Почитаем прессу

Размер текста
22.06.2015
Фото Shutterstock
Фото Shutterstock

Кто зарабатывает на «страховках от дефолта»

Сегодня должна пройти выплата $75 млн процентов по украинским облигациям.

В понедельник, 22 июня, Украина должна погасить проценты по еврооблигациям. Речь идет о ценных бумагах, выпущенных в декабре 2013 года для обеспечения долга в $3 млрд перед Российской Федерацией. Как ранее писал Forbes, срок выплаты процентов наступил 20 июня.

В это же время подошел срок возможного погашения CDS – «страховки от дефолта». В международных финансовых кругах важной темой для обсуждения стала возможность украинских чиновников манипулировать стоимостью украинских CDS с последующим заработком через заявления о ходе переговоров по внешнему долгу. Почему – разобрался Forbes.

Уполномоченный по вопросам управления государственным долгом Министерства финансов Украины Виталий Лисовенко рассказал Forbes, что выплата по «российскому» купону пройдет в понедельник, 22 июня 2015 года. «Я считаю, что название «российский купон» в отношении данного долга не совсем отображает действительность. Так как мы не знаем, кто в данный момент является держателем этих облигаций – бумаги могли перепродать», – уточнил Лисовенко.

Отметим, что вне зависимости от держателей, убрать «политический окрас» с этой части внешнего долга Украины уже нельзя – президент Петр Порошенко назвал сам долг в $3 млрд «взяткой режиму Януковича».

Между тем, по информации Forbes, по самим облигациям присутствует CDS – credit default swaps, или «страховка от дефолта». Особенность этого инструмента в том, что без должного контроля он может создать для Украины так называемую «Empty Creditor Problem».

Эта проблема возникает, когда кредитор, имеющий «страховку от дефолта», сохраняет права управления долгом. Это может привести к заработку на данных деривативах и приобретению «безрисковой доходности» для держателей CDS.

Считается, что CDS могут оказывать, при определенных обстоятельствах, негативное влияние на кредиторов и должника. Так, кредиторы – например, держатели суверенных облигаций, – могут приобрести такое «страхование» и не беспокоиться о «событиях» вокруг долга.

CDS – credit default swaps, или «страховка от дефолта». Без должного контроля этот инструмент может создать так называемую «Empty Creditor Problem». Такая проблема возникает, когда кредитор, имеющий CDS, сохраняет права управления долгом. Это может привести к заработку на данных деривативах и приобретению «безрисковой доходности» для держателей CDS

В том числе, к таким событиям относятся пропущенный платеж, задержка оплаты, реструктуризация, неплатежи и так далее.

Благодаря СDS они могут не чувствовать особенной необходимости принимать активное участие в переговорах – поскольку их риски застрахованы.

Виталий Лисовенко напоминает, что Украина выслала кредиторам второе предложение по реструктуризации. Об этом на брифинге в пятницу заявила сама министр финансов Наталия Яресько. «На самом деле, это – самая главная новость. Нас CDS не интересуют», – говорит Лисовенко, добавляя, что не знает, есть ли СDS по украинским облигациям.

Между тем, о CDS знают в Лондоне и Москве.

Вот как описывает ход переговоров по внешнему долгу экс-заместитель главы НБУ Александр Савченко: «Если по долгу по облигациям на $3 млрд мы не заплатим, будет объявлен дефолт, начнется процесс кросс-дефолтов, и технически мы не можем не оплатить этот долг. Держатели облигаций на 100% уверены, что мы заплатим»,  – рассказывает Савченко.

Он напоминает, что CDS отображают процесс переговоров: если договоренности достигаются, дисконт уменьшается, в противном случае – возрастает. Но актуальной является информация по CDS только 3-4 дня. «Поведение украинской стороны по переговорам – иррациональное. Я бы еще три месяца тому согласился на условия реструктуризации, которые предложили кредиторы. При дефолте каждый списанный доллар будет стоить стране 3-4 доллара недополученных иностранных инвестиций. Поэтому действия украинской стороны, участвующей в переговорах – иррациональны», – считает Савченко.

Для кредитора CDS может создать проблему, особенно, если государственные чиновники, которые принимают участие в переговорах, имеют корыстные цели и возможности обогащения. Так, в международных финансовых кругах, по информации Forbes, обсуждали тот факт, что правительственные чиновники из Украины делают вид, что изо всех сил ведут переговоры для недопущения дефолта. Такая публичная позиция понижает стоимость страховок.

