Почитаем прессу

Размер текста
11.07.2012

Страховщики определили главные законы 10-й сессии парламента

К революционным инициативам последней парламентской сессии стоит отнести новую редакцию закона "О страховании", а также ряд законопроектов, касающихся "автогражданки".

В мае парламентарии приняли за основу законопроект о внесении изменений в ряд существующих законов, попутно изложив профильный для страхового рынка закон в новой редакции. Обновленная версия закона "О страховании" поднимает планку требований для страховщиков. Это, в частности, отражается в повышении требований к уставному капиталу страховщиков: у рисковых СК — с 1 млн. евро до 22 млн. гривен, а у страховщиков жизни — с 1,5 млн. евро до 32 млн. гривен.
 
При этом законопроектом на страховом рынке вводится пруденциальный надзор за участниками со стороны регулятора. Другими словами, Нацкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг начинает отслеживать в текущем режиме изменения в показателях деятельности СК, базируясь на ряде нормативов.
 
Также предполагается отформатировать рынок перестрахования, выделив его в отдельный вид деятельности, требующий специальной лицензии. Много внимания в документе уделяется посреднической деятельности на страховом рынке (введение обязательного страхования ответственности брокера, запрет страховым агентам продавать полисы более чем 1 компании).
 
Критично важным для СК аспектом являются нормы, касающиеся их фактического участия в будущей пенсионной реформе. Страховщикам позволяется учреждать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), заниматься их администрированием и управлением активами. В целом эксперты положительно воспринимают все предлагаемые документом новшества. "Новая редакция закона "О страховании" способствует созданию более конкурентной среды на страховом рынке", — полагает партнер LPGroup Валентина Смолякова.
 
Помимо общего профильного закона все внимание страховщиков было сосредоточено на событиях вокруг рынка "автогражданки". В основном — негативных. Хотя нагнетание ситуации вокруг него понятно. Во-первых, это наиболее динамичный сегмент страхового рынка, тем более занимающий ни много не мало, а около 10% премий СК от всех видов страхования (более 2 млрд. гривен в год). Во-вторых, это слишком социально значимый вид страхования, чтобы накануне выборов вокруг него ничего не происходило.
 
Как результат, рынок столкнулся с настойчивыми попытками государства усилить контроль над управлением в Моторном (транспортном) страховом бюро (МТСБУ), объединяющем СК на рынке ОСАГО. Первое чтение прошел законопроект, которым представители страховщиков фактически отстраняются от влияния на ключевые решения в МТСБУ.
 
"Предполагается создание Координационного совета, в который войдут представители власти. Представители страховщиков в его состав не входят, чем нарушается природа МТСБУ — единственного объединения страховщиков, которые осуществляют обязательное страхование гражданско-правовой ответственности", — объясняет Андрей Украинский, заместитель начальника отдела регрессно-правовой деятельности СК "Наста".
 
Еще более одиозной инициативой, которая пока не рассматривалась в парламенте, был законопроект о выведении "автогражданки" из статуса обязательного вида страхования. Как эта, так и предыдущая инициатива у страховщиков вызывают лишь негодование. Впрочем, отсутствие у страховых компаний единого взгляда на методы конкуренции и выполнение обязательств, выливающихся в бездеятельность МТСБУ, оставляют им мало шансов на то, что государство откажется от своих планов радикально вмешаться в ситуацию.
 
Чем могут быть довольны страховщики, так это тем, что президент не пропустил в законопроекте №9462 норму о создании еще одного фонда для отчислений СК с премий ОСАГО. Хотя нормы отчислений страховщиков в уже существующие фонды будут увеличены (в 2-5 раз). С точки зрения страхователя этот документ, финальную версию которого осталось лишь подписать президенту, важен по причине установления минимальных лимитов выплат в случае гибели или травм граждан в ДТП.

Автор: Олег Сорочан

Источник: Дело
 

Обзор DEDALINFO