Рейтинги страховых компаний

Размер текста
11.04.2006

Рейтинг потребительской оценки брендов страховщиков

Сегодня мы видим, как растет интерес населения к страховым услугам – в 2005 году, по оценке Росгосстраха, расходы населения на страхование (с учетом ОСАГО) выросли на 29% и достигли 114 млрд. рублей, что составляет 0,8% от доходов населения. В 2006 году эти темпы роста, как представляется, сохранятся. Ежегодно растет и число страховых договоров, заключаемых с населением, в силу чего страхование окончательно превращается в услугу массового спроса, а возможные потери из-за некачественной работы страховщиков становятся социально значимыми. В связи с этим растет значение повышение прозрачности страхового рынка для потребителей – они должны иметь эффективные и понятные инструменты для анализа предложений страховщиков.
 
К сожалению, традиционные рейтинги надежности страховых компаний не решают этой проблемы. Дело в том, что они ориентированы на определение вероятности неразорения – финансовой устойчивости компании. В то же время за последние 10 лет (с момента банкротства АСКО) с рынка не ушла ни одна крупная страховая компания. А те страховщики, которые прекратили работать (таких случаев с середины 90-х годов было более тысячи) не оказывали никакого заметного влияния на рынок страхования за счет средств населения. В частности, последствия последних достаточно громких случаев ухода страховщиков с рынка ОСАГО компенсируются за счет специальных фондов РСА. В связи с этим под надежностью страховой компании потребители понимают не столько ее финансовую устойчивость, сколько качество сервиса и способность выплачивать страховое возмещение полностью и в срок. Такое «сервисное» понимание надежности, по данным исследований Росгосстраха, лидирует среди факторов выбора страховщика населением.
 
Факторы выбора страховщика
Доля факторов в общем числе ответов
Гарантированность выплат полностью и в срок
39%
Приемлемые цены
20%
Качество сервиса
15%
Широкий перечень услуг
13%
Удобство расположения офиса
9%
Другое
4%
 
Наиболее точным и авторитетным источником информации о реальном качестве работы компаний может стать мнение самих потребителей, тем более что опыт друзей и знакомых в сочетании с собственным опытом занимают первые места среди информационных источников при выборе страховщика.
 
Информационные источники при выборе страховщика
Доля факторов в общем числе ответов
Советы друзей и знакомых
33%
Собственный опыт
29%
Реклама и PR страховщиков
22%
Информация от страхового агента
14%
Интернет
3%
 
Поэтому для оценки брэндов можно использовать такие показатели, как
 
1)      Знание марок страховщиков без подсказки,
 
2)      Долю населения, пользующегося услугами страховщика,
 
3)      Намерение пользоваться услугами страховщика,
 
4)      Удовлетворенность обслуживанием в страховой компании.


Кроме этого, для характеристики брэнда может быть использована частота и тональность упоминания брэндов в СМИ.
 
Основой для построения рейтинга потребительских оценок страховых компаний стало исследование Росгосстраха, проведенное в марте – апреле 2006 года в 39 крупных и средних городах России[1]. Всего в ходе исследования было опрошено 11 тыс. 419 человек. Выборка репрезентативно отражает население крупных и средних российских городов. Исследование дало следующие результаты.
 
Знание марок, пользование и намерение пользоваться услугами страховщиков
 
 
 
Доля респондентов, знающих марку страховщика без подсказки
Доля респондентов, застрахованных в компании (от общего числа застрахованных, вспомнивших свою компанию)
Доля респондентов, намеренных застраховаться в компании (от общего числа респондентов, определившихся с выбором потенциального страховщика)
1
Росгосстрах
26,1%
30,3%
35,2%
2
РОСНО
14,8%
10,0%
7,6%
3
Ингосстрах
5,1%
4,5%
4,4%
4
РЕСО-Гарантия
4,8%
6,1%
6,1%
5
Спасские ворота
4,4%
2,8%
2,5%
6
МАКС
3,3%
4,0%
2,1%
7
ВСК
2,0%
3,0%
2,6%
8
Альфа-страхование
1,3%
0,9%
0,7%
9
УралСиб
1,2%
1,5%
2,0%
10
Югория
0,6%
0,7%
0,5%
11
СКПО
0,6%
1,0%
1,0%
12
Ренессанс страхование
0,5%
0,3%
1,4%
13
Энергогарант
0,2%
0,2%
0,4%
14
Другое
22,8%
34,6%
33,3%
 
 
Ранжирование компаний по удовлетворенности потребителей качеством обслуживания[2]
 
 
 
Доля потребителей, удовлетворенных качеством обслуживания в компании
1
Ингосстрах
88%
2
Росгосстрах
84%
3
РЕСО-Гарантия
83%
4
РОСНО
81%
5
В среднем по рынку
85%
 

[1] Исследованием охвачены все города с населением от 500 тыс. чел., а также 5 городов с населением от 250 до 500 тыс. чел. Опрос проводится в следующих городах: Астрахань, Барнаул, Владивосток, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Липецк, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Тамбов, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Ярославль.
 
[2] Для ранжирования и участия в рейтинге были отобраны страховщики, услугами которых пользуются не менее 1% от числа опрошенных – это необходимо для обеспечения точности расчетов.
 
Основные причины неудовлетворенности
 
качеством обслуживания в страховых компаний
 
 
Доля причин неудовлетворенности в общем числе ответов респондентов
Длительные сроки разбирательства
30%
Неполные выплаты возмещения
28%
Отказ в выплате
19%
Невежливый и неопытный персонал
14%
Другое
10%

Частота упоминаний названий страховых компаний за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в СМИ по данным информационной базы «Интегрум».
 
 
Зарубежная пресса
Интернет-издания
Информационные агентства
Мониторинговые СМИ
Региональная пресса
Теле-радио эфир
Центральные газеты
Центральные журналы

Итого

РОСГОССТРАХ
22
3462
2321
951
3042
48
589
480
10915
ИНГОССТРАХ
70
2081
1168
795
790
57
710
532
6203
РОСНО
71
2474
946
70
1344
67
956
570
6498
РЕСО-ГАРАНТИЯ
23
993
290
377
672
10
451
239
3055
СПАССКИЕ ВОРОТА
18
460
232
151
511
73
214
121
1780
АЛЬФА-СТРАХОВАНИЕ
12
240
54
95
122
9
50
78
660
ВСК
6
359
161
229
344
2
152
133
1386
ЮГОРИЯ
 
546
393
78
322
8
47
62
1456
РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ
7
544
123
277
113
10
167
199
1440
ЭНЕРГОГАРАНТ
1
254
113
158
230
3
146
92
997
СКПО
0
80
44
31
80
0
34
19
288
МАКС
4
271
168
120
308
10
90
43
1014
УРАЛСИБ
0
332
141
111
263
2
60
72
981
 
 

Обзор DEDALINFO