Новости из России

Размер текста
21.06.2013
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

ОЭСР осудила снижение накопительного компонента пенсии до 2%

Политика снижения накопительного компонента либо полного отказа от него уже была реализована в ряде стран, но нигде не принесла положительного результата. Об этом заявила сегодня специалист управления по финансам отделения ОЭСР по страхованию и по негосударственному пенсионному обеспечению Асис Ахуджа на презентации доклада по российской пенсионной системе.

Ожидается, что 2013 год может стать последним для перехода в НПФ с сохранением накопительного компонента пенсии на уровне 6%, потом он будет уменьшен до 2%, а остальные 4% будут уходить в распределительную часть и распределяться между всеми участниками пенсионной системы.
 
«Перевод накопительной части в распределительную часть пенсии может восприниматься как скрытое повышение налогов, что только увеличит теневой сектор экономики», — предостерегает г-жа Ахуджа. Подобный шаг, по ее мнению, может привести к падению доверия населения к власти и принимаемым решениям.
 
Другим негативным последствием, как следует из исследования ОЭСР, из-за снижения накопительного компонента станет в долгосрочной перспективе рост нагрузки на бюджет и снижение темпа развития экономики. Это произойдет из-за неблагоприятной демографической ситуации и из-за сохранения текущего возраста выхода на пенсию.
 
Согласно исследованию ОЭСР, реформа пенсионной системы должна обеспечить ее финансовую устойчивость и достаточный уровень пенсионных выплат. «В России достичь этого можно путем сохранения смешанной пенсионной системы и дальнейшего развития накопительного компонента», — считает г-жа Ахуджа.
 
Самый негативный опыт по накопительному компоненту, по мнению представителя ОЭСР, был у Венгрии, где этот компонент был полностью отменен, что привело к снижению пенсионных выплат и возникновению долгосрочных государственных обязательств, что, в свою очередь, стало причиной усиления налогового давления на население. Ряд стран, среди которых Эстония, Польша, Литва, Латвия, прибегали к уменьшению тарифа взносов в накопительную часть пенсии. Однако отсутствие ожидаемого экономического эффекта со временем привело к полному восстановлению и увеличению размера накопительной части.
 
«В 70% стран ОЭСР среднестатистический работник рассчитывает прежде всего на накопительные пенсионные системы, а не на государственные пенсионные пособия, размер которых составляет менее 60% от размера заработной платы в течение последнего года работы до выхода на пенсию», — пояснил главный экономист комитета по страхованию и частным пенсиям дирекции ОЭСР по финансовым делам и предпринимательству Хуан Эрмо.
 
Доклад ОЭСР по российской пенсионной системе является частью подготовки к вступлению нашей страны в ОЭСР, которое должно произойти в 2014—2015 годах, о чем ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов.
 
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов». В организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие Европейская комиссия (орган Евросоюза).

Иван Шлыгин

Источник: РБК
 

Обзор DEDALINFO