Почитаем прессу
19.01.2006
Очищение рядов
Как ни странно, этому рады и страховщики, и надзор. Регулятор и его подопечные единодушны в своих выводах — уменьшение рынка свидетельствует о его «очищении».
Итоги 2005 г.: мнение участника рынка
Изабелла Бильдер, Генеральный директор
ОАО «Крымская страховая компания»
Образование: высшее педагогическое, высшее экономическое
Карьера:
1992 г. — брокер СК \"ЮСК-Севастополь»;
1993 г. — андеррайтер ОАО \"Крымская страховая компания»;
1994 г. — ведущий андеррайтер ОАО «Крымская страховая компания»;
1995 г. — генеральный директор ОАО «Крымская страховая компания».
Карьера:
1992 г. — брокер СК \"ЮСК-Севастополь»;
1993 г. — андеррайтер ОАО \"Крымская страховая компания»;
1994 г. — ведущий андеррайтер ОАО «Крымская страховая компания»;
1995 г. — генеральный директор ОАО «Крымская страховая компания».
Семейное положение: замужем, сын и дочь.
— Чем гордится Ваша компания?
— Визитная карточка компании — ее коллектив. Тем более, если это коллектив чисто женский. КСК, как мудрая и чуткая женщина, находит общий язык со всеми клиентами. Кроме того, приятно осознавать, что большинство сотрудниц работают в компании со дня ее основания. В компании созданы все условия для успешной самореализации. Все сотрудники компании имеют медицинский полис, ежегодно отдыхают в санаториях. Не забыты и культурно-массовые мероприятия. С уверенностью могу сказать, что корпоративный дух в компании очень силен.
Сотрудники компании имеют не только хорошую теоретическую подготовку (одно или два высших образования). За плечами у многих большой опыт работы в страховом бизнесе; ежегодно сотрудники повышают свою квалификацию на различных семинарах и курсах переподготовки кадров. Многие сотрудники компании владеют несколькими иностранными языками (в арсенале компании: английский, немецкий, французский, испанский, арабский, персидский). Даже водитель (единственный мужчина в компании) — гонщик международного класса.
— Можно сказать, что проблема с кадрами для Вашей компании решена?
— Наоборот, для нас кадровый вопрос, также как и для многих страховщиков, очень актуален. ОАО «Крымская страховая компания» динамично развивается, постоянно открываются новые филиалы. Поэтому, естественно, мы нуждаемся в квалифицированных сотрудниках в регионах.
— Какие, на Ваш взгляд, виды страхования востребованы отечественным потребителем?
— К сожалению, должна заметить, что уровень страховой культуры в нашей стране достаточно низкий, многие страховые продукты приобретаются в силу их «обязательности» (к примеру, страхование залогового имущества) и в связи с этим страхование рассматривается многими соотечественниками не как вариант финансирования риска, а как обязательное условие при получении кредита или при прохождении техосмотра (в случае «автогражданки»).
В то же время должна заметить, что среди наших клиентов есть организации, руководство которых осознает важность и необходимость страховой защиты. Отрадным является также и тот факт, что растет количество предприятий, которые заботятся о своих работниках, приобретая для них полис медицинского страхования.
— Какие, на Ваш взгляд, проблемы страхового рынка требуют немедленного решения?
— По моему мнению, главная проблема страхового рынка в целом — отсутствие страхового менталитета сограждан. Весь негатив начала 90-х годов по функционированию финансовых пирамид связывается со страховыми компаниями, люди не понимают смысла страхования и его предназначения. Страхование напрямую зависит от благосостояния граждан: когда есть, что защищать — возникает вопрос о страховании.
Что же касается проблем страховщиков, то я бы отметила следующие.
Во-первых, это, конечно же, ситуация с автогражданской ответственностью. Закон по данному виду — не работает, страховщики находятся в «подвешенном» состоянии. Наша компания является членом Моторно бюро и продает полисы «автогражданки» от своего лица. Поэтому я точно могу сказать, что страховщики несут большие убытки, а рассказы о сверхприбылях страховщиков по данному виду — мифы, о чем говорит страховая статистика. Если в ближайшее время не будут приняты меры к исполнению закона (об «автогражданке»), т.е. требование наличия полиса у каждого водителя, то данный вид страхования будет «завален» окончательно.
