейтинга по всем агентствам, кроме «A.M.Best», относительно действующего постановления Кабинета Министров Украины. По перестраховщикам из стран ЕЭП установлено более низкое требование к уровню рейтинга.
1. не уменьшает базу налогообложения украинских страховых компаний и, соответственно, облагается по ставке 3%;
2. перестраховочная премия, перечисляемая в компанию, не имеющую соответствующего рейтинга, облагается дополнительно налогом в размере 3% от перечисляемого платежа (до 1 октября 2004 года дополнительный налог был установлен в размере 15 %).
То же самое относится и к перестрахованию через брокера. Причем, в таком случае не важно, есть у перестраховщика соответствующий рейтинг или нет – дополнительные налоги нужно будет заплатить в любом случае.
Естественно, всё это уменьшает прибыльность работы страховой компании и ведет к поиску либо более дешевого перестрахования у нерейтинговых перестраховщиков, либо перевод большей части перестраховочных платежей в компании, имеющие необходимый рейтинг.
На сегодняшний день в государстве уже есть понимание этой проблемы и вступившие в силу изменения к закону о налогообложении прибыли предприятий предусматривают передачу полномочий по определению минимальных значений рейтинга от Кабмина к Госфинуслуг Украины. Надзор даже принял специальное Распоряжение на этот счёт № 2885 от 3 декабря 2004 года, которое вступит в силу после отмены Постановления КМУ № 1640. Распоряжением № 2885 предусматривается дифференциация требований относительно уровня рейтинга для компаний из стран, входящих в ЕЭП, и других иностранных перестраховщиков. Для последних устанавливается менее высокий уровень рейтинга по всем агентствам, кроме «A.M.Best», относительно действующего постановления Кабинета Министров Украины. По перестраховщикам из стран ЕЭП установлено более низкое требование к уровню рейтинга.
Таким образом, в недалеком будущем требования к рейтингам будут выглядеть следующим образом:
1) для перестраховщиков из стран-членов ЕЭП достаточным будет являться рейтинг одного из международных агентств следующего уровня:
"A.M.Best" (США) - "B";
"Moody's Investors Service" (США) - "Ва";
"Standard & Poor's" (США) - "ВВ";
"Fitch Ratings" (Великобритания) - "ВВ".
"A.M.Best" (США) - "B";
"Moody's Investors Service" (США) - "Ва";
"Standard & Poor's" (США) - "ВВ";
"Fitch Ratings" (Великобритания) - "ВВ".
2) для перестраховщиков из других стран минимальный уровень рейтинга устанавливается:
"A.M.Best" (США) - "B+";
"Moody's Investors Service" (США) - "Ваа";
"Standard & Poor's" (США) - "ВВВ";
"Fitch Ratings" (Великобритания) - "ВВВ".
"A.M.Best" (США) - "B+";
"Moody's Investors Service" (США) - "Ваа";
"Standard & Poor's" (США) - "ВВВ";
"Fitch Ratings" (Великобритания) - "ВВВ".
Особо важным уровень рейтинга станет с 1 января 2006 года, когда вступят в силу новые Правила формирования, учета и размещения страховых резервов по видам страхования, иным, чем страхование жизни (Распоряжение Госфинуслуг Украины от 17 декабря 2004 года № 3104). В соответствии с этим документом, если рейтинг финансовой надежности (устойчивости) перестраховщика ниже одного из перечисленных: "В+" (A.M.Best), "Baa" (Moody's Investors Service), "BBB" (Standard & Poor's) или "BBB" (Fitch Ratings), то права требования к каждому такому перестраховщику принимаются в покрытие резервов страховщика в размере не более 20 процентов общего размера технических резервов и к каждому такому перестраховщику - не более 10 процентов общего размера технических резервов.
Требования валютного регулирования
Одним из основных вопросов в осуществлении перестрахования является валютное регулирование такой деятельности в Украине.
В соответствии с Постановлением Национального банка Украины № 135 «О применении иностранной валюты в страховой деятельности» для осуществления расчетов по договорам перестрахования с перестраховщиками-нерезидентами страховщики должны предоставлять уполномоченным банкам:
- копию лицензии, которая выдана органом, уполномоченным осуществлять государственный надзор за страховой деятельностью (предоставляется одноразово), засвидетельствованную отпечатком печати страховщика;
- копию лицензии перестраховщика-нерезидента или документа о его полномочии, заверенную печатью страховщика;
- один из трех таких пакетов документов:
1) договор о перестраховании или свидетельство о перестраховании (сертификат, полис), а также подтверждение о принятии риска в перестрахование (ковер-нота (cover note));
2) договор о перестраховании или свидетельство о перестраховании (сертификат, полис), а также экземпляр страхового свидетельства (полиса, сертификата) и отчета перед нерезидентом (бордеро (bordereau)) или другой документ согласно договора перестрахования, который оформляется страховщиком;
3) договор перестрахования или свидетельство о перестраховании (сертификат, полис), а также счет-фактуру (инвойс (invoice)).
