Новости интернет-партнеров
16.02.2005
Профанация или бег на месте
В текущий момент времени перед лидерами возродившейся нации стоит не менее сложная проблема формирования механизмов управления способных обеспечить эффективное решение стратегической задачи – создание конкурентоспособной экономики.
Современная теория международной конкуренции позволяет установить зависимость успешного экономического роста от характера развития и эффективности взаимодействия детерминант конкурентоспособности. Согласно постулатам упомянутой теории, успешно конкурирующие на рынках предприятия, ориентируясь на условия спроса и опираясь на продукцию и услуги составляющие цепочку стоимости конечных продуктов, борются за своего потребителя.
Немаловажное участие принимает во взаимодействии детерминант государство. В условиях Украины роль этого последнего детерминанта, в силу традиционности, усиливается. Возрастает в связи с этим и ответственность за результаты государственного регулирования. Ведь последствия вмешательства в работу рынков могут быть как позитивными, так и негативными. Особенно когда речь идет о регулировании работы структурообразующих отраслей, в частности, страхования.
Роль страхования в экономике государства определяется функциональной сутью этого уникального финансового инструмента. Передача рисков позволяет страхователю более эффективно использовать бюджет благодаря открывающейся возможности включения сравнительно небольших плановых затрат на уплату страховой премии вместо внезапно возникающих расходов неопределенной величины на ликвидацию последствий страхового события.
Рассмотрим подробнее последствия применения страхования гражданами страны и хозяйствующими субъектами. Организация защиты своих имущественных интересов означает для семьи в финансовом отношении сохранность накапливаемых годами средств. Конечно, имущество может пострадать, но страховщик возместит возникшие в результате этого расходы, восстановив уровень финансовой стабильности. Это означает, что пострадавшему от страхового события не нужно будет срочно изыскивать иногда значительные средства на восстановление утраченного имущества своими силами. Пострадавший сможет нести расходы в соответствии с составленным ранее планом, семья не обеднеет. Говоря экономическими категориями, будет поддержан платежеспособный спрос на внутреннем рынке - одна из детерминант конкурентоспособности экономики.
Страхование рисков корпоративного клиента выливается в конечном итоге в поддержании достигнутого уровня конкурентоспособности, так как любая финансовая дестабилизация, вызванная страховым событием, ведет к его снижению. Кроме того, страхование как отрасль обладает мощным инвестиционным потенциалом, что крайне важно для финансово дефицитной экономики. Правильное применение инструмента страхования для некоторых отраслей, например медицины, вообще позволяет вывести их на качественно иной уровень.
Беря во внимание приведенные выше аргументы, свидетельствующие о возрастающей роли страхования в условиях интенсивно развивающейся экономики, позволим себе оценить работу страхового рынка с точки зрения стоящих перед государством приоритетов. Первая же попытка анализа показателей развития рынка наталкивается на проблему несопоставимости данных. Так, расхождение показателя сбора страховых платежей за 2003 год, при сравнении данных Госфинуcлуг и Госкомстата, составляет 1796,6 млн. грн. или 24,5%. Какие управленческие решения могут быть выработаны при таком качестве исходных данных?
Продолжая анализировать статистику Госфинуслуг, выясняем, что 48,6% по сбору премий от всех видов страхования составляет страхование финансовых рисков. Вероятно поэтому Госфинуслуг основным своим приоритетом, судя по характеру регуляторных актов, считает борьбу с обналичкой, забывая при этом, что не является структурным подразделением МВД или ГНАУ. Справедливости ради следует заметить, что использование инструмента страхования в упомянутых целях является следствием крайне неудачной фискальной политики прежней власти. Вместо того чтобы проанализировать причины неприятного явления, Госфинуслуг парализовал работу рынка, воюя с якобы имеющими место быть фактами оптимизации. Но ведь основная часть платежей по договорам перестрахования отражает реальную передачу рисков! С другой стороны значительная доля финансовых рисков в структуре страховых платежей может означать еще и невысокую базу сравнения по другим видам страхования. Как известно высокие темпы роста (таблица 1) характерны для изначально низких показателей.
Регулирование рынка услуг страховых посредников тоже позволяют усомниться в компетентности регулятора. Чего стоят только попытки изменения порядка получения брокерского вознаграждения. Только полная неспособность разобраться в механизме работы рынка может вызвать к жизни подобные регуляции.
Таблица 1. Динамика страховых премий и страховых выплат в 2002 – 2003 годах.
|
Виды страхования
|
Страховые премии
|
Страховые выплаты
|
||||
|
2002 год (млн.грн.)
|
2003 год (млн.грн.)
|
Тепм роста, %
|
2002 год (млн.грн.)
|
2003 год (млн.грн.)
|
Тепм роста, %
|
|
|
Страхование жизни
|
23,9
|
72,9
|
305,0
|
2,7
|
2,6
|
96,3
|
|
Виды страхования иные, кроме страхования жизни, в том числе:
|
4418,2
|
9062,4
|
205,1
|
540,4
|
858
|
158,8
|
|
Добровольное личное страхование
|
257,6
|
368,2
|
142,9
|
146,8
|
182,4
|
124,3
|
|
Добровольное имущественное страхование
|
3413,8
|
7734,4
|
226,6
|
227,4
|
447,9
|
197,0
|
|
в том числе страхование финансовых рисков
|
1624,7
|
4443,6
|
273,5
|
48,6
|
165,2
|
339,9
|
|
Добровольное страхование ответственности
|
341,2
|
451,3
|
132,3
|
54,8
|
56,2
|
102,6
|
|
Негосударственное обязательное страхование
|
350,5
|
459,6
|
131,1
|
59,2
|
124,4
|
210,1
|
|
Государственное обязательное страхование
|
55,1
|
48,9
|
88,7
|
52,2
|
47,1
|
90,2
|
|
Всего (все виды страхования)
|
4442,1
|
9135,3
|
205,7
|
543,1
|
860,6
|
158,5
|
Источник: Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг
Нельзя оставить без внимания и реализацию механизма обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Длительный срок подготовки этого вида страхования не повлиял на качество разработанных документов и заложенную идеологию. Вопросы возникают и к методике расчета базового тарифа, и к последовательности позиции Госфинуслуг при разработке лицензионных условий, лимитирующих допуск страховщиков на рынок обязательной гражданской ответственности. Все это происходит в обстановке полного пренебрежения мнением участников рынка при непрозрачной процедуре принятия решений.
Вероятно, следует ставить вопрос о системных вмешательствах Госфинуслуг в работу страхового рынка, имеющих ярко выраженные негативные последствия для его развития.
Дабы не прослыть голословным критиком попытаюсь сформулировать роль Госфинуслуг и определить стратегические приоритеты ее работы с учетом места страхования в экономике Украины.
Исходя из необходимости создания условий для интенсивного роста конкурентоспособности национальной экономики, обусловленной обозначенными Президентом Украины направлениями геополитической ориентации, основными приоритетами для Госфинуслуг являются:
· Обеспечение эффективной работы рынка страховых услуг
· Стимулирование формирования конкурентных преимуществ в детерминантах конкурентоспособности национальной экономики
Необходимость реализации указанных приоритетов позволяет увидеть роль Госфинуслуг как представителя государства, призванного консолидировать усилия всех без исключения участников рынка в условиях равного доступа к участию в работе рыночных институтов.
Игорь Лисицкий
Зам.директора по вопросам страхования
"АФМ Страховые консультанты и брокеры"




























































































































































































