Вообще, по моему мнению, страхование, касающееся ответственности за причинение вреда, должно быть обязательным. К примеру, вопрос об обязательности страхования ответственности судовладельца за загрязнение окружающей среды де-факто до сих пор не решен, хотя при прохождении Босфора и Дарданеллы турецкие власти не пропускают наши суда без такой страховки.
Во-вторых, вопрос о налогообложении прибыли страховщика. Можно, конечно же, говорить о налоговой оптимизации с помощью страхового бизнеса, но если этот вопрос настолько волнует контролирующий орган, существуют другие способы его решения, нежели принятие законодательных актов, в принципе меняющих суть страхования, и рассматривающих его не как элемент системы управления рисками, а как вариант возможного отмывания денег.
В-третьих, вопрос о вводе лицензирования для перестраховочных операций. Смысл этого решения непонятен, неясно, каким образом это повлияет непосредственно на перестрахование, кроме увеличения расходов страховщика.
В-четвертых, вопрос о количестве компаний на страховом рынке. На мой взгляд, это функционально относится непосредственно к рыночным отношениям, а не к деятельности контролирующего органа. Решать данный вопрос чисто административными инструментами нельзя. За каждой страховой компанией стоят клиенты, с которыми ее связывают долгие годы сотрудничества. Разрушить эту тонкую нить доверия можно в одночасье, а вот создать ее чрезвычайно сложно.
— Каким образом защищены Ваши клиенты?
— Главной защитой наших клиентов является их уверенность в получении качественной и своевременной страховой защиты. По уровню выплат в 2003 году компания занимала 26 место, а в 2004 году — 36 место среди всех страховщиков, я думаю, что этот показатель не нуждается в комментариях.
Для защиты крупных рисков ОАО «Крымская страховая компания» работает с зарубежными перестраховщиками.
— Каковы стратегические цели Вашей компании?
— Я думаю, что компания и в дальнейшем будет активно развиваться на страховом рынке, модернизируя страховые продукты и внедряя новые программы.
— Визитная карточка компании — ее коллектив. Тем более, если это коллектив чисто женский. КСК, как мудрая и чуткая женщина, находит общий язык со всеми клиентами. Кроме того, приятно осознавать, что большинство сотрудниц работают в компании со дня ее основания. В компании созданы все условия для успешной самореализации. Все сотрудники компании имеют медицинский полис, ежегодно отдыхают в санаториях. Не забыты и культурно-массовые мероприятия. С уверенностью могу сказать, что корпоративный дух в компании очень силен.
Сотрудники компании имеют не только хорошую теоретическую подготовку (одно или два высших образования). За плечами у многих большой опыт работы в страховом бизнесе; ежегодно сотрудники повышают свою квалификацию на различных семинарах и курсах переподготовки кадров. Многие сотрудники компании владеют несколькими иностранными языками (в арсенале компании: английский, немецкий, французский, испанский, арабский, персидский). Даже водитель (единственный мужчина в компании) — гонщик международного класса.
— Можно сказать, что проблема с кадрами для Вашей компании решена?
— Наоборот, для нас кадровый вопрос, также как и для многих страховщиков, очень актуален. ОАО «Крымская страховая компания» динамично развивается, постоянно открываются новые филиалы. Поэтому, естественно, мы нуждаемся в квалифицированных сотрудниках в регионах.
— Какие, на Ваш взгляд, виды страхования востребованы отечественным потребителем?
— К сожалению, должна заметить, что уровень страховой культуры в нашей стране достаточно низкий, многие страховые продукты приобретаются в силу их «обязательности» (к примеру, страхование залогового имущества) и в связи с этим страхование рассматривается многими соотечественниками не как вариант финансирования риска, а как обязательное условие при получении кредита или при прохождении техосмотра (в случае «автогражданки»).
В то же время должна заметить, что среди наших клиентов есть организации, руководство которых осознает важность и необходимость страховой защиты. Отрадным является также и тот факт, что растет количество предприятий, которые заботятся о своих работниках, приобретая для них полис медицинского страхования.
— Какие, на Ваш взгляд, проблемы страхового рынка требуют немедленного решения?
— По моему мнению, главная проблема страхового рынка в целом — отсутствие страхового менталитета сограждан. Весь негатив начала 90-х годов по функционированию финансовых пирамид связывается со страховыми компаниями, люди не понимают смысла страхования и его предназначения. Страхование напрямую зависит от благосостояния граждан: когда есть, что защищать — возникает вопрос о страховании.
Что же касается проблем страховщиков, то я бы отметила следующие.
Во-первых, это, конечно же, ситуация с автогражданской ответственностью. Закон по данному виду — не работает, страховщики находятся в «подвешенном» состоянии. Наша компания является членом Моторно бюро и продает полисы «автогражданки» от своего лица. Поэтому я точно могу сказать, что страховщики несут большие убытки, а рассказы о сверхприбылях страховщиков по данному виду — мифы, о чем говорит страховая статистика. Если в ближайшее время не будут приняты меры к исполнению закона (об «автогражданке»), т.е. требование наличия полиса у каждого водителя, то данный вид страхования будет «завален» окончательно.
Вообще, по моему мнению, страхование, касающееся ответственности за причинение вреда, должно быть обязательным. К примеру, вопрос об обязательности страхования ответственности судовладельца за загрязнение окружающей среды де-факто до сих пор не решен, хотя при прохождении Босфора и Дарданеллы турецкие власти не пропускают наши суда без такой страховки.
Во-вторых, вопрос о налогообложении прибыли страховщика. Можно, конечно же, говорить о налоговой оптимизации с помощью страхового бизнеса, но если этот вопрос настолько волнует контролирующий орган, существуют другие способы его решения, нежели принятие законодательных актов, в принципе меняющих суть страхования, и рассматривающих его не как элемент системы управления рисками, а как вариант возможного отмывания денег.
В-третьих, вопрос о вводе лицензирования для перестраховочных операций. Смысл этого решения непонятен, неясно, каким образом это повлияет непосредственно на перестрахование, кроме увеличения расходов страховщика.
В-четвертых, вопрос о количестве компаний на страховом рынке. На мой взгляд, это функционально относится непосредственно к рыночным отношениям, а не к деятельности контролирующего органа. Решать данный вопрос чисто административными инструментами нельзя. За каждой страховой компанией стоят клиенты, с которыми ее связывают долгие годы сотрудничества. Разрушить эту тонкую нить доверия можно в одночасье, а вот создать ее чрезвычайно сложно.
— Каким образом защищены Ваши клиенты?
— Главной защитой наших клиентов является их уверенность в получении качественной и своевременной страховой защиты. По уровню выплат в 2003 году компания занимала 26 место, а в 2004 году — 36 место среди всех страховщиков, я думаю, что этот показатель не нуждается в комментариях.
Для защиты крупных рисков ОАО «Крымская страховая компания» работает с зарубежными перестраховщиками.
— Каковы стратегические цели Вашей компании?
— Я думаю, что компания и в дальнейшем будет активно развиваться на страховом рынке, модернизируя страховые продукты и внедряя новые программы.
Василий Фурман, президент СК «Вексель»:
— Каковы основные достижения Вашей компании в прошлом году?
— По моему мнению, главным достижением АСО «Вексель» за последний год является увеличение финансовой надежности и качества предоставляемых услуг при сохранении высокой динамики развития компании. За последний год существенно расширена сеть региональных представительств, увеличен перечень страховых продуктов, предлагаемых по всей территории Украины, усовершенствована система урегулирования убытков как в регионах, так и в целом по компании. При значительном росте количества клиентов мы стремимся выдерживать и повышать стандарты качества обслуживания. Одним из шагов на этом пути является внедрение новой информационной базы, которое проходит сейчас в компании. Новая информационная база отвечает всем современным требованиям ведения бизнеса, позволяет вести управленческий и финансовый учет, а также во многом автоматизирует систему взаимодействия с клиентами за счет CRM-технологии.
В целом компания достигает запланированных показателей, а главное, что мы видим перспективы дальнейшего развития, что по сути, является наиболее важным для любого вида бизнеса.
— Какие события, происшедшие на страховом рынке в 2005 году, Вы считаете наиболее важными?
— Уходящий 2005 год должен был стать во многом переломным и знаковым для страхового рынка Украины. В первую очередь это было связано с вступлением в силу закона Украины «О страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Значение этого события поначалу было сложно переоценить, поскольку мы говорим не просто об одном из видов страхования, а о своеобразном локомотиве, способном потянуть за собой страхование в Украине в целом и ввести страховую защиту в быт большой части украинских семей. Реальное внедрение данного вида страхования стало бы экзаменом как для страхового рынка, так и для украинского общества в целом, способном показать нашу культурную и процедурную готовность к интеграции в развитое мировое сообщество, подтвердить общность ценностей и путей обеспечения их безопасности.
Результат произошедшего является неоднозначным. С одной стороны, экзамен на страховую культуру состоялся, однако далеко не все его сдали успешно. На сегодняшний день уровень застрахованности украинского автопарка по автогражданской ответственности является незначительным. В сравнении с европейскими показателями, а также цифрами наших ближайших соседей: России, Беларуси, Польши и Молдовы, где уровень застрахованности находится в пределах 90%, достижения украинского общества в данном вопросе достаточно удручающи. И если можно ссылаться на разный уровень экономического развития Западной Европы и Украины, то диссонанс с Россией, Беларусью и Молдовой может только удивлять. Очевидно, что существуют недостатки в работе страхового рынка, однако они присутствуют во всех странах, причем искореняются они значительно эффективнее в процессе активного внедрения массовых видов страхования, таких как страхование автогражданской ответственности. К сожалению, откладывая реальное внедрение в жизнь данного закона, мы способствуем тому же, к чему способна привести, к примеру, отмена системы оценивания в школе или в ВУЗе.
Кроме неудачного старта «автогражданки» в уходящем году, можно вспомнить и о прениях по поводу изменения системы налогообложения страховых компаний, не приведшие к какому-либо позитивному результату и изменения, внесенные в требования по структуре активов страховщиков, вызвавшие много споров в отношении их позитивного/негативного влияния на надежность и ликвидность средств страховщиков.
Среди других памятных событий — очередная Ялтинская конференция страховщиков, которая засвидетельствовала как повышение интереса к украинскому страховому рынку, так и повышение его авторитета, отражающее качественный рост страхования в Украине.
В целом же год запомнился новыми вершинами, которых достигла СК «Вексель» в 2005 году. Это и более высокие финансовые показатели, и внедрение новых стандартов работы, и усовершенствование перечня страховых услуг, предоставляемых компанией.
— Чего Ваша компания намерена достичь в 2006 году?
— Мы постоянно изучаем опыт рынков страхования развитых стран и наших ближайших соседей. Это дает нам возможность предвидеть перспективы развития отечественного рынка. По нашему мнению, в ближайшее время все большее значение в страховании будут приобретать вопросы качества предоставляемых услуг, их доступности, внедрения программ лояльности для клиентов, обеспечения качественного роста кадрового потенциала и оперативности работы страховой компании. Поэтому главные наши усилия направлены на решение именно этих задач.
— По моему мнению, главным достижением АСО «Вексель» за последний год является увеличение финансовой надежности и качества предоставляемых услуг при сохранении высокой динамики развития компании. За последний год существенно расширена сеть региональных представительств, увеличен перечень страховых продуктов, предлагаемых по всей территории Украины, усовершенствована система урегулирования убытков как в регионах, так и в целом по компании. При значительном росте количества клиентов мы стремимся выдерживать и повышать стандарты качества обслуживания. Одним из шагов на этом пути является внедрение новой информационной базы, которое проходит сейчас в компании. Новая информационная база отвечает всем современным требованиям ведения бизнеса, позволяет вести управленческий и финансовый учет, а также во многом автоматизирует систему взаимодействия с клиентами за счет CRM-технологии.
В целом компания достигает запланированных показателей, а главное, что мы видим перспективы дальнейшего развития, что по сути, является наиболее важным для любого вида бизнеса.
— Какие события, происшедшие на страховом рынке в 2005 году, Вы считаете наиболее важными?
— Уходящий 2005 год должен был стать во многом переломным и знаковым для страхового рынка Украины. В первую очередь это было связано с вступлением в силу закона Украины «О страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Значение этого события поначалу было сложно переоценить, поскольку мы говорим не просто об одном из видов страхования, а о своеобразном локомотиве, способном потянуть за собой страхование в Украине в целом и ввести страховую защиту в быт большой части украинских семей. Реальное внедрение данного вида страхования стало бы экзаменом как для страхового рынка, так и для украинского общества в целом, способном показать нашу культурную и процедурную готовность к интеграции в развитое мировое сообщество, подтвердить общность ценностей и путей обеспечения их безопасности.
Результат произошедшего является неоднозначным. С одной стороны, экзамен на страховую культуру состоялся, однако далеко не все его сдали успешно. На сегодняшний день уровень застрахованности украинского автопарка по автогражданской ответственности является незначительным. В сравнении с европейскими показателями, а также цифрами наших ближайших соседей: России, Беларуси, Польши и Молдовы, где уровень застрахованности находится в пределах 90%, достижения украинского общества в данном вопросе достаточно удручающи. И если можно ссылаться на разный уровень экономического развития Западной Европы и Украины, то диссонанс с Россией, Беларусью и Молдовой может только удивлять. Очевидно, что существуют недостатки в работе страхового рынка, однако они присутствуют во всех странах, причем искореняются они значительно эффективнее в процессе активного внедрения массовых видов страхования, таких как страхование автогражданской ответственности. К сожалению, откладывая реальное внедрение в жизнь данного закона, мы способствуем тому же, к чему способна привести, к примеру, отмена системы оценивания в школе или в ВУЗе.
Кроме неудачного старта «автогражданки» в уходящем году, можно вспомнить и о прениях по поводу изменения системы налогообложения страховых компаний, не приведшие к какому-либо позитивному результату и изменения, внесенные в требования по структуре активов страховщиков, вызвавшие много споров в отношении их позитивного/негативного влияния на надежность и ликвидность средств страховщиков.
Среди других памятных событий — очередная Ялтинская конференция страховщиков, которая засвидетельствовала как повышение интереса к украинскому страховому рынку, так и повышение его авторитета, отражающее качественный рост страхования в Украине.
В целом же год запомнился новыми вершинами, которых достигла СК «Вексель» в 2005 году. Это и более высокие финансовые показатели, и внедрение новых стандартов работы, и усовершенствование перечня страховых услуг, предоставляемых компанией.
— Чего Ваша компания намерена достичь в 2006 году?
— Мы постоянно изучаем опыт рынков страхования развитых стран и наших ближайших соседей. Это дает нам возможность предвидеть перспективы развития отечественного рынка. По нашему мнению, в ближайшее время все большее значение в страховании будут приобретать вопросы качества предоставляемых услуг, их доступности, внедрения программ лояльности для клиентов, обеспечения качественного роста кадрового потенциала и оперативности работы страховой компании. Поэтому главные наши усилия направлены на решение именно этих задач.
Владимир Шевченко, председатель правления «Европейского страхового альянса»:
Остается неразрешенной проблема страхования обязательной гражданской ответственности. Многие страховые компании уже понесли значительные затраты по организации этого вида страхования и отвлекли из оборота достаточно большое количество денег для выкупа полисов и организации пункта продаж. Основная причина невостребованности «автогражданки» — слабый уровень информирования населения о значении, состоянии и позитивных возможностях автострахования. Уровень доверия населения к нему очень низок, а отношение преимущественно негативное. Немалую роль здесь играет и позиция государственных органов, в том числе и Верховной Рады. Если страховые компании, страховой рынок Украины исполнил все, что возложено на него государством, то, к сожалению, на сегодняшний день государство не осуществляет контроля за наличием у автомобилистов полисов ОСАГО. Это создает большую угрозу функционированию автострахования, как на территории Украины, так и вообще в Международной системе «Зеленая карта».
Также неясной остается ситуация с изменением налогообложения страховых компаний. Перевод страховых компаний на налогообложение прибыли не приветствуется большинством участников рынка, поскольку пока неясно как налоговые органы будут определять себестоимость страховых услуг, за счет чего будут формироваться страховые резервы — за счет прибыли или за счет затрат. К тому же после перехода на налогообложение прибыли страховые компании окажутся под пристальным вниманием налоговых органов.
Также неясной остается ситуация с изменением налогообложения страховых компаний. Перевод страховых компаний на налогообложение прибыли не приветствуется большинством участников рынка, поскольку пока неясно как налоговые органы будут определять себестоимость страховых услуг, за счет чего будут формироваться страховые резервы — за счет прибыли или за счет затрат. К тому же после перехода на налогообложение прибыли страховые компании окажутся под пристальным вниманием налоговых органов.
Достижения Европейского
страхового альянса в 2005 г.
20 января 2005 года «Европейский страховой альянс» получил право на осуществление обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
— Благодаря победе в тендере в апреле 2005 г. «Европейский страховой альянс» стал официальным страховщиком спортсменов-инвалидов, о которых заботится Украинский центр физической культуры и спорта инвалидов ИНВАСПОРТ. На время поездок на соревнования за границу практически во все страны Европы, а также США и Бразилию около 500 спортсменов были застрахованы за «Международным страховым полисом медицинской помощи».
— «Европейский страховой альянс» как одна из страховых компаний, аккредитованных Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины, подготовила и предоставила на рассмотрение конкурсной комиссии тендерные предложения. По результатам рассмотрения ЗАО «Европейский страховой альянс» вошел в рекомендованный перечень страховщиков по многим видам добровольного страхования.
— По результатам проведения тендера страхования имущественного комплекса «Укрзалізниця» доверила «Европейскому страховому альянсу» страхование своих административных зданий, в которых разместился руководящий состав «Укрзалізниці».
— В соответствии с программой страхования на железнодорожном транспорте, конкурсной комиссией «Укрзалізниці» победителем конкурса по страхованию подвижного состава железных дорог Украины (кроме Юго-Западной железной дороги) определен ЗАО «Европейский страховой альянс». В июне 2005 года «Европейский страховой альянс» стал победителем в страховании административных зданий «Укрзалізниці» от огневых рисков и других внешних опасностей.
— В августе 2005 г. Лига страховых организаций Украины приняла решение о создании Комитета ЛСОУ по вопросам внедрения информационных технологий на страховом рынке, который возглавил Председатель Правления ЗАО «Европейский страховой альянс» Владимир Шевченко.
страхового альянса в 2005 г.
20 января 2005 года «Европейский страховой альянс» получил право на осуществление обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
— Благодаря победе в тендере в апреле 2005 г. «Европейский страховой альянс» стал официальным страховщиком спортсменов-инвалидов, о которых заботится Украинский центр физической культуры и спорта инвалидов ИНВАСПОРТ. На время поездок на соревнования за границу практически во все страны Европы, а также США и Бразилию около 500 спортсменов были застрахованы за «Международным страховым полисом медицинской помощи».
— «Европейский страховой альянс» как одна из страховых компаний, аккредитованных Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины, подготовила и предоставила на рассмотрение конкурсной комиссии тендерные предложения. По результатам рассмотрения ЗАО «Европейский страховой альянс» вошел в рекомендованный перечень страховщиков по многим видам добровольного страхования.
— По результатам проведения тендера страхования имущественного комплекса «Укрзалізниця» доверила «Европейскому страховому альянсу» страхование своих административных зданий, в которых разместился руководящий состав «Укрзалізниці».
— В соответствии с программой страхования на железнодорожном транспорте, конкурсной комиссией «Укрзалізниці» победителем конкурса по страхованию подвижного состава железных дорог Украины (кроме Юго-Западной железной дороги) определен ЗАО «Европейский страховой альянс». В июне 2005 года «Европейский страховой альянс» стал победителем в страховании административных зданий «Укрзалізниці» от огневых рисков и других внешних опасностей.
— В августе 2005 г. Лига страховых организаций Украины приняла решение о создании Комитета ЛСОУ по вопросам внедрения информационных технологий на страховом рынке, который возглавил Председатель Правления ЗАО «Европейский страховой альянс» Владимир Шевченко.