Почитаем прессу
Сложное упрощение
Довольно серьезные изменения затронули деятельность так называемых "единщиков" или "упрощенцев". Таких предпринимателей обновленная версия упрощенной системы (ст. 291-300 НК), вступившая в силу с 1 января 2012 года поставила перед необходимостью выбора одной из четырех групп плательщиков единого налога. В первые три группы вошли физлица-предприниматели (ФЛП), в четвертую — юрлица. Для первой группы годовой оборот ограничен 150 тыс. грн, для второй — 1 млн грн, третьей — 3 млн грн, четвертой — 5 млн грн. Ограничения также затрагивают количество работников и особенности деятельности. Так, ФЛП первой группы могут заниматься только розничной торговлей на рынке или оказанием бытовых услуг без наемного персонала. Фиксированная ставка для таких предпринимателей привязана к минимальной зарплате и в настоящее время составляет не многим более 100 грн. По мнению партнера практики банковского и финансового права МЮФ Integrites Александра Алексеенко, преимуществом этой группы является упрощение административных процедур налоговой отчетности, которая подается по итогам года. Однако ограничения, касающиеся оборота и наемного персонала, заставляют многих предпринимателей выбирать вторую группу. Это дает возможность взять на работу до 10 человек и оказывать любые услуги населению или другим "упрощенцам", а также производить или продавать товары. "Более предпочтительна для предпринимателей вторая группа с фиксированной ставкой единого налога, максимальный размер которой в 2012 году равен 215 грн в месяц,— рассуждает президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.— Но присутствие во второй группе не позволяет "единоналожникам" сотрудничать с субъектами хозяйствования, которые находятся на общей системе. Поэтому часть предпринимателей выбирают третью группу плательщиков единого налога, позволяющую оказывать услуги всем без исключения субъектам хозяйствования".
Представители МСБ еще не успели в полной мере оценить преимущества и недостатки переписанной "упрощенки". Эксперты же готовы сделать предварительные выводы. В частности, господин Рубаненко в числе позитивных изменений отмечает продление сроков сдачи налоговой отчетности, упразднение оплаты единого налога за наемных работников, возможность не пользоваться регистраторами расчетных операций (кассовыми аппаратами), а также отмену ведения книги учета доходов-расходов для юрлиц-"единоналожников". "Среди достоинств новой системы можно назвать применение прогрессивной шкалы единого налога, расширение допустимых объемов выручки в год, снижение ставок в сравнении с предыдущим законодательством и снятие ограничений по формированию расходов для плательщиков налога на прибыль на общих основаниях,— говорит управляющий партнер аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева.— К недостаткам я бы отнесла неоднозначность трактовки отдельных норм, которая возникла из-за того, что законодательный акт был плохо вычитан перед принятием. Эта проблема, которая касается и Налогового кодекса в целом, довольно типична для Украины. Ведь нормативный акт сначала принимают, а потом правят или того хуже — дают разъяснения". Во многом из-за несовершенства законодательной базы перезагрузка упрощенной системы проходит не без сбоев. Глава всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса "Фортеця" Оксана Продан объясняет возникающие сложности неготовностью налоговых органов, а также их настойчивым нежеланием выполнять нормы закона, которые защищают интересы предпринимателей. По ее словам, налоговики трактуют нормы в свою пользу и не желают выполнять внушительный ряд законодательных положений.
