Новости интернет-партнеров

Размер текста
16.11.2011

Объем рынка страхования жизни для такой страны как Россия должен составлять $10-20 млрд.

Александр Бондаренко, Управляющий директор ООО СК «Росгосстрах-Жизнь».

С самого начала 2011 года было понятно, что по итогам года российский рынок страхования жизни вырастет не менее чем на 50%. Итоги первого полугодия показали рост рынка более чем на 60%.

Те объемы и структура бизнеса, которые есть сегодня, не позволяют адекватно оценить будущий рост – а он непременно будет. Я думаю, что по итогам этого года мы вплотную приблизимся к объему рынка в $1 млрд. Но для такой страны как Россия, этот показатель должен составлять от 10 до $20 млрд.

Гораздо интереснее, что будет в следующем году. Рынок страхования жизни может развиваться по двум сценариям. При тех же правилах игры, что и в 2011 году, рост повторится и дальше, не менее чем на 50%. А в случае принципиальных негативных изменений в макроэкономической ситуации рынок может показать нулевые темпы роста.

Мы целиком движемся в сторону модели банковского страхования, которая является основным драйвером развития рынка последние 4 года. И здесь совпали интересы как страховщиков, которые сегодня не готовы инвестировать в развитие собственных сетей, так и банкиров, которые развиваются и очень серьезно настроены на то, чтобы расширить возможности в получении, прежде всего, комиссионного дохода.

В банковском секторе все зависит от того, насколько слаженно страховщики взаимодействуют с банками и как велики сами объемы кредитования. В 2011 году, по крайней мере, до сентября банковский рынок чувствовал себя неплохо, а вместе с ним – и рынок страхования жизни.

Практически все банки сегодня продают отдельное страхование жизни. Дополняют портфель кредитного страхования жизни рисками потери работы и потихонечку начинают разворачиваться в сторону накопительных классических продуктов, либо инвестиционных.

Еще одной особенностью нашего рынка является то, что собственные продающие сети, как правило, в России не развиваются. Суммарное количество агентств по страхованию жизни в России составляет 250-300, тогда как, чтобы более или менее охватить такую территорию нам надо 1500 специализированных агентств.

Чтобы собственная агентская сеть была эффективной – она должна включать в себя от 100 до 200 агентств. А это инвестиции от $100 млн. до $200 млн., которые на сегодня мало кто готов делать.

Основной рост показывают компании, которые специализируются на банках и те компании по страхованию жизни, которые являются дочерними, либо входят в соответствующие банковские холдинги. Видно, что этот сегмент вырос на 223%. Здесь, скорее всего и дальше будет наблюдаться более интенсивный рост.

Достоверной общей статистики по рынку нет, но не будет ошибкой считать, что не менее 70% приходится на банковский сектор, еще около 10 % - это корпоративные договоры и порядка 20% может приходиться на долгосрочные накопительные договоры граждан. Но вот в нашей компании ситуация противоположна: примерно 75% мы продаем через агентские сети, а остальное – продажи корпоративным клиентам и клиентам банков.

Трендом этого года стали попытки более агрессивно продвигать различного рода инвестиционные продукты.

На развитие рынка страхования жизни в первую очередь влияет его размер. Он настолько маленький, что практически незаметный. Проблема также заключается в отрицательных процентных ставках. Те инструменты инвестирования, которые у нас есть сегодня, как правило, ниже инфляции. В-третьих, в России не сформирован спрос на длинные деньги. Фондовый рынок не развивается и не является средством привлечения капитала. Существенно сказывается влияние со стороны валютного рынка. Наблюдается непредсказуемость стоимости денег на горизонте 15-25 лет. Причем, если раньше речь шла только о рубле, то сегодня также можно и говорить о рынке доллара и евро. Сказать сколько они будут стоить на этом временном горизонте – невозможно.

Сильно сказывается – невключенность отрасли страхования жизни в пенсионную реформу.

Проникновение страхования жизни в России остается маленьким. В странах Восточной и Западной Европы он составляет 2-10% от ВВП, а в России 0,04-0,06%.

Конечно, когда-нибудь мы придем к европейским показателям, но в то, что это станет результатом каких-то революций или бумов на рынке страхования жизни, я не верю.

Сейчас часто говорится о налоговых льготах, играющих большую роль на рынках некоторых стран. Например, в Польше, когда ввели такую льготу, действительно стало проще оформить банковский депозит в виде страхования жизни, что повлекло гигантские сборы у страховщиков жизни. У нас это пока не имеет смысла, потому что сам подоходный налог в России слишком маленький. 13% - это не та сумма, ради которой люди с российским менталитетом, с неаккуратным отношением к деньгам, будут что-то делать. Вот в стране, где подоходный налог 30-40 %, введение налоговых льгот могло бы моментально поднять рынок страхования жизни. Но, я, ни в коей мере не призываю к увеличению НДФЛ в нашей стране. Такие изменения, безусловно, обострят проблему серых зарплат и приведут к другим негативным последствиям.

Мы сможем приблизиться к показателям развитых стран, но только за счет упорной ежедневной работы страховщиков жизни в течение не менее чем десяти лет.

Источник: Фориншуреp
 

Обзор DEDALINFO