Новости ДедалИнфо
"Оранта" проиграла судебный марафон или о социальной роли рекламы
Приведем только несколько последних статей:
1. «Cостоялся круглый стол, посвященный проблемам задолженности крупных компаний перед СМИ и рекламными агентствам».
2. "Оранта" не застрахована от проигрыша».
Рекламное агентство Nirvana Media, входящая в коммуникационный холдинг United Communication Group, столкнулась с вопиющим нарушением бизнес этики и корпоративной ответственности со стороны страховой компании "Оранта".
Интересно проследить историю развития этого конфликта. Итак, по-порядку.
Агентство Nirvana Media занималось планированием, закупкой и размещением рекламных кампаний «Оранта» в медиа более трех лет, с 2005 года. В течение этого периода клиент неоднократно оплачивал проведенные кампании с длительными задержками, однако агентство всякий раз выступало для подрядчиков гарантом погашения задолженности со стороны ведущего украинского страховщика. Тем не менее, к концу 2008 года просроченный долг компании агентству за размещение на ТВ и других носителях составлял более 10 млн. гривен. Не погасив долг, компания «Оранта» сообщила о намерении размещать рекламу в медиа самостоятельно и прекратить сотрудничество с Nirvana Media. В течение нескольких месяцев представители НАСК «Оранта» избегали переговоров с бывшим партнером и только в марте с.г. прислали письмо о намерениях, в котором обязуются погасить финансовую задолженность до конца 2009 года. По мнению топ-менеджмента агентства Nirvana Media, такие условия погашения долга неприемлемы: во-первых, они нарушают ключевые пункты договора между компаниями; во-вторых, создают для агентства сложную финансовую ситуацию – учитывая объем претензий медиа-подрядчиков и уровень инфляции в стране.
Неразрешенный финансовый и юридический конфликт не помешал старту новой масштабной рекламной кампании НАСК «Оранта» в конце марта. После этого в апреле 2009 г. руководство Nirvana Media приняло решение искать решение конфликта в суде.
«Для нас громкое и радостное начало новой рекламной кампании послужило своеобразным сигналом, – говорит Юлия Фалюш, генеральный директор Nirvana Media, – о том, что погашение нашим бывшим клиентом огромного долга нам и нашим подрядчикам под большим вопросом. Мы не требуем ничего сверхъестественного – а всего лишь надлежащего выполнения договорных обязательств. Мы долго и терпеливо ждали решения руководства «Оранта», полагаясь на открытые и партнерские отношения
между нашими компаниями. Для нас этот долг несет не только финансовую, но и этическую нагрузку. Для реализации новой кампании «Оранта» обратилась, в первую очередь, к тем подрядчикам, перед которыми у нее сегодня нет долгов. Показательно и то, что размещением занимается новое агентство ИннХаус, в которое был преобразован маркетинговый отдел страховой компании и которое, соответственно, входит в один холдинг с НАСК «Оранта» – IMG. Мы надеемся, что наше обращение в суд послужит поучительным прецедентом для всего рынка, и новые подрядчики не окажутся в такой ситуации, как мы. Мы уверены в своей правоте и рассчитываем на справедливость правосудия. Мы по-прежнему ожидаем, что НАСК «Оранта» в полном объеме выполнит свои обязательства перед нами, нашими партнерами и коллегами, а также своими клиентами. Ведь именно это является главным критерием деловой репутации страховой компании и доверия к ней – гарантированность и своевременность выплат».
Генеральный директор сейлз-хауза Интер-реклама Олег Павленко так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Мы всегда с уважением и пониманием относимся к проблемам наших клиентов. Однако в данном случае вынуждены признать, что подобное поведение никоем образом нельзя считать оправданным. Несмотря на сложность возникшего конфликта, мы верим, что компания «Оранта» найдет возможность не допустить его усугубления и погасит задолженность в полном объеме в кратчайшие сроки».
Генеральный директор одного из крупнейших операторов наружной рекламы Октагон Вадим Фрунзе также разделяет позицию агентства Nirvana Media: «Не платить за оказанные услуги нецивилизованно и неприемлемо. Для меня ситуация с «Орантой» мало чем отличается от ситуации с Телесистемами Украины, с которыми продолжает судебные тяжбы за неплатежи агентство Старком. Я надеюсь, что реакция медийного рынка на действия «Оранты» будет аналогичной – размещение рекламы на любых медиа-носителях должно быть заблокировано до полного погашения долгов Нирване и ее подрядчикам».
Не желая погашать задолженности перед рекламным агентством Nirvana Media, страховая компания «Оранта» прибегает к услугам банка «Надра». НАСК Оранта оформило соответствующее платежное поручение, обязав банк «Надра» оплатить Nirvana Media сумму остаточной задолженности.
Не секрет, что согласно постановлению Правления Национального банка Украины от 10.02.2009 года № 59 в ОАО КБ «Надра» введена временная администрация, а на все денежные платежи юридическим лицам со стороны банка «Надра» наложен мораторий до 10 августа 2009 года включительно.
