Почитаем прессу

Сомнительное преимущество
В 2012 году многолетняя борьба между автопроизводителями и импортерами зарубежных авто перешла в решающую стадию. В марте 2013-го Верховная Рада приняла закон о спецпошлинах на импорт автомобилей. С этого момента все импортеры обязаны платить вместо 10% стоимости машины при ее ввозе почти 23%.
Автопроизводители тогда заявляли, что эта мера поможет возродить украинскую промышленность. В разгар кризиса — в 2009 году — в Украине было произведено 69,2 тыс. автомобилей, что на 84% меньше, чем в 2008-м. Последующие годы автомобильный рынок постепенно пытался достигнуть докризисных показателей в 422 тыс. автомобилей, но в 2012-м было выпущено только 76,2 тыс. авто. Весь 2012 год автопроизводители пытались убедить правительство принять закон о повышении пошлин на ввоз иномарок из-за границы, что, по их мнению, помогло бы восстановить украинское автопроизводство. Экс-министр экономики Петр Порошенко предлагал поднять эту планку до 25%.
С момента вступления закона в действие прошло три месяца, но эксперты до сих пор не берутся прогнозировать, насколько вырастут в цене импортируемые автомобили. Тем более, что еще больше нарастить цены не только на иностранные, но и на украинские авто должен новый экологический налог, принятый парламентом в июле. С осени все авто — собранные на родине или ввезенные в Украину — будут облагаться дополнительным налогом в зависимости от года их производства и объема двигателя.
Усложняет ситуацию на автомобильном рынке и то, что до конца года правила игры не могут существенно измениться. Если в ноябре Украина подпишет договор о зоне свободной торговли с ЕС, импортные пошлины необходимо будет пересматривать. В Брюсселе уже заявили, что их нужно будет снизить до 5-8% от стоимости. В таком случае все усилия правительства по поддержанию отечественного автопрома окажутся напрасными.
Инициатива заводов
Еще в 2011 году несколько основных производителей автомобилей в Украине — «ЗАЗ», «Еврокар» и корпорация «Богдан» — обратились к правительству с просьбой расследовать причину низких, по их мнению, импортных пошлин на автомобили. По словам заводчиков, рекордное падение производства всего за два года (с 422 тыс. в 2008-м до 45 тыс. в 2010-м) было обусловлено именно неравной конкуренцией с импортерами.
Так, в 2012-м производство автомобилей продолжало сокращаться: по итогам года падение производства составило 27%. При этом рынок продаж стабильно рос и достиг 243 тыс. авто. Большую часть продаж составляли импортные автомобили. Производители утверждали, что на их предприятиях загружены только 40% мощностей, а остальные простаивают, хотя могли бы создавать новые рабочие места. По словам главы «Еврокара» Олега Боярина, только его компания при полной загруженности может выпускать до 100 тыс. автомобилей в год и обеспечить Украине дополнительно 167 тыс. рабочих мест.
Все эти аргументы подействовали, и правительство решилось поднять пошлины. На это решение сразу болезненно отреагировали импортеры. «Ранее пошлины уже поднимали до 25%, но тогда производство существенно не выросло», — пояснил директор компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий. По его мнению, для роста собственного производства нужно снижать налоги на прибыль для заводов, а также ликвидировать 5%-ный сбор при импорте оборудования для автомобильной промышленности. Тем более что многие производители занимаются в большей степени узловой сборкой автомобилей, а не разрабатывают их самостоятельно.
В правительстве уверены, что повышение пошлин на импортируемые авто — достаточные условия для роста отечественного автопрома. Например, в конце мая в ходе визита на Запорожский автозавод министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов заявил, что сейчас у производственников есть три года, пока действуют пошлины, чтобы решить свои проблемы и повысить конкурентоспособность отрасли. Результаты отдельных месяцев, например мая, когда в Украине выпустили 3,55 тыс. автомобилей, несколько обнадежили производителей. Но по итогам первых шести месяцев 2013-го производство украинских автомобилей упало на 54,2% по сравнению с прошлым годом. При этом цены на авто росли — примерно на 10-15% за год. Поэтому то, станут ли изменения в законодательстве драйвером роста украинского автопрома, прогнозировать пока не берется никто.
В отдаленной перспективе эксперты прогнозируют, что автомобильная отрасль Украины перейдет на сборку автомобильных марок транснациональных корпораций. «Сейчас Восточная Европа привлекает к себе инвесторов из Азии, которые хотят собирать там свои автомобили, и потому национальные марки авто проигрывают в этой борьбе», — считает аналитик Roubini Global Economics Меган Сторан Браун. Хотя пока Украина не преуспела в борьбе за новые заводы и линии сборки. Так, в начале года китайская Geely Corporation заявила, что отказывается от замыслов строить завод по сборке машин на базе украинского КрАЗ и переносит производство в Беларусь. Причиной такого решения стал неблагоприятный инвестиционный климат. По мнению экспертов, в результате этого решения Киев потерял примерно $20 млн. инвестиций.
Новый налог и переоснащение
При, казалось бы, неблагоприятной ситуации на рынке, продажи новых автомобилей в Украине постепенно растут. По информации ассоциации автопроизводителей Украины «Укр-АвтоПром», в прошлом году украинцы купили машин на 14% больше, чем в 2011-м. Главную причину роста продаж эксперты видят в потребности переоснащения украинского автопарка. По словам экспертов, в среднем украинцы меняют машину раз в 5-8 лет, и поэтому сейчас авто, купленные до кризиса, будут менять. В 2008 году было продано более 600 тыс. машин. Поэтому, считают основные импортеры, сейчас рынок будет расти примерно на 13% в год. Тем более что он пока не достаточно насыщен — в Украине на 1 тыс. человек приходится 174 автомобиля, тогда как в России, к примеру, — 228, в Польше — 453.
