Почитаем прессу

Размер текста
27.09.2013

Сомнительное преимущество

Украинские автопроизводители добились введения утилизационного сбора и пошлин на импорт, но выпуск автомашин все равно падает.

В 2012 году многолетняя борьба между автопроизводителями и импортерами зарубежных авто перешла в решающую стадию. В марте 2013-го Верховная Рада приняла закон о спецпошлинах на импорт автомобилей. С этого момента все импортеры обязаны платить вместо 10% стоимости машины при ее ввозе почти 23%.

Автопроизводители тогда заявляли, что эта мера поможет возродить украинскую промышленность. В разгар кризиса — в 2009 году — в Украине было произведено 69,2 тыс. автомобилей, что на 84% меньше, чем в 2008-м. Последующие годы автомобильный рынок постепенно пытался достигнуть докризисных показателей в 422 тыс. автомобилей, но в 2012-м было выпущено только 76,2 тыс. авто. Весь 2012 год автопроизводители пытались убедить правительство принять закон о повышении пошлин на ввоз иномарок из-за границы, что, по их мнению, помогло бы восстановить украинское автопроизводство. Экс-министр экономики Петр Порошенко предлагал поднять эту планку до 25%.

С момента вступления закона в действие прошло три месяца, но эксперты до сих пор не берутся прогнозировать, насколько вырастут в цене импортируемые автомобили. Тем более, что еще больше нарастить цены не только на иностранные, но и на украинские авто должен новый экологический налог, принятый парламентом в июле. С осени все авто — собранные на родине или ввезенные в Украину — будут облагаться дополнительным налогом в зависимости от года их производства и объема двигателя.

Усложняет ситуацию на автомобильном рынке и то, что до конца года правила игры не могут существенно измениться. Если в ноябре Украина подпишет договор о зоне свободной торговли с ЕС, импортные пошлины необходимо будет пересматривать. В Брюсселе уже заявили, что их нужно будет снизить до 5-8% от стоимости. В таком случае все усилия правительства по поддержанию отечественного автопрома окажутся напрасными.

Инициатива заводов

Еще в 2011 году несколько основных производителей автомобилей в Украине — «ЗАЗ», «Еврокар» и корпорация «Богдан» — обратились к правительству с просьбой расследовать причину низких, по их мнению, импортных пошлин на автомобили. По словам заводчиков, рекордное падение производства всего за два года (с 422 тыс. в 2008-м до 45 тыс. в 2010-м) было обусловлено именно неравной конкуренцией с импортерами.

Так, в 2012-м производство автомобилей продолжало сокращаться: по итогам года падение производства составило 27%. При этом рынок продаж стабильно рос и достиг 243 тыс. авто. Большую часть продаж составляли импортные автомобили. Производители утверждали, что на их предприятиях загружены только 40% мощностей, а остальные простаивают, хотя могли бы создавать новые рабочие места. По словам главы «Еврокара» Олега Боярина, только его компания при полной загруженности может выпускать до 100 тыс. автомобилей в год и обеспечить Украине дополнительно 167 тыс. рабочих мест.

Все эти аргументы подей­ствовали, и правительство решилось поднять пошлины. На это решение сразу болезненно отреагировали импортеры. «Ранее пошлины уже поднимали до 25%, но тогда производство существенно не выросло», — пояснил директор компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий. По его мнению, для роста собственного производства нужно снижать налоги на прибыль для заводов, а также ликвидировать 5%-ный сбор при импорте оборудования для автомобильной промышленности. Тем более что многие производители занимаются в большей степени узловой сборкой автомобилей, а не разрабатывают их самостоятельно.

В правительстве уверены, что повышение пошлин на импортируемые авто — достаточные условия для роста отечественного автопрома. Например, в конце мая в ходе визита на Запорожский автозавод министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов заявил, что сейчас у производственников есть три года, пока действуют пошлины, чтобы решить свои проблемы и повысить конкурентоспособность отрасли. Результаты отдельных месяцев, например мая, когда в Украине выпустили 3,55 тыс. автомобилей, несколько обнадежили производителей. Но по итогам первых шести месяцев 2013-го производство украинских автомобилей упало на 54,2% по сравнению с прошлым годом. При этом цены на авто росли — примерно на 10-15% за год. Поэтому то, станут ли изменения в законодательстве драйвером роста украинского автопрома, прогнозировать пока не берется никто.

В отдаленной перспективе эксперты прогнозируют, что автомобильная отрасль Украины перейдет на сборку автомобильных марок транснациональных корпораций. «Сейчас Восточная Европа привлекает к себе инвесторов из Азии, которые хотят собирать там свои автомобили, и потому национальные марки авто проигрывают в этой борьбе», — считает аналитик Roubini Global Economics Меган Сторан Браун. Хотя пока Украина не преуспела в борьбе за новые заводы и линии сборки. Так, в начале года китайская Geely Corporation заявила, что отказывается от замыслов строить завод по сборке машин на базе украинского КрАЗ и переносит производство в Беларусь. Причиной такого решения стал неблагоприятный инвестиционный климат. По мнению экспертов, в результате этого решения Киев потерял примерно $20 млн. инвестиций.

