Новости интернет-партнеров

Страстно хочется поверить в евро…
Стратегия: Меньше воюем и больше торгуем
Уже несколько десятилетий мировая торговля развивается весьма высокими темпами. Тем самым народы всех стран и континентов на деле, результатами своего труда, собственными денежками демонстрируют свою волю к единению.
Расчеты автора по данным UNCTAD показывают, что за период 1948-2010 гг. среднегодовой темп роста мирового экспорта только в торговле товарами составил почти что 110%. То есть, 62 года (шестьдесят два!) подряд мировая торговля товарами росла высокими темпами – по 110% в среднем за год. Кризис 2008-2009 гг. несколько умерил пыл экспортеров и за последние 20 лет темп роста опустился до 108% (потеряли пару процентов). Думается, что таких устойчиво высоких темпов роста не знает ни один из обобщающих показателей развития человечества.
Безусловно, рост цен «поддержал» такие прекрасные показатели мирового экспорта. Сразу вспоминается динамика цен на, например, нефть, которые сегодня в несколько раз выше, чем лет 30 назад.
Но! Но!! Но!!!
Нельзя забывать, что потребительcrая стоимость (полезность для потребителя) каждой физической единицы экспортного груза (тонны, кубометра, метра, единицы товара) радикально выросла. Ее рост, опережает (я уверен) рост цен. Ведь совсем недавно, каких-нибудь 20 лет назад, экспорт, например, компьютеров, ноутбуков, мобилочек всех разновидностей был весьма, и весьма невелик. Сейчас – стремительно вырос. Активные и со значительным опытом пользователи этой техники знают: она быстро дешевеет.
А насколько сложнее и полезней для водителей и пассажиров сегодня стали авто – важная составляющая мировой торговли товарами? Не сосчитать… И таких примеров можно привести достаточно много. Напомню только о сложнейшем медицинском оборудовании, которое спасает жизни миллионов и которого не существовало пару-тройку десятков лет. Ну, а аудиотехника, которая тысячами тонн идет на экспорт – она и сегодня быстро дешевеет.
Постараюсь удивить читателей: учет в ценообразовании быстро растущей потребительской стоимости экспорта показал бы нам устойчивые дезинфляционные, а то и дефляционные тенденции. По крайней мере, в пределах очень многих групп товаров удовлетворяющих однородную потребность это было бы вполне очевидным. Например, в пределах группы транспортных средств, средств связи, вычислительной техники и так далее. Попытка, провести такие пересчеты для всей совокупности экспортируемых товаров, конечно, обречена на провал – как, например, сопоставить потребительные стоимости нефти и мобилок? Но не помнить об этом, о быстро растущей потребительской стоимости продаваемых-покупаемых товаров, нельзя! Не нефтью единой прирастает сотрудничество наций.
Быстрый рост мирового экспорта есть важным свидетельством усиления интеграционных процессов – постепенного слияния национальных экономик в наднациональную, мировую экономику.
Сказанное усиливает вроде бы очевидное утверждение: быстрый рост мирового экспорта не обусловлен ростом цен на, предположим, сырье и поэтому есть важным свидетельством усиления интеграционных процессов – постепенного слияния национальных экономик в наднациональную, мировую экономику.
В этой связи нельзя не отметить что, безусловно, создание разных региональных экономических объединений способствовало, способствует и будет способствовать усилению экономического единства человечества. Речь идет, конечно, не только о ЕС. Важно, что экономическая зловредность границ между государствами быстро снижается и, надеюсь, в ближайшие несколько десятков лет это жуткое, тормозящее сотрудничество наций, наследие античности исчезнет вообще. И экономики разных стран таки-да будут конкурировать качеством, количеством и ценой товаров и услуг, а не разного рода тарифными и нетарифными ограничениями импорта-экспорта продуктов труда.
Мы идем к другой, экономически куда более эффективной, цивилизации. Именно поэтому нынешние трудности еврозоны хотя и весьма неприятны, но преходящи.
Тактика: Спасать евро зону – создавать Соединенные Штаты Евро.
Ну, а стабильный и пылкий интерес наших журналистов к проблемам еврозоны вполне логичен. Они прекрасно понимают: Если евро рухнет, то Украине будет таки-да плохо, ибо наша нищая, открытая и в значительной степени ориентированная на Европу экономика понесет особенно тяжелые утраты. Нам будет хуже всех и наше уже сложившееся постыдно большое отставание, например, от наших исторически вечных конкурентов – Польши и Турции – увеличится. Что будет с чуть ли 30% экспорта, который идет в Европу и с евро-ориентированными предприятиями- экспортерами сейчас толком никто сказать не сможет. Единственно, что нет сомнений в значительном падении объемов производства и заработков наших трудящихся.
Именно поэтому можно утверждать: Украинцы весьма заинтересованы в успешном выходе еврозоны из кризиса: Ничуть не меньше, чем сами европейцы. Да и россияне устами Министра иностранных дел Сергея Лаврова совсем недавно высказали вполне искрение и обоснованные пожелания выхода евро из кризиса. Еще бы! Укрепление еврозоны – это укрепление Европы как конкурента США, а США – вечный конкурент России.
Обрадовали слова Барака Обамы пообещавшего денежную помощь Еврозоне для выхода из кризиса.
Твердо уверен: Из этого кризиса Европа, в конечном счете, выйдет более сильной и конкурентоспособной. Такая уверенность сформировалась под влиянием многочисленных весьма критических и реалистичных заявлений ведущих политиков Европы. Речь идет, в первую очередь, о дуэте Меркель-Саркози и заявлениях Жан-Клода Юнкера. Их серьезно поддержали крупнейшие эксперты как Жак Атали, Жак Делор и другие. И даже сомнения Дэвида Камерона, как и лидеров других стран, говорящие о глубокой осмысленности процесса создания Соединенных Штатов Евро (или Европы) укрепляют мою уверенность.
Вполне естественным выглядят идеи перехода к наднациональному регулированию зоны евро с созданием соответствующих органов и ограничением финансового суверенитета держав-участниц
Складывается впечатление, что эти авторитеты хорошо осознали ошибочность принятых (не ими!) решений ускорявших расширение зоны евро. Именно поэтому появились предложения осуществления общей экономической политики. Вполне естественным выглядят идеи перехода к наднациональному регулированию зоны евро с созданием соответствующих органов и ограничением финансового суверенитета держав-участниц.
Автора особенно вдохновляет и то, что на очередном саммите ЕС между 23-мя из 27-ми странами-членами образования достигнуты договоренности о подписании так называемого «Бюджетного пакта». О нем особый разговор…
И все ж таки: А как нам быть? Не могу отделаться от мысли, что активизация нашего участия в интеграционных процессах, безусловно, даст Украине шанс существенно ускорить подъем экономики. Но! В похожей ситуации Евгений Онегин пропел бы: «Что день грядущий мне готовит? Его мой взгляд напрасно ловит…». Попытаемся поймать этот самый… взгляд… вождей ЕС.
Пытаюсь ловить холодеющие взгляды вождей ЕС и хочу еще раз вполне искренне сказать: Евро интеграция Украине крайне необходима, в первую очередь, и главным образом, для преодоления векового институционального (!!!) отставания власти, бизнеса, наемных работников. Оно было всегда – и до прихода наших дедов-большевиков к власти. Ну, а дедушки, попытавшись на основе насильственного обобществления средств производства построить плановый социализм, лишь закрепили это отставание.
К сожалению, у нас, на 21-м году Независимости, нет сколько-нибудь целостной системы управления развитием даже малого бизнеса, на что обращали и обращают внимание даже западные доноры. Почему «даже» спросит читатель? Да потому, что за редчайшими исключениями автору не приходилось встречать их пожелания воссоздать наши вполне очевидные, и еще сохраняющиеся, конкурентные преимущества: АПК, морскую индустрию, транспортную инфраструктуру и другие. Наши радетели как бы не помнят, что почти все страны большой двадцатки стали таковыми благодаря особо большому вниманию, которое они уделяли и уделяют развитию своих конкурентных преимуществ. Примеры..
Европейский опыт создания весьма эффективных систем сотрудничества в треугольнике власть-бизнес-наемные работники нам крайне полезен еще и потому, что этот мощный и весьма перспективный комплекс государств находится вместе с нами в одном геоэкономическом пространстве. И, кроме того, опыт неформального лидера ЕС – Германии – нам интересен еще и куда более успешным ее выходом из общей ужаснейшей катастрофы прошлого столетия.
Иисус Христос: «По вере Вашей да будет Вам»
Меркель правильно зафиксировала, что Еврозона столкнулась с кризисом доверия, а не с долговым кризисом. Ведь если нет уверенности, что денежная помощь твоей Родины будет использована для ускоренного развития конкурентоспособности экономики страны-заемщика, то нет желания занимать даже небольшие деньги. Ибо, в общем случае, только устойчивый рост конкурентоспособности может создать надежные источники для возврата занятых средств. Конечно, прыжок цен на нефть, например, может повысить благосостояние собственников нефтедобычи. Но это не имеет отношения к Югу Европы, к Ирландии, где и землицы-то хорошей немного. Не избалованы эти края дешевыми природными ресурсами.
Вот и у меня лично как то нет безусловного (распахнув душу) доверия ни к еврозоне, ни к ЕС. Пока что нет! Уже состоявшиеся статистические наблюдения уж очень сильно толкают именно к такому состоянию души и мыслей.
