Почитаем прессу
18.01.2006
Инвестиции страховщиков оставят без рейтинга
16 января в Верховной раде (ВР) был зарегистрирован законопроект, который предлагает отложить вступление в силу новых требований к негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, запрещающих им размещать резервы в нерейтингованные бумаги, а также открывать депозиты в банках, не имеющих рейтингов. Участники рынка, которые с самого начала были против новых норм, полностью поддержали разработчиков документа. Они надеются, что за два года моратория на отдельные положения закона на рынке рейтингования появятся четкие правила игры и новые агентства, которые смогут разрушить монополию в этой сфере.
16 января на сайте ВР появилась информация о регистрации законопроекта №8715, приостанавливающего до 2008 года новые требования к негосударственным пенсионным фондам (НПФ) и страховым компаниям (СК) инвестировать исключительно в рейтингованные финансовые инструменты. Такие требования вступили в силу всего три дня назад – 14 января – в рамках закона 3201-IV. Согласно этому документу, НПФ и СК запрещено вкладывать средства в ценные бумаги, не имеющие рейтинга или чей рейтинг принадлежит к группе спекулятивных, а также размещать ресурсы в нерейтингованных банках.
Эти нормы, как уже писал Ъ, возмутили участников рынка. Страховщики считают, что введение таких требований ограничивает их в выборе направлений инвестирования и резко уменьшает возможности размещения средств. "Банки, которые уже заполучили себе такой рейтинг, хотят поставить страховые компании практически на колени, – уверен председатель правления СК 'Веста' Вячеслав ЧЕРНЯХОВСКИЙ. – Требование Госфинуслуг держать в одном банке не более 10% резервов в то время, когда количество банков с рейтингом не превышает двух десятков, приведет практически к безальтернативной ситуации по выбору банка, в котором размещаются средства резервов". Такая "безальтернативность", по мнению господина Черняховского, может привести к резкому снижению процентных ставок по депозитам для СК, которым просто некуда будет деться.
Кроме того, новые правила – это дополнительные расходы, подчеркивают участники рынка пенсионного обеспечения, сетуя, что их деятельность и без того достаточно зарегулирована. "Законодательством уже предусмотрено, что рынок должен размещать свои резервы только в те ценные бумаги, которые прошли листинг на определенной бирже, – заявил Ъ президент Национальной ассоциации НПФ и администраторов НПФ Дмитрий ПЫРИГ. – С другой стороны, ценная бумага с необходимым рейтингом может не гарантировать прибыли, и тогда грош ей цена".
В то же время разработчик законопроекта, откладывающего введение этих норм, уверен, что вступивший в силу закон – не более чем "проявление нечистоплотного лоббизма". На данный момент на Украине действует единственное уполномоченное рейтинговое агентство – "Кредит-Рейтинг". Как неоднократно писал Ъ (последний раз 2 декабря), Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) несколько раз откладывала проведение конкурса на выбор новых уполномоченных агентств. Это было вызвано тем, что Госкомпредпринимательства несколько раз блокировал решения ГКЦБФР, а Антимонопольный комитет, в свою очередь, пытался добиться от ГКЦБФР отмены обязательного рейтингования как такового.
Автор законопроекта Валерий АЛЕШИН считает, что именно из-за неразберихи в процедуре определения уполномоченных рейтинговых агентств невозможно выполнение вступившего в силу закона. "Инвестиционные ограничения так прописаны в законе, что может не оказаться инструментов, которые соответствуют указанным требованиям, – сказал Ъ В.Алешин. – Таким образом, управляющие компании в любом случае будут инвестировать, нарушая закон". В то же время люфт в два года, пока не будут действовать конфликтные нормы нового закона, даст возможность появиться и закрепиться на рынке новым агентствам – конкурентам "Кредит-Рейтинга".
Однако сам монополист считает иначе. "Рейтинговый бизнес склонен к монополии. В других странах очень редко бывает более одного рейтингового агентства, ведь это система оценки, – заявил Ъ генеральный директор 'Кредит-Рейтинга' Станислав ДУБКО. – За последние 3-4 года мы не видели серьезных попыток запустить в стране рейтинговое агентство как независимый бизнес".
Тем не менее закон с ужесточенными требованиями к инвестированию НПФ и СК уже вступил в силу, а шансы на прохождение через парламент документа, приостанавливающего закон, как признает сам разработчик, очень малы. "Я сегодня уже узнал, что будет достаточно жесткое противодействие моему закону, – сообщил В.Алешин. – Именно со стороны сторонников той версии, которая есть сейчас".