Примечательно, что на протяжении трех лет сотрудничества между Nirvana Media и НАСК Оранта, все денежные платежи за услуги агентства НАСК «Оранта» проводила через АБ «Укрсоцбанк».
Некорректное поведение НАСК «Оранта» подкрепляется также попытками признать договор между рекламным агентством Nirvana Media и ООО «Агентство развития «Иннхаус», которое является по сути родственной компанией НАСК Оранта, недействительным. При этом именно согласно условиям данного договора Nirvana Media размещало рекламу НАСК «Оранта» на ТВ каналах и вопрос действительности договора не вызывал ранее сомнений ни у НАСК «Оранта», ни у его партнера «Агентства развития Иннхаус».
Совершенно очевидно, что данная уловка являлась лишь юридической «лазейкой». По словам Ирины Демченко – партнера юридической компании «Лига права», которая представляет интересы Nirvana Media в суде, подобные практики поведения являются проявлением крайнего непрофессионализма и грубой попыткой уйти от выполнения договорных обязательств.
И вот 22 июня 2009 г. Хозяйственный суд города Киева принял решение о полном удовлетворении исковых требований рекламного агентства Nirvana Media по отношению к страховой компании «Оранта».
Почти через месяц после вынесения решения суда о полном удовлетворении финансовых претензий рекламного агентства Nirvana Media по отношению к компании «ИннХаус» (дочерняя компания СК «Оранта»), хозяйственный суд Киева вынес решение о полном удовлетворении исковых требований рекламного агентства Nirvana Media по отношению к главному заказчику рекламных услуг – компании «Оранта».
Юлия Фалюш, генеральный директор Nirvana Media: «Мы рады очередному торжеству правосудия! Особенно учитывая факт, что проблема задолженности крупных компаний перед СМИ и рекламными агентствами достигла общеотраслевого уровня. Рекламные агентства страдают из-за своей чрезмерной лояльности по отношению к клиенту. Мы всегда готовы «войти в положение» и «подождать». Но когда клиент ведет себя нецивилизованно и отказывается исполнять взятые на себя обязательства – нужно защищать свои интересы и интересы своих партнеров в судебном порядке. В правильности такого решения мы смогли убедиться на собственном опыте».
Ирина Демченко, ведущий юрист-консультант, представитель Nirvana Media в суде: «Это уже вторая победа Nirvana Media в деле по погашению задолженности СК «Оранта» перед украинскими СМИ и агентством. Не скрою, радость победы омрачает факт, что СК «Оранта» не спешит рассчитываться с долгами и продолжает использовать все возможные юридические «лазейки» чтобы уйти от выполнения своих обязательств. Но мы уверенны в своей правовой позиции, поэтому окончательное решение вопроса в пользу агентства Nirvana Media и принудительное взыскание с СК «Оранта» задолженности – лишь вопрос времени».
Мы также будем следить за дальнейшим ходом этого судебного разбирательства.
Обидно еще и то, что в эту рекламную компанию были втянуты известные артисты, спортсмены, публичные люди. Какова же ответственность этих известных личностей перед нашими гражданами, которые пропагандировали «Держаться лидера!».
Вспоминается рекламная компания еще одного лидера в области автострахования компании «Страховые традиции», которые также задолжали рекламному агентству Media Arts за рекламную компанию 2008 года порядка 6,5 млн. гривен. Мы хорошо помним летающие кресла в которые вкладывались ту же рассчитанные менеджером на калькуляторе суммы ущерба, и голос за кадром, что «мы выплачиваем в течение 3-х дней», а потом мы видели очереди пострадавших клиентов, которые не могли попасть в офис и которым по несколько месяцев не выплачивали страховые возмещения. В конце концов компанию лишили лицензий. Что ждет эту компанию и ее клиентов покажет временная администрация.
Представителей страхового рынка эти рекламные проявления двух страховщиков сильно коробило. В связи с этим мне вспоминается одно выступление Михаила Казакова на одной из встреч со зрителями в Киеве. Одна почитательница его таланта пожурила его за то, что он рекламировал какой-то растворимый кофе. Она поверила ему и купила банку этого кофе. В результате наступило разочарование, и она была очень возмущена этим поступком – участием Михаила Казакова в этой рекламной компании кофе. На что он ответил, что эти $6000 за рекламу ему очень были нужны на подготовку его нового спектакля, но он дал обещание, что больше никогда не будет участвовать в рекламных компаниях незнакомых товаров. Может быть и нашим известным артистам, спортсменам и публичным людям следует подумать прежде, чем рекламировать какой-то товар или услугу населению, чтобы не получилось как с банком «Надра», когда шла широкомасштабная реклама уже обанкротившего банка известными лицами нашего общества. Нужно не забывать слова одного из деятелей рекламного бизнеса США Эдгара Шоафффа: «Реклама – это искусство делать из полуправды целую ложь».