Остановить рост продаж может новый экологический налог, который парламент принял в предпоследний день летней сессии. С 1 сентября производители и импортеры автомобилей должны платить за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.
Окончательная сумма налога будет определяться с помощью коэффициентов к базовой ставке, размер которых будет зависеть от года производства и объема двигателя автомобиля. Для легковых автомобилей установлена ставка 5,5 тыс. грн. и коэффициенты 0,86-5,5 для новых и 5,3-35,01 для старых авто. Ставка для грузовых автомобилей и автобусов — 11 тыс. грн.
Этот закон стал ответом на такие же действия России в прошлом году. Там специальный сбор, который будет обеспечивать переработку списанных автомобилей, приняли еще осенью. Сразу после этого стоимость нового легкового автомобиля при ввозе в Россию выросла примерно на 20 тыс. рублей (5 тыс. грн.), а автобуса — на 300 тыс. рублей (75 тыс. грн.). После России о желании ввести утилизационные пошлины заявил также и Казахстан. Эксперты не исключают, что пошлины могут быть распространены на все страны Таможенного союза уже в этом году. Тогда объемы украинского экспорта серьезно упадут. Пока, как считает Олег Омельницкий, емкость рынка стран СНГ составляет до 100 тыс. автомашин в год, но к 2015 году, с введением утилизационного сбора украинский автомобильный экспорт в страны Содружества может упасть на 30-35%.
Кроме того, если в России утилизационный сбор распространяется как на импортеров, так и производителей, заводы в Украине платить налог не будут. В обмен на освобождение от уплаты экологического налога они обязаны обеспечить утилизацию автомобилей. Каким образом будет осуществляться переработка старых авто — пока не понятно, поскольку в Украине утилизацией никто не занимается.
По расчетам некоторых аналитиков, учитывая все изменения в законодательстве, цены на автомобили в этом году могут вырасти на 5-200 тыс. грн. Это может существенно снизить продажи в этом году. При этом даже такие заградительные меры являются только возможностью для украинских автопроизводителей переоснастить свои заводы, но не дают им гарантию конкурентоспособности на внутреннем рынке в будущем.
|
Автопроизводство |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
Коэффициент общей ликвидности |
|||
2012, млн. грн. |
2012, рост, % |
2012, млн. грн. |
2011, млн. грн. |
2012, |
2012, рост, % |
|||
1 |
Запорожский автомобилестроительный з-д |
3531 |
-6,88 |
0 |
-54 |
1600 |
30,32 |
1,21 |
2 |
Автосборочный з-д №2 (ПАО «Автомобильная компания «Богдан Моторс») |
3041 |
-14,47 |
14 |
101 |
739 |
-44,75 |
0,75 |
3 |
Еврокар |
1798 |
23,84 |
20 |
61 |
271 |
-17,35 |
1,76 |
4 |
АвтоКрАЗ |
615 |
-9,18 |
15 |
-177 |
3272 |
-9,83 |
0,76 |
5 |
Бориспольский автозавод |
334 |
-14,73 |
1 |
-16 |
70 |
191,82 |
4,26 |
Импортеры и дистрибьюторы (за 9 мес.) |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
|||
2012, |
2012, рост, |
2012, |
2011, |
2012, |
2012, рост, % |
|
Порше Украина |
3701 |
42,18 |
207 |
156 |
79 |
44,34 |
Тойота-Украина |
3314 |
29,94 |
216 |
204 |
359 |
330,87 |
Виннер Импортс Украина, ЛТД |
2582 |
17,79 |
143 |
н/д |
424 |
13,66 |
Украинская автомобильная корпорация |
2310 |
17,92 |
177 |
183 |
489 |
87,37 |
Харьковская автомобильная торговая компания |
1829 |
н/д |
-13 |
н/д |
1086 |
н/д |
Ниссан Мотор Украина |
1766 |
40,75 |
19 |
50 |
249 |
123,81 |
Фалькон-Авто |
1690 |
52,45 |
23 |
17 |
458 |
34,88 |
Еврокар |
1408 |
37,90 |
18 |
8 |
51 |
16,07 |
Автокапитал |
1313 |
1,41 |
35 |
1 |
543 |
23,28 |
Рено Украина |
1190 |
12,08 |
41 |
54 |
127 |
-18,03 |
Дженерал Авто Груп |
1135 |
-28,24 |
31 |
26 |
350 |
22,57 |
Хюндай Мотор Украина |
1055 |
н/д |
2 |
н/д |
358 |
н/д |
Пежо Ситроен Украина |
938 |
н/д |
63 |
н/д |
255 |
н/д |
АВТ Бавария |
930 |
25,23 |
27 |
32 |
158 |
57,83 |
Торговый дом «Нико» |
861 |
н/д |
-14 |
н/д |
440 |
н/д |
|
Диллеры (за 9 мес.) |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
|||
2012, |
2012, рост, |
2012, |
2011, |
2012, |
2012, рост, |
||
1 |
ВиДи Груп |
1525 |
51,03 |
н/д |
н/д |
83 |
22,31 |
2 |
Си Эй Автомотив |
722 |
н/д |
н/д |
н/д |
385 |
н/д |
3 |
Автомобильный дом Украина-Мерседес-Бенц |
423 |
н/д |
3 |
н/д |
144 |
н/д |
4 |
Элитавто |
411 |
н/д |
н/д |
н/д |
824 |
н/д |
5 |
Саммит Моторз Украина |
383 |
н/д |
2 |
н/д |
30 |
н/д |
Павел Сивоконь
Источник: Инвестгазета