Почитаем прессу
31.10.2006
Успеют ли автостраховщики перейти на европейский протокол
Сроки "европеизации ОСАГО" уже назначены: с 1 июля 2007 года начнут действовать поправки в законодательство, которые дадут возможность страховым компаниям вместе с автовладельцами перейти на цивилизованный способ урегулирования убытков при ДТП - в соответствии с европротоколом. Страховщики, со своей стороны, совсем не "рвутся в Европу".
Так называемый европейский протокол применительно к ОСАГО означает прямое урегулирование убытков (когда потерпевший обращается в "свою" страховую компанию) и их упрощенное оформление в случае не слишком серьезных ДТП. Казалось бы, что может быть проще, а главное - естественней. Вот и Минфин настаивает на том, чтобы наши автостраховщики поскорее начали жить "по-европейски", во всяком случае когда речь идет об ОСАГО - самом массовом виде страхования.
Страховщики в принципе совсем не против, однако не без основания считают, что менее чем за год они не успеют подготовиться к нововведению. Чтобы новая схема работала успешно - и это позиция Российского союза автостраховщиков (РСА), - необходимо решить ряд ключевых проблем. А именно: выработать эффективные методы борьбы с мошенничеством, ввести единые стандарты технической экспертизы, порядок определения виновности водителей без привлечения ГИБДД, а также свести к минимуму риск неплатежей со стороны финансово неустойчивых компаний.
Как считает директор департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Виталий Княгиничев, "переход на прямое урегулирование убытков в рамках ОСАГО будет уместен на стадии более зрелого страхового рынка". Он отмечает, что "вместе с принятием поправок в действующее законодательство должна быть закреплена обязательность идентификации подлинности полиса у виновного в ДТП - иначе придется платить за мошенников. Кроме того, сегодня нет единых стандартов оценки ущерба и не развит рынок услуг независимых экспертов, а следовательно, разброс в оценках причиненного потерпевшему ущерба может быть очень велик".
А директор департамента андеррайтинга и урегулирования убытков ОАО "КапиталЪ Страхование" Дмитрий Боткин обращает внимание на проблему, связанную с финансовой устойчивостью компаний. По его словам, при переходе к европейскому протоколу многим страховщикам придется сделать выбор: остаться на рынке ОСАГО или покинуть его. Те же, кто решит остаться, вынуждены будут балансировать между необходимостью сохранить свою финансовую устойчивость и угрозой получения предписания от Росстрахнадзора за необоснованные отказы в выплате.
Однако больше всего страховщиков волнует прогноз роста страхового мошенничества при введении упрощенного оформления ДТП, когда участники ДТП должны будут самостоятельно определить виновника, составить соответствующий документ (протокол) и направить его страховщикам. При всех очевидных плюсах (отсутствие необходимости ждать приезда сотрудников ДПС на место происшествия, возможность убрать транспортное средство с проезжей части, дабы не мешать транспортным потокам и не создавать "пробки") такая схема вызовет всплеск страхового мошенничества и, как ответную реакцию, подозрительность сотрудников страховых компаний. "Думаю, рынок пока не готов к переходу на европейский протокол, - считает Дмитрий Боткин, - поскольку для борьбы с мошенниками необходимо наладить оперативное и бесперебойное информационное взаимодействие ГИБДД и страховщиков, а оно и сейчас малоэффективно".
"Безусловно, для клиента данная система удобна, а страховые компании работают именно для страхователей, но, учитывая размах мошенничества в сфере ОСАГО, не уверен, что сейчас это пойдет на пользу делу, - высказывает свое мнение генеральный директор страховой компании "РУКСО" Александр Кобец. - Считаю, что число ложных заявлений увеличится не то что в геометрической, а в сверхпрогрессии". По его мнению, результатом предоставления возможности при мелких ДТП разъезжаться без вызова ГИБДД, просто обменявшись визитными карточками, может стать "цунами" желания воспользоваться легкой наживой. В первую очередь под ударом окажутся не самые крупные компании, которые не располагают большими штатами сотрудников. Как следствие, многие клиенты окажутся перед необходимостью стоять в очередях, дежуря по ночам в собственных автомобилях.
Не успеть до июля следующего года перейти на европейские стандарты еще и потому, что для этого необходимо в короткие сроки принять массу законов и нормативных документов. Как считает директор агентства страхования ответственности компании "Макс" Светлана Гусар, "для введения европейского протокола необходимо принять огромное количество поправок в нормативные документы, а именно: в Налоговый кодекс, в закон об обязательном страховании, в постановление правительства о правилах ОСАГО, в КоАП, в правила дорожного движения. Должна быть также разработана и утверждена единая методика оценки причиненного ущерба".
Некоторые страховщики обращают внимание и на чисто практическую сторону дела. "Все, что даст этот законопроект, - так это увеличит количество работы страховщикам, - считает ведущий специалист отдела урегулирования убытков Северо-Западной страховой компании Николай Булыгин. - Если сейчас страховщик рассматривает только дела потерпевших, то после принятия этого законопроекта он будет рассматривать дела клиентов, формировать и отсылать претензионные дела в другие страховые компании, а кроме того, рассматривать претензии от других страховщиков. Это увеличит работу страховщика в три раза"! Булыгин считает, что многие страховщики просто не готовы к резкому увеличению штатов.
Страховщики в принципе совсем не против, однако не без основания считают, что менее чем за год они не успеют подготовиться к нововведению. Чтобы новая схема работала успешно - и это позиция Российского союза автостраховщиков (РСА), - необходимо решить ряд ключевых проблем. А именно: выработать эффективные методы борьбы с мошенничеством, ввести единые стандарты технической экспертизы, порядок определения виновности водителей без привлечения ГИБДД, а также свести к минимуму риск неплатежей со стороны финансово неустойчивых компаний.