Представители фискальных органов неустанно заявляют об уменьшении количества проверок предприятий. Более того, недавно вступил в силу закон (4448-VI), ограничивающий возможные визиты инспекторов к предпринимателям, работающим на едином налоге. Данный мораторий распространяется только на физлиц или юрлиц неплательщиков НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска. Тем не менее бизнес не собираются оставлять в покое. Господин Романчук считает, что полномочия контролирующих органов только расширились, а постоянные проверки предприятий, санкции по их итогам, штрафы и конфискации по Таможенному кодексу, признание налоговиками сделок ничтожными, а также исключение из состава расходов убытков прошлых периодов зачастую ставят перед предпринимателями вопрос о полном прекращении бизнеса. В итоге многие представители МСБ пытаются минимизировать свои риски, приостанавливая легальную предпринимательскую деятельность. "Теперь для большинства контролирующих органов законодательно закреплено положение, согласно которому они обязаны руководствоваться не только нормативными ориентирами, но и поручениями президента и премьер-министра,— предупреждает Ярослав Романчук.— На бизнес практически возложено бремя доказывания своей правоты в сфере налогообложения. И судя по вопросам, которые возникают у наших клиентов, сегодня наиболее весомыми являются риски, связанные с ответственностью за работу с ненадежными контрагентами или с различной трактовкой некоторых норм налогового законодательства". По информации опрошенных экспертов, итогом проверок бизнеса довольно часто становится применение санкций, доначислений обязательств или снятие налогового кредита. "Основной задачей, которая стоит перед налоговиками, является наполнение бюджета,— подтверждает существование такой тенденции Оксана Продан.— Поэтому для достижения максимальной результативности штрафы применяются очень активно. С новыми санкциями в отношении предпринимателей также произошло сугубо теоретическое упрощение процедуры ликвидации бизнеса, а закон о декриминализации экономических преступлений выписан таким образом, что в случае непогашения штрафа можно попасть под лишение свободы".
Регулирующие деятельность МСБ законы отнюдь не лишены коллизий, поэтому дальнейшее изменение законодательства практически неизбежно. "Налоговый кодекс требует внесения изменений в части упрощенной системы налогообложения, урегулирования порядка взаимодействия предприятий МСБ с налоговыми органами, а также закрепления моратория на проведение проверок субъектов МСБ на законодательном уровне",— поясняет Александр Алексеенко. Леонид Рубаненко указывает на необходимость освещения вопроса о добровольном переходе плательщика единого налога из одной группы в другую и предлагает избавить "единоналожников" третьей и четвертой групп от ограничений, касающихся вида деятельности, а Оксана Продан напоминает о необходимости принятия законопроекта, который отменяет включение в доходы бесплатно полученных товаров или услуг и просроченной кредиторской задолженности. В настоящее время эти показатели влияют на размер единого налога, который платят предприниматели, относящиеся к третьей и четвертой группам.
Новые законы, регулирующие деятельность предприятий МСБ Название Описание N закона Дата вступления в силу
"О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование Обязывает физлиц-предпринимателей на едином налоге платить единый социальный взнос N 2464-VI 01.10.2011 г. (последняя редакция)
Налоговый кодекс Украины Содержит ряд новых положений, регулирующих деятельность предприятий МСБ N 2755-VI 01.04.2012 г. (последняя редакция)
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и ряд других законодательных актов Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности" Вводит в действие обновленную упрощенную систему налогообложения, разделяет "упрощенцев" на 4 группы N 4014-VI 01.01.2012 г.
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица - предпринимателя" Закрепляет замену свидетельства о государственной регистрации на извлечение из Единого государственного реестра юрлиц и физлиц-предпринимателей N 3205-VI 10.12.2011 г. (последняя редакция)
"О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" относительно проведения электронной регистрации" Вводит процедуру электронной регистрации N 2609-VI 14.08.2011 г.
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры начала предпринимательской деятельности" Предусматривает возможность формирования размера уставного капитала предприятия по собственному усмотрению директоров, отменяет требование о нотариальном заверении устава предприятия, сокращает сроки регистрации юрлица N3263-VI 07.06.2011 г.
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности" Декриминализирует ряд экономических преступлений N 4025-VI 18.01.2012 г.
"О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине" Определяет основы госполитики в сфере МСБ; полномочия органов, регулирующих развитие МСБ; условия предоставления господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства N 4618-VI 19.04.2012 г.
Группы плательщиков единого налога в соответствии с законом N 4014-VI
Группа |
I |
II |
III |
IV |
Категория |
Физлица |
Физлица |
Юрлица |
Юрлица |
Возможность продажи |
Не допускается |
Не допускается |
Допускается |
Допускается |
Количество наемных |
0 |
До 10 |
До 20 |
До 50 |
Отчетный период |
Календарный год |
Календарный квартал |
|
|
Годовой оборот, грн |
До 150 тыс. |
До 1 млн |
До 3 млн |
До 5 млн |
Возможность регистрации |
Не допускается |
Не допускается |
Допускается |
Допускается |
Ставка налога |
10% от минимальной зарплаты |
20% от минимальной зарплаты |
3% от оборота + НДС или 5% оборота без НДС |
|