Новый налог и переоснащение

При, казалось бы, неблагоприятной ситуации на рынке, продажи новых автомобилей в Украине постепенно растут. По информации ассоциации автопроизводителей Украины «Укр-АвтоПром», в прошлом году украинцы купили машин на 14% больше, чем в 2011-м. Главную причину роста продаж эксперты видят в потребности переоснащения украинского автопарка. По словам экспертов, в среднем украинцы меняют машину раз в 5-8 лет, и поэтому сейчас авто, купленные до кризиса, будут менять. В 2008 году было продано более 600 тыс. машин. Поэтому, считают основные импортеры, сейчас рынок будет расти примерно на 13% в год. Тем более что он пока не достаточно насыщен — в Украине на 1 тыс. человек приходится 174 автомобиля, тогда как в России, к примеру, — 228, в Польше — 453.

Остановить рост продаж может новый экологический налог, который парламент принял в предпоследний день летней сессии. С 1 сентября производители и импортеры автомобилей должны платить за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

Окончательная сумма налога будет определяться с помощью коэффициентов к базовой ставке, размер которых будет зависеть от года производства и объема двигателя автомобиля. Для легковых автомобилей установлена ставка 5,5 тыс. грн. и коэффициенты 0,86-5,5 для новых и 5,3-35,01 для старых авто. Ставка для грузовых автомобилей и автобусов — 11 тыс. грн.

Этот закон стал ответом на такие же действия России в прошлом году. Там специальный сбор, который будет обеспечивать переработку списанных автомобилей, приняли еще осенью. Сразу после этого стоимость нового легкового автомобиля при ввозе в Россию выросла примерно на 20 тыс. рублей (5 тыс. грн.), а автобуса — на 300 тыс. рублей (75 тыс. грн.). После России о желании ввести утилизационные пошлины заявил также и Казахстан. Эксперты не исключают, что пошлины могут быть распространены на все страны Таможенного союза уже в этом году. Тогда объемы украинского экспорта серьезно упадут. Пока, как считает Олег Омельницкий, емкость рынка стран СНГ составляет до 100 тыс. автомашин в год, но к 2015 году, с введением утилизационного сбора украинский автомобильный экспорт в страны Содружества может упасть на 30-35%.

Кроме того, если в России утилизационный сбор распространяется как на импортеров, так и производителей, заводы в Украине платить налог не будут. В обмен на освобождение от уплаты экологического налога они обязаны обеспечить утилизацию автомобилей. Каким образом будет осуществляться переработка старых авто — пока не понятно, поскольку в Украине утилизацией никто не занимается.

По расчетам некоторых аналитиков, учитывая все изменения в законодательстве, цены на автомобили в этом году могут вырасти на 5-200 тыс. грн. Это может существенно снизить продажи в этом году. При этом даже такие заградительные меры являются только возможностью для украинских автопроизводителей переоснастить свои заводы, но не дают им гарантию конкурентоспособности на внутреннем рынке в будущем.

 

Автопроизводство

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

Коэффициент общей ликвидности

2012, млн. грн.

2012, рост, %

2012, млн. грн.

2011, млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

1

Запорожский автомобилестроительный з-д

3531

-6,88

0

-54

1600

30,32

1,21

2

Автосборочный з-д №2 (ПАО «Автомобильная компания «Богдан Моторс»)

3041

-14,47

14

101

739

-44,75

0,75

3

Еврокар

1798

23,84

20

61

271

-17,35

1,76

4

АвтоКрАЗ

615

-9,18

15

-177

3272

-9,83

0,76

5

Бориспольский автозавод

334

-14,73

1

-16

70

191,82

4,26

 

Импортеры и дистрибьюторы

(за 9 мес.)

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

2012,
млн. грн.

2012, рост,
%

2012,
млн. грн.

2011,
млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

Порше Украина

3701

42,18

207

156

79

44,34

Тойота-Украина

3314

29,94

216

204

359

330,87

Виннер Импортс Украина, ЛТД

2582

17,79

143

н/д

424

13,66

Украинская автомобильная корпорация

2310

17,92

177

183

489

87,37

Харьковская автомобильная торговая компания

1829

н/д

-13

н/д

1086

н/д

Ниссан Мотор Украина

1766

40,75

19

50

249

123,81

Фалькон-Авто

1690

52,45

23

17

458

34,88

Еврокар

1408

37,90

18

8

51

16,07

Автокапитал

1313

1,41

35

1

543

23,28

Рено Украина

1190

12,08

41

54

127

-18,03

Дженерал Авто Груп

1135

-28,24

31

26

350

22,57

Хюндай Мотор Украина

1055

н/д

2

н/д

358

н/д

Пежо Ситроен Украина

938

н/д

63

н/д

255

н/д

АВТ Бавария

930

25,23

27

32

158

57,83

Торговый дом «Нико»

861

н/д

-14

н/д

440

н/д

 

 

Диллеры

(за 9 мес.)

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

2012,
млн. грн.

2012, рост,
%

2012,
млн. грн.

2011,
млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012, рост,
%

1

ВиДи Груп

1525

51,03

н/д

н/д

83

22,31

2

Си Эй Автомотив

722

н/д

н/д

н/д

385

н/д

3

Автомобильный дом Украина-Мерседес-Бенц

423

н/д

3

н/д

144

н/д

4

Элитавто

411

н/д

н/д

н/д

824

н/д

5

Саммит Моторз Украина

383

н/д

2

н/д

30

н/д

 Павел Сивоконь

Источник: Инвестгазета
Всё по теме: Авторынок
 

Обзор DEDALINFO