Как считает директор департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Виталий Княгиничев, "переход на прямое урегулирование убытков в рамках ОСАГО будет уместен на стадии более зрелого страхового рынка". Он отмечает, что "вместе с принятием поправок в действующее законодательство должна быть закреплена обязательность идентификации подлинности полиса у виновного в ДТП - иначе придется платить за мошенников. Кроме того, сегодня нет единых стандартов оценки ущерба и не развит рынок услуг независимых экспертов, а следовательно, разброс в оценках причиненного потерпевшему ущерба может быть очень велик".
А директор департамента андеррайтинга и урегулирования убытков ОАО "КапиталЪ Страхование" Дмитрий Боткин обращает внимание на проблему, связанную с финансовой устойчивостью компаний. По его словам, при переходе к европейскому протоколу многим страховщикам придется сделать выбор: остаться на рынке ОСАГО или покинуть его. Те же, кто решит остаться, вынуждены будут балансировать между необходимостью сохранить свою финансовую устойчивость и угрозой получения предписания от Росстрахнадзора за необоснованные отказы в выплате.
Однако больше всего страховщиков волнует прогноз роста страхового мошенничества при введении упрощенного оформления ДТП, когда участники ДТП должны будут самостоятельно определить виновника, составить соответствующий документ (протокол) и направить его страховщикам. При всех очевидных плюсах (отсутствие необходимости ждать приезда сотрудников ДПС на место происшествия, возможность убрать транспортное средство с проезжей части, дабы не мешать транспортным потокам и не создавать "пробки") такая схема вызовет всплеск страхового мошенничества и, как ответную реакцию, подозрительность сотрудников страховых компаний. "Думаю, рынок пока не готов к переходу на европейский протокол, - считает Дмитрий Боткин, - поскольку для борьбы с мошенниками необходимо наладить оперативное и бесперебойное информационное взаимодействие ГИБДД и страховщиков, а оно и сейчас малоэффективно".
"Безусловно, для клиента данная система удобна, а страховые компании работают именно для страхователей, но, учитывая размах мошенничества в сфере ОСАГО, не уверен, что сейчас это пойдет на пользу делу, - высказывает свое мнение генеральный директор страховой компании "РУКСО" Александр Кобец. - Считаю, что число ложных заявлений увеличится не то что в геометрической, а в сверхпрогрессии". По его мнению, результатом предоставления возможности при мелких ДТП разъезжаться без вызова ГИБДД, просто обменявшись визитными карточками, может стать "цунами" желания воспользоваться легкой наживой. В первую очередь под ударом окажутся не самые крупные компании, которые не располагают большими штатами сотрудников. Как следствие, многие клиенты окажутся перед необходимостью стоять в очередях, дежуря по ночам в собственных автомобилях.
Не успеть до июля следующего года перейти на европейские стандарты еще и потому, что для этого необходимо в короткие сроки принять массу законов и нормативных документов. Как считает директор агентства страхования ответственности компании "Макс" Светлана Гусар, "для введения европейского протокола необходимо принять огромное количество поправок в нормативные документы, а именно: в Налоговый кодекс, в закон об обязательном страховании, в постановление правительства о правилах ОСАГО, в КоАП, в правила дорожного движения. Должна быть также разработана и утверждена единая методика оценки причиненного ущерба".
Некоторые страховщики обращают внимание и на чисто практическую сторону дела. "Все, что даст этот законопроект, - так это увеличит количество работы страховщикам, - считает ведущий специалист отдела урегулирования убытков Северо-Западной страховой компании Николай Булыгин. - Если сейчас страховщик рассматривает только дела потерпевших, то после принятия этого законопроекта он будет рассматривать дела клиентов, формировать и отсылать претензионные дела в другие страховые компании, а кроме того, рассматривать претензии от других страховщиков. Это увеличит работу страховщика в три раза"! Булыгин считает, что многие страховщики просто не готовы к резкому увеличению штатов.
А как на Западе
Во Франции первое соглашение о прямом урегулировании убытков появилось лишь через 10 лет после введения ОСАГО: 20 крупнейших компаний заключили между собой соглашение и ввели систему взаимозачетов. Позже к соглашению присоединились и другие компании, а с 1992 года все платежи между французскими страховщиками осуществляются через единый клиринговый центр. Кроме того, в стране уже несколько десятилетий действуют правила упрощенного оформления ДТП: полиция не выезжает на место происшествия, если не причинен ущерб жизни и здоровью, все сводится к тому, что участники ДТП заполняют совместное извещение и разъезжаются. При этом решения о выплатах принимаются компаниями за 5-10 дней.
Стандарты упрощенного оформления ДТП действуют во всех странах Западной Европы. А вот прямое урегулирование убытков при ОСАГО (когда выплаты потерпевшему осуществляет компания, продавшая ему полис) прижилось далеко не везде. Например, его нет в Германии. А в Бельгии страховщики договариваются между собой, кто именно будет осуществлять выплаты, что занимает некоторое время.
В России, как считают в РСА, следовало бы сначала ввести прямое урегулирование убытков, а потом уже упрощенную схему оформления ДТП - наши граждане, не очень-то умеющие договариваться друг с другом, все равно будут вызывать "гаишника" на место ДТП.
Ирина ФЕДОТОВА
Материалы по теме:
17.02.2016:
В Украине появится электронный европротокол
16.11.2016:
ОСАГО получит телефонное право
15.12.2016:
ОСАГО вступает в полосу безденежья