Наши публикации
Страховщики заплатят за все
Удельный вес выплат на отечественном страховом рынке снижается ежегодно. Не стал исключением и прошедший год, в течение которого страховщики выплатили всего чуть более 12% от собранных премий. При этом показатель снизился по сравнению с 2001 г. на 0,6%. Данный факт может вызвать удивление, учитывая, что объем премий, собираемых страховщиками, растет буквально по часам, увеличиваясь ежегодно на миллиард гривень. Однако, по мнению экспертов, такая ситуация вполне закономерна для рынка, 2/3 которого занимает финансовое страхование, являющееся безубыточным по своей сути. По данным Лиги страховых организаций Украины, на страховщиков из первой десятки в прошлом году пришлось 53% от общего объема выплат, а на первые 30 компаний — 79,5%. Остальные 300 страховщиков внесли свою скромную лепту, выплатив всего 20%. Однако, как отметил заместитель председателя правления АСК «Остра-Киев» Александр Мацак, если на финансовой части рынка уровень возмещений остается хронически низким, в классическом сегменте наблюдается обратная тенденция, и удельный вес выплат в портфелях компаний стабильно растет. Правда, пока практически никто из украинских страховщиков не подошел к критической черте, за которой возникает угроза финансовой стабильности компаний. По мнению экспертов, кризис может возникнуть лишь тогда, когда уровень убыточности превысит 60%. «Уровень возмещений, не превышающий эту планку, страховые компании Украины вполне в состоянии выдержать, с учетом того, что в значительной части выплат участвуют перестраховщики», — считает председатель правления МСК «Надра» Игорь Арцимович. Пока же даже лидер по выплатам — «Оранта» возвращает страхователям примерно 54% платежей, а средний показатель убыточности в других реальных компаниях составляет около 30-40%.
Однако уже появляются и настораживающие симптомы. По словам страхового брокера компании «Дедал» Ибрагима Габидулина, одной из неприятных тенденций на страховом рынке Украины, наблюдаемых среди серьезно работающих компаний, стала опережающая динамика выплат по сравнению с ростом темпов сбора премий. Так, например, в прошлом году в «Гарант-Авто» объем премий вырос на 2,3%, а выплаты — на 25,1%, в «Остра-Киев» эти показатели составили 33,1% и 68%, в МСК «Надра» — 38,7% и 64% соответственно.
Впрочем, страховщики утверждают, что сложившаяся ситуация вполне закономерна и опасений не вызывает. «Рост убыточности говорит о том, что портфели классических страховых компаний растут, а следовательно, начинает работать закон больших чисел, и убыточность по отдельным видам приходит к классической норме», — считает вице-президент СК «Скайд-Вест» Павел Фурсевич. Немаловажно и то, что в текущем году страховые компании выплачивают как по полисам, выписанным в этом году, так и по договорам прошлых периодов. Кроме того, в последнее время страховщикам серьезно напомнили о себе так называемые «хвостовые» виды, по которым убыточность выходит на должный уровень только после определенного периода с начала их запуска. К таковым относится, например, «зеленая карта», убытки по которой могут наступить через несколько лет после страхового события. Специфика вида такова, что все убытки на первой стадии регулируются за рубежом, выплаты производятся иностранными страховыми бюро, и лишь затем претензии попадают к украинским компаниям. И все же решающим фактором, обуславливающим повышение удельного веса выплат, является ценовая политика компаний.
По мнению Игоря Арцимовича, опережающий темп роста возмещений над ростом премий обусловлен двумя факторами. «Во-первых, рынок становится высококонкурентным, и страховые компании вынуждены приводить тарифы в соответствие с его потребностями. Во-вторых, некоторые компании проводят серьезную экспансию, понижая тарифы даже ниже реальных норм убыточности, и это уже в некоторой степени опасно, потому что может на каком-то этапе стать причиной ухудшения их финансового состояния », — говорит он. Ситуация усугубляется тем, что классический рынок очень мал, количество клиентов весьма ограниченно, а громких имен страховщики себе пока еще не заработали. Поэтому в большинстве случаев цена остается решающим фактором в привлечении клиентов. Ярким примером тому служит страхование автокаско, по которому страховщики снизили цены настолько, что стали выплачивать клиентам иногда до 100% и более платежей. В результате практически все столичные страховщики были вынуждены снова поднять тарифы. Кстати, компании уже успели прочувствовать на себе последствия этого непопулярного шага. По словам г-на Мацака, «Остра-Киев» уже стала ощущать некоторый отток столичных клиентов, так что теперь ей придется сделать ставку на регионы, где цены остались на прежнем уровне. Однако, как отмечают эксперты, и на сегодняшний день цены на автокаско в Украине значительно ниже российских, где средняя тарифная ставка составляет 8-12%.
Аналогичная ситуация и со страхованием ответственности перевозчиков. В этом сегменте страховщики додемпинговались до того, что за последние несколько лет снизили цены почти в пять раз. «Если раньше по ответственности перевозчика цена на страхование ответственности автопоезда составляла около $1 тысячи, то сейчас она упала до $200-300, причем только за счет внутренней конкуренции», — считает Павел Фурсевич. И теперь компании готовы порадовать перевозчиков повышением тарифов. Не исключено, что страховщикам придется подкорректировать цены и по личному страхованию, где уровень выплат также очень высок.
"Деловая Столица" № 19/105 12.06.2003
Материалы по теме:
Обзор DEDALINFO
-
Новости ДедалИнфо
Пол Коттлер (Crawford & Company): про катастрофічні ризики, судові вердикти та виклики 2025 року -
Новости ДедалИнфо
Deep strike стратегічного рівня, або як Україна відкрила “другий фронт” у санкціях проти Росії -
Новости интернет-партнеров
Обрушение моста в Балтиморе окажет ограниченное влияние на перестраховщиков – Fitch -
Почитаем прессу
Річниця руйнівного землетрусу в Туреччині: як "звичайна домогосподарка" розкрила правду про загибель своєї родини -
Новости ДедалИнфо
Финансовое обеспечение презумпции виновности строителей в плане реализации качественного и успешного выполнения своих проектов.




























































































































































































































