Рейтинги страховых компаний
07.07.2005
Крупнейшие компании на рынке автострахования в I квартале 2005 года
В 2004 году российские страховщики активно работали с автосалонами и банками, кредитующими население. В результате сборы компаний по добровольному автострахованию практически удвоились. В I квартале 2005 года эта тенденция продолжается – сборы премий top20 компаний рейтинга росли быстрее, чем в 2004 году.
Очевидно, что самая главная причина, по которой растет рынок автострахования, это увеличение объема продаж новых иномарок в России, подогреваемый в свою очередь развитием рынка автокредитов. В I квартале было продано 103 тыс. новых иномарок, что на 70% больше показателя аналогичного периода 2004 года.
По оценкам экспертов, сейчас по риску автокаско (страхование автомобилей от угона и ущерба) застраховано до 50% московского автопарка и 30% российского. Состав тройки лидеров не изменился. По сравнению с рейтингом за 2004 год, поменялись местами РЕСО-Гарантия и Ингосстрах. Лидер – по-прежнему Росгосстрах (4,63 млрд руб.), второе место Ингосстрах – 2,6 млрд руб. и РЕСО-Гарантия – 2,47 млрд руб.
На страхование физлиц у компаний, занимающих верхние строчки рейтинга, приходится большая часть портфеля. В среднем этот показатель составляет около 70-75% всех собранных премий. По страхованию физлиц компания-лидер – Росгосстрах – собрал 4 млрд руб. На второй строчке находится компания РЕСО-Гарантия – 2,1 млрд руб., собравшая за квартал на 767 млн. руб больше, чем Ингосстрах – 1,6 млрд руб.
Несмотря на такую существенную долю физлиц в портфелях, корпоративных клиентов страховать выгоднее, чем частных (они приносят больше дохода). В секторе страхования юрлиц на первую строчку вырвался Ингосстрах, собравший в полтора раза больше Росгосстраха – 980 млн руб против 627 млн руб. Компания РЕСО-Гарантия занимает прежнюю, третью, строчку – 371 млн. руб. Убыточность при работе с корпоративными клиентами (по сравнению с частниками) существенно ниже, поэтому страховщики считают это направление бизнеса перспективным и планируют активно развивать его. Стоит отметить, что речь идет, в первую очередь, о компаниях, в которых автопарки обеспечивают бизнес компании, а не являются бизнесом сами по себе, как, к примеру, такси и салоны по аренде автомобилей.
По самому популярному среди населения виду автострахования – ОСАГО - в 1 квартале 2005 года страховщики собрали 12,8 млрд руб. Лидерами по сборам премий по ОСАГО стали, по данным РСА, компании Росгосстрах – 3,8 млрд руб., РЕСО-Гарантия – 1,44 млрд руб. и Ингосстрах – 645 млн. руб. На долю тройки лидеров приходится 46% всех собранных по ОСАГО премий. За первые три месяца 2005 года было заявлено 293 тыс страховых случаев по ОСАГО, 90% из них были урегулированы. Показатель убыточности (соотношение выплат к премиям) этого вида страхования в 1 квартале 2005 года сделал резкий скачок вверх с 37,5% по итогам 2004 года до 45,6%. За год уровень выплат вырос в 2 раза и продолжает расти ежемесячно, а ведь еще практически не начались выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Эти выплаты не имеют срока исковой давности. На Западе выплаты по жизни и здоровью составляют значительную часть общих выплат по ОСАГО, в России же этот показатель составляет не больше одного процента от общей суммы выплат.
Основной тенденцией в этом секторе автостраховании является сейчас постепенный переход страхового портфеля от одних страховых компаний к другим. Меняют компании в основном убыточные клиенты, которые попадали в ДТП и получали выплаты. Они делают это, чтобы избежать при продлении договоров применения к ним повышающих коэффициентов. Это пока им удается, так как пока не создана единая база данных по убыткам.
Начальник отдела страхования автотранспорта компании «Согласие» Рябцев Сергей отмечает, что такая база данных по автострахованию необходима, хотя бы потому, что с ее помощью можно вести историю страхователя, и вводить повышающие коэффициенты для убыточных страхователей. Более того, единая информационная база позволит бороться с мошенниками, профессионально занимающимися с мошенничеством. Выступая на конференции, посвященной страховому мошенничеству, заместитель генерального директора группы «АльфаСтрахование» Владимир Сорокин заявил, что каждый автовладелец в 2004 году заплатил в среднем 450 рублей на выплаты мошенникам. Автострахованию явно не хватает единой информационной базы по автокаско.
Впервые попытки создания подобной базы в Москве, отмечает заместитель генерального директора Московской Страховой Компании Александр Федонкин, предпринял Госстрах СССР: во второй половине 80-х годов участились случаи, когда автовладельцы одновременно страховались в нескольких инспекциях и соответственно получали несколько выплат по одному инсценированному страховому случаю. В 90-е годы предотвратить такую практику предпринимал Российский Союз Страховщиков, ВСС, Московская Ассоциация Страховщиков.
Сейчас же, как отметил заместитель генерального директора компании РЕСО-Гарантия Игорь Иванов, контроль за "двойным страхованием" обеспечивается требованием представления оригиналов всех справок и документов, подтверждающих факт страхового случая и оценку размера ущерба. Да и службы безопасности крупнейших страховых компаний давно наладили взаимодействие как с правоохранительными органами, так и между собой, поскольку профессиональные страховые мошенники подчас идут на весьма изощренные хитрости, чтобы обмануть страховщиков.
Заместитель генерального директора Страхового Дома ВСК Евгений Уфимцев считает, что, на сегодняшний день, да и в ближайшем будущем, появление единой информационной базы маловероятно. Причин здесь несколько и основной из них является то, что страховщики не очень охотно идут на взаимный обмен информационными базами, опасаясь, что недобросовестные конкуренты используют их для переманивания клиентуры. Такого же мнения придерживается и главный специалист отдела андеррайтинга ЦОП ОСАГО и автострахования компании «Уралсиб» Виктор Плетников: «Я считаю, что в ближайшее время создание такой базы на нашем рынке невозможно в связи с существующей конкуренцией. Формирование базы предполагает открытый доступ к информации о клиентах страховой компании, а ни один страховщик, на сегодняшний день, на это не пойдет».
Несмотря на тенденцию перехода страхового портфеля от одних страховых компаний к другим, особо ощутимого передела рынка в 2005 году вряд ли произойдет. Совокупная доля компаний, занимающих верхние строчки, вряд ли кардинально изменится. Особо заметные изменения произойдут в показателях компаний «второго эшелона».
Обзор DEDALINFO
-
Новости интернет-партнеров
Обрушение моста в Балтиморе окажет ограниченное влияние на перестраховщиков – Fitch -
Почитаем прессу
Річниця руйнівного землетрусу в Туреччині: як "звичайна домогосподарка" розкрила правду про загибель своєї родини -
Новости ДедалИнфо
Финансовое обеспечение презумпции виновности строителей в плане реализации качественного и успешного выполнения своих проектов.