Почитаем прессу

Размер текста
14.09.2006

Концепция. Появится новая обязательная страховка

Увы, но трагедии на транспорте вовсе не редкость. В России ежегодно в среднем происходит около 50 авиационных происшествий, в которых гибнут люди. Только последняя трагедия, когда под Донецком разбился самолет Ту-154 унесла жизни 170 человек, среди них 45 детей. На других видах транспорта тоже не все благополучно.
Конечно людей, погибших в катастрофах, не вернуть, но встает вопрос о компенсациях родственникам погибших. Обычно это делается властями и каких-то четких правил и определенных законом сумм нет.
Сейчас обязательное личное страхование пассажиров действует по указу президента 1992 года. Взнос по этому виду страхования для пассажиров на железнодорожном транспорте составляет 2,3 руб. и включен в стоимость билета, максимальная выплата на одного пассажира составляет 12 тыс. руб. Очевидно, что по нынешним временам это смехотворная сумма.
Пытаясь исправить ситуацию, Министерство транспорта РФ подготовило концепцию проекта закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров".
Попробуем разобраться, какие преимущества и недостатки есть в концепции в сравнении с существующей сейчас системой.
Введение обязательного страхования позволит решить массу проблем, связанных с лечением, постоянным решением вопросов изыскания бюджетных и внебюджетных средств для пострадавших и родственников погибших, позволит сформировать отчисления, направленные на повышение надежности транспортных средств и т.д.
Главное преимущество новой концепции – более высокие выплаты, которые должны составить до 600 тыс. руб. на воздушном транспорте, до 300 тыс. руб. - на морском, железнодорожном, водном и метрополитене. Сразу возникает вопрос, сколько и кому за это придется платить. Тарифы на этот вид страхования пока не определены, их предполагается установить постановлением правительства. Очевидно, что в конечном итоге страховой тариф будет включен в стоимость билета, и пассажиры будут платить больше. Кроме того, обязательность этого вида лишит пассажиров возможности выбора.
"Сейчас пассажир может отказаться от страховки, продаваемой вместе с билетом. Например, у меня полис страхования от несчастного случая, где лимит намного превышает лимит полиса, продаваемого вместе с билетом, – и я в свое время не стал приобретать не нужную мне дублирующую страховку. После введения обязательного страхования ответственности перевозчика пассажир лишится такой возможности, так как страховой тариф будет просто включен в стоимость билета", - рассказывает генеральный директор СК "МРСС" Семен АКЕРМАН.
Некоторые страховщики не согласны с такой точкой зрения. "Говорить о значительном увеличении стоимости билетов при введении данного вида страхования – значит вводить в заблуждение общественность. Перевозчик должен платить за такое страхование от своего оборота, который реально отражает количество перевозимых граждан и, соответственно, степень риска. Постараться определить удельный вес страхования в стоимости билетов необходимо именно с целью уменьшения того "оброка", который взимается сейчас", - считает генеральный директор ОАО "КапиталЪ Страхование" Олег ТИШКИН.
Но самый серьезный момент заключается в необходимости не делать ставку только на страхование. "К сожалению, в этой инициативе угадывается попытка Министерства транспорта обезопасить себя от обоснованных претензий. Если ввести этот закон, то чиновники могут говорить: "Мы ввели обязательное страхование ГО для перевозчиков, обращайтесь за компенсацией к страховщикам", - подчеркивает заместитель генерального директора СГ "Межрегионгарант" Александр ВАРЕНЦОВ.
Одним страхованием невозможно урегулировать глобальные проблемы в сфере перевозок - необходимо отслеживать соблюдение норм и наличие лицензий у перевозчиков, контролировать качество запчастей для воздушного и наземного транспорта, развивать инфраструктуру: строить качественные дороги, обеспечивать перевозчикам безопасные стоянки и возможность отдыха и т.д. Таким образом, обязаловка в отношении перевозчиков хороша, но только если она будет реализована совместно с другими мерами по повышению безопасности.
 
Дмитрий Кошкин
 

Обзор DEDALINFO