16 января на сайте ВР появилась информация о регистрации законопроекта №8715, приостанавливающего до 2008 года новые требования к негосударственным пенсионным фондам (НПФ) и страховым компаниям (СК) инвестировать исключительно в рейтингованные финансовые инструменты. Такие требования вступили в силу всего три дня назад – 14 января – в рамках закона 3201-IV. Согласно этому документу, НПФ и СК запрещено вкладывать средства в ценные бумаги, не имеющие рейтинга или чей рейтинг принадлежит к группе спекулятивных, а также размещать ресурсы в нерейтингованных банках.
Эти нормы, как уже писал Ъ, возмутили участников рынка. Страховщики считают, что введение таких требований ограничивает их в выборе направлений инвестирования и резко уменьшает возможности размещения средств. "Банки, которые уже заполучили себе такой рейтинг, хотят поставить страховые компании практически на колени, – уверен председатель правления СК 'Веста' Вячеслав ЧЕРНЯХОВСКИЙ. – Требование Госфинуслуг держать в одном банке не более 10% резервов в то время, когда количество банков с рейтингом не превышает двух десятков, приведет практически к безальтернативной ситуации по выбору банка, в котором размещаются средства резервов". Такая "безальтернативность", по мнению господина Черняховского, может привести к резкому снижению процентных ставок по депозитам для СК, которым просто некуда будет деться.
Кроме того, новые правила – это дополнительные расходы, подчеркивают участники рынка пенсионного обеспечения, сетуя, что их деятельность и без того достаточно зарегулирована. "Законодательством уже предусмотрено, что рынок должен размещать свои резервы только в те ценные бумаги, которые прошли листинг на определенной бирже, – заявил Ъ президент Национальной ассоциации НПФ и администраторов НПФ Дмитрий ПЫРИГ. – С другой стороны, ценная бумага с необходимым рейтингом может не гарантировать прибыли, и тогда грош ей цена".
В то же время разработчик законопроекта, откладывающего введение этих норм, уверен, что вступивший в силу закон – не более чем "проявление нечистоплотного лоббизма". На данный момент на Украине действует единственное уполномоченное рейтинговое агентство – "Кредит-Рейтинг". Как неоднократно писал Ъ (последний раз 2 декабря), Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) несколько раз откладывала проведение конкурса на выбор новых уполномоченных агентств. Это было вызвано тем, что Госкомпредпринимательства несколько раз блокировал решения ГКЦБФР, а Антимонопольный комитет, в свою очередь, пытался добиться от ГКЦБФР отмены обязательного рейтингования как такового.
Автор законопроекта Валерий АЛЕШИН считает, что именно из-за неразберихи в процедуре определения уполномоченных рейтинговых агентств невозможно выполнение вступившего в силу закона. "Инвестиционные ограничения так прописаны в законе, что может не оказаться инструментов, которые соответствуют указанным требованиям, – сказал Ъ В.Алешин. – Таким образом, управляющие компании в любом случае будут инвестировать, нарушая закон". В то же время люфт в два года, пока не будут действовать конфликтные нормы нового закона, даст возможность появиться и закрепиться на рынке новым агентствам – конкурентам "Кредит-Рейтинга".
Однако сам монополист считает иначе. "Рейтинговый бизнес склонен к монополии. В других странах очень редко бывает более одного рейтингового агентства, ведь это система оценки, – заявил Ъ генеральный директор 'Кредит-Рейтинга' Станислав ДУБКО. – За последние 3-4 года мы не видели серьезных попыток запустить в стране рейтинговое агентство как независимый бизнес".
Тем не менее закон с ужесточенными требованиями к инвестированию НПФ и СК уже вступил в силу, а шансы на прохождение через парламент документа, приостанавливающего закон, как признает сам разработчик, очень малы. "Я сегодня уже узнал, что будет достаточно жесткое противодействие моему закону, – сообщил В.Алешин. – Именно со стороны сторонников той версии, которая есть сейчас".
Екатерина Глазкова, Алена Кулакова
Всё по теме: Законодательство по страхованию, Резервы страховых компаний
Материалы по теме:
Обзор DEDALINFO
-
Новости интернет-партнеров
Обрушение моста в Балтиморе окажет ограниченное влияние на перестраховщиков – Fitch -
Почитаем прессу
Річниця руйнівного землетрусу в Туреччині: як "звичайна домогосподарка" розкрила правду про загибель своєї родини -
Новости ДедалИнфо
Финансовое обеспечение презумпции виновности строителей в плане реализации качественного и успешного выполнения своих проектов.