Допустим, что близкие к переговорам лица, или даже сами члены правительства, смогли приобрести такую «страховку». Затем оказывается, что переговоры проходят с трудом, не так удачно, как хотелось бы, и так далее. Это приводит к росту стоимости CDS по Украине и создает возможность перепродать данный дериватив с большей выгодой. «Это – спекуляция», – уверен близкий к переговорам источник Forbes.

«В какой-то мере CDS могут рассматриваться как симметричная покупке евробонда операция. На нормальном рынке инструменты участниками размещаются так, чтобы не появлялась «безрисковая доходность», – говорит финансовый аналитик Иван Угляница. Именно о возможности появления такой «безрисковой доходности» для близких к переговорам по украинскому долгу лицам сегодня может идти речь.

МВФ продолжает оценивать риски Украины как чрезвычайно высокие, но, согласно своим же документам «в краткосрочной перспективе Фонд должен размещать свои кредитные ресурсы в Украине, даже если долгосрочные экзистенциальные проблемы Украины остаются нерешенными». Отчасти, такая позиция МВФ позволяет ограниченному кругу лиц манипулировать с экономической реальностью, подменяя реальное реформирование экономики попыткой восстановить ресурсно-олигархическую модель бизнеса в Украине.

Напомним, что по данным Министерства финансов Украина находится в стадии переговоров по реструктуризации внешнего долга. В марте 2014 года министр финансов Наталья Яресько запустила процесс переговоров о реструктуризации, начав  со встреч с правительством США, Всемирным банком, МВФ, IFC и представителями частных инвестиционных фондов.

Сам внешний долг Украины, на 1 января 2015 года он составил $126 млрд: что на $15,8 млрд, или 11,1% меньше, чем годом ранее. Среди держателей украинского внешнего долга, кроме стран, международные инвестфонды, такие как Black River, Tempelton, Ashmoore и другие. Как ранее писал Forbes,  «из $40 млрд финансовой помощи Украине – $15,3 млрд являются не кредитами, а необходимостью реструктуризировать государственный долг Украины.  В 2015 году из этих $15,3 млрд нужно сэкономить $5,2 млрд, тогда как еще $16,3 млрд Украине предоставят МВФ и другие доноры. Выплатить при этом придется $10,6 млрд. Разница пойдет в ЗВР, которые в текущем году планируется нарастить до $18,3 млрд».  Также, в декабре 2015 года наступает срок погашения облигаций, выпущенных в декабре 2013 года как обеспечение долга перед Российской федерацией в $3 млрд. Считается, что этот долг необходимо отделить от остального портфеля украинских займов – из-за возможности обсуждения специального статуса этих денег, в том числе, из-за заявления первых лиц страны.

В конце мая 2015 года парламент поддержал инициативу Кабинета министров на введение моратория на погашение внешних долгов. Но на практике этот мораторий пока что не применяется. Причем, следующие даты возможного погашения CDS по украинским долгам наступают 20 сентября и 20 декабря.

В минувшую пятницу, 19 июня 2015 года, Наталья Яресько заявила, что сейчас с кредиторами обсуждается возможность выпуска в процессе реструктуризации"инструмента восстановления стоимости», который будет компенсировать потери кредиторов от списания долга в случае, если экономика будет восстанавливаться. Главным же гарантом по переговорам Украины с инвесторами является МВФ.  Так как по сути с весны очевидно, что Украина является банкротом.

Макроэкономическая политика государства диктуется именно крупнейшим кредитором – МВФ.  Инвесторы понимают, что правительство нацелено на возрождение старого уклада экономики – ресурсо-добывающей модели. Посему, МВФ продолжает оценивать риски Украины как чрезвычайно высокие, но, согласно своим же документам «в краткосрочной перспективе Фонд должен размещать свои кредитные ресурсы в Украине, даже если долгосрочные экзистенциальные проблемы Украины остаются нерешенными».

Отчасти, именно такая позиция МВФ позволяет ограниченному кругу лиц манипулировать с экономической реальностью, подменяя реальное реформирование экономики попыткой восстановить ресурсно-олигархическую модель бизнеса в Украине.

Маргарита Ормоцадзе

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO