Почитаем прессу

Размер текста
04.08.2011

Исход летальный?

Реформа медицины

Реформирование — это всегда трудный процесс, вызывающий массу критики. Реформ не хотят те, кто с выгодой для себя приспособился к существующему положению дел. Их боятся и те, во благо кого они направлены, ибо тоже как-то приспособились к тому, что есть, а то, что будет, неизвестно. По этой же причине реформаторы всегда подвергаются жесткой критике.

Но является ли украинская реформа медицины реформой или это мертворожденное дитя — вопрос.

Закона-то нет!

В ПРОШЛОМ материале, посвященном программе реформирования системы здравоохранения Украины, мы выяснили, что этот документ, на основе которого теперь повсеместно закрывают сельские амбулатории, прямо противоречит части 3 статьи 49 Конституции Украины, которая гласит: “существующая сеть таких учреждений (государственных и коммунальных учреждений здравоохранения) не может быть сокращена”.

Конституционный Суд не отреагировал на наше обращение, коим можно считать публикацию “Когда попирается закон” в “РГ” №127 (14972) от 20 июля 2011 года. А ведь КСУ — это единственный орган конституционной юрисдикции в Украине, задачей которого является гарантирование верховенства Конституции. Только он может дать ответ на вопрос о соответствии законов и других подзаконных актов нормам главного закона страны.

Но если вы подумаете, что Фемиде КСУ, помимо того, что завязали глаза, еще и заткнули уши, то будете не правы. Дело в том, что программа реформирования медицины Украины еще... не принята.

Да, да, амбулатории повсеместно закрывают в соответствии с программой, которая пока что просто проект! Причем пилотный проект по опробованию реорганизации системы здравоохранения в отдельно взятых областях: Винницкой, Днепропетровской, Донецкой и в Киеве. Проект, до сих пор не подписанный президентом страны (а у него на подписи он, как сообщает сайт Верховной Рады Украины, с 15 июля сего года). Пилотный проект, между прочим, рассчитанный на три года (с 2011-го по 2014-й). Но амбулатории сокращают уже сейчас.

“В нашей поселковой больнице закрылось несколько отделений, сказали, что нет денег. А ведь эти отделения функционировали даже в тяжелое послевоенное время. Неужели сейчас с деньгами хуже, чем тогда?” — недоумевают в письме в редакцию Борис Иванович Ивченко, Галина Петровна Иващенко, Дарья Кузнецова (всего 42 подписи)из Харьковской области. “Яке всенародне обговорення! Хто слухатиме практиків-медиків? — возмущаются медики Луганской области, которые просили не указывать их фамилии. — Яка була система охорони здоров’я в країні! Її вважали найкращою у світі. А все знищили! Ввели термін — “оптимізація”, закривають лікарні, вводять систему стандартів, клінічний протокол, лікарський формуляр. Скоро лікар не лікарем буде, а писарем, думати над хворим не буде часу”.

А закона-то, напомним, нет! Но, как оказалось, именно при таком раскладе удобнее всего власти сокращать несокращаемое и закрывать то, что закрывать запрещено: апеллировать людям вроде бы не к кому.

И все же это не так. Норму Конституции, заложенную в статье 49, никто не отменял. Так что, уважаемые читатели, подавать в суд на действия местной власти и требовать восстановления закрытых медучреждений можно и нужно.

Начинать нужно... с дорог

НАДО сказать, что нынешний проект реформирования отрасли родился отнюдь не в этом году. Еще Василий Князевич неоднократно высказывался о необходимости кардинальных реформ в отрасли, а 20 мая 2009 года выступил с докладом на парламентских слушаниях по теме “Пути реформирования здравоохранения и медицинское страхование в Украине”. И там все — то же самое. И страховая медицина в завершение реформы, и семейные врачи, которые должны прийти на смену поликлиникам. И создание на уровне городов и районов центров первичной медицинской помощи. И даже норма доставки бригад скорой помощи к пациенту в пределах 10 минут в городах и 20 минут — в сельской местности.

Как видим, намерения реформирования и его нормы созрели в умах власть предержащих уже давно. Два года минуло. Два года, за которые можно было бы сделать какие-то шаги. Например, заняться дорогами, без которых в означенное время к больному “скорая” не приедет. Об этом говорят сами врачи неотложки.

­— Кто возил своих родственников или ездил сам по нашим родным украинским дорогам, тот, думаю, не раз вспоминал не злым тихим словом тех, кто строил эти дороги и ремонтировал их, — убежден позвонивший в редакцию Николай Б., врач скорой помощи из Днепропетровской области, где проект уже действует. — А теперь представьте, что по этим дорогам, вернее по их отсутствию, надо доехать до места вызова за 10 минут, а потом с той же скоростью доставить больного в больницу... Как будет себя чувствовать больной во время такой поездки? Доедет ли до больницы? В Украине примерно 80 процентов дорог такие, что их дорогами назвать можно лишь условно. А если учесть, что на реформу не хотят или не могут выделить деньги, то можно констатировать прогноз — “exitus letalis” (исход летальный).


* * *

Исход летальный? Очень похоже на то. И все же до окончания пилотного проекта целых три с половиной года. И если за это время будут не сокращать имеющуюся сеть, а укреплять ее, если приведут в порядок дороги, то ответ может быть совсем иным.

Автор: Ирина САМСОНОВА

Источник: Рабочая Газета
 

Обзор DEDALINFO