Почитаем прессу

Рекорд во время чумы: что позволило аграриям экспортировать почти 35 млн тонн зерна
После крупнейшего в истории урожая зерновых – 63,8 млн тонн – ожидаемо последовал рекорд по их экспорту. По оценкам Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2014/2015 маркетинговом году (1.07– 30.06) экспорт зерна составил 34,4 млн тонн (данные на 26 июня). Это на 6% больше, чем предыдущий рекорд, поставленный в сезоне 2013/2014 – 32,4 млн тонн.
Ждать третьего кряду рекорда в стартовавшем вчера маркетинговом году не приходится. Председатель правления агрохолдинга «Сварог Вест Груп» Андрей Гордийчук объясняет, почему.
В 2014/2015 маркетинговом году Украина собрала рекордный урожай зерна – 63,8 млн тонн, по оценкам Министерства аграрной политики и продовольствия. Основным фактором, позволившим достичь такого результата, были очень благоприятные погодные условия. Минимум 20% урожая прошлого года – подарок погоды.
Конфликты интересов
Почти трехкратная девальвация гривны, оказавшая критическое влияние на все отрасли, затронула и агросектор. Однако эффект был противоположным для аграриев, работающих на экспорт (основная часть растениеводов) и на внутренний рынок (практически все животноводы).
Первые почти не пострадали от девальвации, а даже имели ситуативные бонусы. Привязанность цен на зерновые к доллару увеличила гривневые доходы производителей, стало легче выплачивать долговые обязательства в гривне, уровень заработной платы рос медленнее девальвации.
Перебои с импортными поставками факторов производства, о которых много говорилось зимой и весной, имели ситуативный, а не массовый характер. Они были связаны в первую очередь с переизбытком желания аграриев сэкономить. Поставщики, предлагавшие даже минимальный дисконт по отношению к среднерыночным ценам, пользовались большой популярностью. Многие не проверяли надежность дилера, с которым начинали сотрудничество.
Часть агросектора, ориентированная на продажи внутри страны, с полным основанием может говорить об истекшем сезоне как о кризисном. Поскольку стоимость кормов привязана к доллару, девальвация привела к значительным убыткам отрасли животноводства. В особенности это касается тех, кто занимается молоком – в первом полугодии, на фоне скачков курса иностранной валюты, цены реализации практически не поменялись. На втором месте по «валютным потерям» производители свинины, на третьем – птицеводы.
Также по-разному аграрии воспринимают многомесячное падение мировых цен на все основные сельскохозяйственные культуры. Для животноводов это стало некоторым компенсатором девальвации. В свою очередь, растениеводы надеются на скорейшее изменение тренда. Пока спрогнозировать ситуацию сложно – весомым фактором станут урожаи в северном полушарии.
В прошлом году основные страны-поставщики на мировой рынок собрали достаточно высокие урожаи, что позволило пройти весь маркетинговый год без намека на дефицит каких-либо продовольственных культур. Опасения, связанные с высокими темпами экспорта пшеницы из Украины в прошлом году, были непонятно кем и зачем надуманными. Меморандум сельхозпроизводителей и Минагропрода о допустимых объемах экспорта зерна привел лишь к снижению цен на пшеницу и упущенным прибылям. Это еще раз показывает, что мы все еще не научились считать свои балансы.
Два аграрных фронта
Прошлогодний рекордный урожай зерновых не был агрономическим прорывом украинских сельхозпроизводителей, и надеяться на повторение результата в этом году не приходится. Можно констатировать, что та часть сельхозпроизводителей, которые раньше экономили на соблюдении технологий, удобрениях и т.д., в этом календарном году имели еще меньше возможностей отказаться от такой практики. Давать осознанные прогнозы еще рано – период, в который формируется большая часть урожая, еще впереди. Однозначно можно только сказать, что погода уже не так хороша, как год назад.
Уменьшения зернового вала в текущем году следует ожидать и потому, что все большую популярность у аграриев Украины приобретают альтернативные культуры, в частности – соя. Как и в случае с большинством культур, ее ценовая привлекательность в последнее время не лучшая – если еще года два назад котировки на сою доходили до $520-550/т, то сейчас они находятся в пределах $350/т. Тем не менее, в будущем эта культура продолжит вытеснять кукурузу в структуре посевных площадей Украины. Соя генерирует бо́льшую прибыль на га, чем ресурсозатратная кукуруза, под которую в последнее время отводились крупные площади в Украине. Расходы на получение одинаковой прибыли для этих культур могут отличаться в три раза.
Соя также позволяет иметь наибольшую долларовую рентабельность. По крайней мере, это справедливо для нашей компании. Как утверждают коллеги по рынку, на втором месте пшеница (если вам удалось получить хороший ее урожай). Слышать о большом восторге от рентабельности кукурузы в этом сезоне не доводилось.
В течение прошлого маркетингового года, если не считать уже упомянутого меморандума с экспортерами, государство мало вмешивалось в работу агросектора. А вот результаты будущего сезона будут определяться не в полях, а и в сессионном зале, и за столом переговоров.
Больше всего настораживает желание правительства отменить льготы сельского хозяйства по налогообложению НДС. В условиях падения цен на внешних рынках и макроэкономических проблем это поставит отрасль в тяжелейшее положение. Государству это принесет лишь убытки, поскольку сейчас агросектор – основная работающая отрасль нашей экономики. Я знаю о требованиях МВФ [по отмене льгот], но также знаю, что в стране есть другие резервы, использование которых можно обсудить с кредиторами. Я не думаю, что потеря украинскими аграриями конкурентоспособности на внешних рынках – это то, чего глобально хочет добиться правительство.
Также преждевременны разговоры о рынке земли. Земельную реформу, безусловно, необходимо реализовать, но война и экономический кризис – точно не лучшее время, чтобы начинать делить землю.
Нельзя не признать, что в течение последнего года не было ни одного регуляторного и законодательного нововведения, которое аграрии могли бы охарактеризовать как негативное для сектора. Минагропрод даже начал дерегуляцию отрасли и сделал достаточно качественные первые шаги в этом направлении. Тем не менее, еще больше предстоит сделать в будущем, а эффект от либерализации рынка проявится лишь через несколько лет.
Андрей Гордийчук
председатель правления агрохолдинга «Сварог Вест Груп»