В соответствии с Постановлением Национального банка Украины № 135 «О применении иностранной валюты в страховой деятельности» для осуществления расчетов по договорам перестрахования с перестраховщиками-нерезидентами страховщики должны предоставлять уполномоченным банкам:
- копию лицензии, которая выдана органом, уполномоченным осуществлять государственный надзор за страховой деятельностью (предоставляется одноразово), засвидетельствованную отпечатком печати страховщика;
- копию лицензии перестраховщика-нерезидента или документа о его полномочии, заверенную печатью страховщика;
- один из трех таких пакетов документов:
1) договор о перестраховании или свидетельство о перестраховании (сертификат, полис), а также подтверждение о принятии риска в перестрахование (ковер-нота (cover note));
2) договор о перестраховании или свидетельство о перестраховании (сертификат, полис), а также экземпляр страхового свидетельства (полиса, сертификата) и отчета перед нерезидентом (бордеро (bordereau)) или другой документ согласно договора перестрахования, который оформляется страховщиком;
3) договор перестрахования или свидетельство о перестраховании (сертификат, полис), а также счет-фактуру (инвойс (invoice)).
С 10 января 2005 года вступило в силу также изменение к постановлению НБУ № 135, в соответствии с которым страховщики и страховые (перестраховочные) брокеры при перечислении иностранной валюты по договорам перестрахования с иностранными перестраховщиками и/или покупки иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины, с целью ее перечисления по таким договорам, подают уполномоченному банку заверенную в нотариальном порядке копию такого договора, согласованного надзорным органом (с печатью этого органа).
Для выполнения этого требования Госфинуслуг ввел распоряжением № 3303 от 13 января 2005 года ведение реестра договоров перестрахования в электронном виде, а также издал приказ № 19 от 21 января 2005 года «О порядке согласования договоров перестрахования с нерезидентами». В нем установлены требования к форме договора перестрахования, взятые из статьи «Договор страхования» Закона Украины «О страховании». И хотя 12 статья этого же закона четко предусматривает, что установление любых требований к договору перестрахования является исключительной прерогативой Кабинета Министров, есть случаи, когда Госфинуслуг отказывал в согласовании договоров, заключенных по иной форме, что блокировало возможность перечисления валюты перестраховщикам.
Кроме достаточно громоздкой и длительной процедуры покупки валюты (см. схемы в приложении), особенно на суммы сверх 10 тыс. дол. США, существуют и другие “подводные камни”.
Например, покупка валюты требует ещё и уплаты 1,5% от перечисляемой суммы в пенсионный фонд.
Также действует положение, согласно которому получение денег от иностранной компании должно произойти не позднее 90 дней со дня наступления обязательств. Это особенно важно при возврате части премии в результате расторжения договора перестрахования или уменьшения размера перестраховочного платежа (например, в связи с уменьшением перечня или стоимости застрахованного имущества).
Это относится и к получению части возмещения от перестраховщика, т.е. деньги на счет украинской компании должны поступить не позднее 90-го дня с момента подписания счета (акта, бордеро, дебет-ноты) на оплату доли перестраховщика.
Для выполнения этого требования Госфинуслуг ввел распоряжением № 3303 от 13 января 2005 года ведение реестра договоров перестрахования в электронном виде, а также издал приказ № 19 от 21 января 2005 года «О порядке согласования договоров перестрахования с нерезидентами». В нем установлены требования к форме договора перестрахования, взятые из статьи «Договор страхования» Закона Украины «О страховании». И хотя 12 статья этого же закона четко предусматривает, что установление любых требований к договору перестрахования является исключительной прерогативой Кабинета Министров, есть случаи, когда Госфинуслуг отказывал в согласовании договоров, заключенных по иной форме, что блокировало возможность перечисления валюты перестраховщикам.
Кроме достаточно громоздкой и длительной процедуры покупки валюты (см. схемы в приложении), особенно на суммы сверх 10 тыс. дол. США, существуют и другие “подводные камни”.
Например, покупка валюты требует ещё и уплаты 1,5% от перечисляемой суммы в пенсионный фонд.
Также действует положение, согласно которому получение денег от иностранной компании должно произойти не позднее 90 дней со дня наступления обязательств. Это особенно важно при возврате части премии в результате расторжения договора перестрахования или уменьшения размера перестраховочного платежа (например, в связи с уменьшением перечня или стоимости застрахованного имущества).
Это относится и к получению части возмещения от перестраховщика, т.е. деньги на счет украинской компании должны поступить не позднее 90-го дня с момента подписания счета (акта, бордеро, дебет-ноты) на оплату доли перестраховщика.
Быстро развивающийся украинский страховой рынок продолжает вызывать повышенный интерес со стороны иностранных (особенно – российских) компаний. В последнее время наблюдается следующая тенденция: все больше российских перестраховщиков открывают счета в гривне, что позволяет несколько упростить и ускорить процедуру расчета по договорам перестрахования с украинскими компаниями.
____________________________________
____________________________________
По материалам выступления на конференции в Москве на тему "Страховой рынок Украины: регулирование, тенденции, прогнозы", организованной журналом "Русский полис".
Материалы по теме:
12.03.2025:
Перестрахование военных рисков в Украине
02.02.2023:
Всесвітня програма медицини