Пытаясь еще раз развеять свое недоверие, обратился к базе данных МВФ, который уже много раз бросал кредитный спасательный круг Украине и еще многим десяткам таких же бестолковых стран. Не могу не доверять цифрам этой базы данных еще и исходя из опыта своего личного общения со спецами МВФ – уж больно грамотные эти леди и джентльмены. Воспользовался числами World Economic Outlook Database, September 2011 в котором можно, сообразуясь со своими запросами, создать Report for Selected Countries and Subjects. И что же увидел?
С целью экономии времени читателя в этой заметке остановлюсь лишь на сравнении динамики роста ВВП и чистого долга общего правительства (General Government). Ведь если власть безоглядно занимает деньги на свои потребности, то говорить о доверии к ней и экономике страны, где она властвует, не приходится.
Начнем с Греции, о финансовых трудностях которой больше всего говорится в СМИ.
Как видно из графика 1, начиная с 1980 г. (раньше данных в базе МВФ просто нет) и по 2008 г. прирост чистого долга общего правительства Греции в значительной степени обеспечивал (поддерживал) приросты ВВП. Создается впечатление, что без такого рискованного соотношения просто бы не было роста ВВП – роста благосостояния наших единоверцев-эллинов (или, рост был бы куда менее значительным).
Взаимное расположение этих двух кривых вынуждает сделать предположение, что проводившаяся в жизнь на протяжении 28 лет (1980-2008) экономическая политика Греции была просто крайне неэффективной. Ведь если на протяжении 1980-2000 гг. эти две кривые были почти что эквидистантными, то, начиная с 2001 года, долги правительства уверенно догнали объем ВВП. Напрашивается гипотеза: Правительство набирало долгов, политики и бюрократы их проедали, давая этим проеданием определенный прирост ВВП, но в самой экономике не создавались источники погашения (возврата) все возрастающих кредитов. А ведь есть страны и с другими пропорциями – см. дальше.
График 1. Греция
Особенно удивляет, резкое ускорение наращивания чистого долга общего правительства, которое состоялось после (!!!) вхождения Греции в зону евро. Уже в 2003-м году их величины практически сравнялись, а накануне кризиса – в 2008-м году – правительство Греции имело долгов больше, чем создавалось продукции ее гражданами. Ну, а потом… пошло-поехало: Читайте прессу
По прогнозам МВФ до 2016 года чистый долг общего правительства Греции будет раза в полтора больше объема продукции, создаваемой в этой стране. А как их отдавать? Распродажей островов?
Особенно опасно, что по прогнозам МВФ до 2016 года радикальных улучшений не предполагается – чистый долг общего правительства Греции будет раза в полтора больше объема продукции, создаваемой в этой стране. За счет каких же источников отдавать дОлги? Напоминаю: мы говорим только о дОлгах правительства. А ведь есть же еще и долги корпораций. Это еще плюс 80-100 млрд. дол. США. А как их отдавать? Распродажей островов?
Особенно неприятно удивляет поведение европейской политической верхушки в целом. Создается впечатление, что до выхода на сцену кризиса правых певцов в виде чудесного дуэта Меркель-Саркози, солистов Жана-Клода Юнкера и Германа Ван Ромпея никто из вождей европейских не интересовался статистикой МВФ (Мирового банка, ОЭСР… и других международных организаций). Ну, а если на будущих выборах место этой тройки опять займут левые? Что же тогда с Соединенными Штатами Евро будет?
Такое беспокойство объясняется еще и тем, что статистика Греции есть уникально тревожной. Очень немного стран имеют нечто похожее. Более того, у нашей Украины, у Польши, у Турции куда более радостные соотношения динамик чистого долга общих правительств и ВВП.
График 2.
Даже при всей нашей бестолковости чистый долг общего правительства: (1) невелик по отношению к ВВП; (2) скорость роста этого долга политиков значительно ниже скорости роста ВВП. Особенно радует прогноз МВФ предполагающий до 2016 года значительное замедление темпов роста долга наших политиков – МВФ верит в них, в наших политиков, больше, чем мы? С ума сойти!
Наша ближайшая и вечная конкурентка – Польша – добилась весьма высоких темпов роста ВВП без обильной кормежки политиков заимствованиями – График 3.
График 3.
Этот график 3 навевает такую мысль: у Польши как и у нас нет Силиконовой долины, нет черноземов, Балтийское море мелкое и зимой замерзает, а подымаются они и круче нас, и уверенней. И Польша рядом. И долго с ними были в одних государствах. А вот их опыт позаимствовать за 20 лет Независимости не удосужились… Почему?
Напрашивается еще один вопрос: Сравнивали ли когда-нибудь европейские вожди и руководители МВФ динамику чистого долга общего правительства Греции и Украины, Греции и Польши?
Видимо, нет! Иначе не было бы такого ожесточенного торга за те несколько млрд. долларов, которые нам ну никак не займут.
И все таки: Страстно хочется в зону евро. Но после того, когда там разберутся с должниками и научат их подниматься без непомерных заимствований.
Источник: Kyiv Post