Новости из России
01.12.2005
Сегодня прошла Интернет-конференция главы Росстрахнадзора И.Ломакина-Румянцева
30 ноября 2005 г. в 10:00 в компании "Гарант" началась интернет-конференция с руководителем Федеральной службы страхового надзора ЛОМАКИНЫМ-РУМЯНЦЕВЫМ Ильей Вадимовичем.
Тема конференции: "Структура и правовые основы деятельности рынка страхования в России. Современная ситуация на страховом рынке".
Конференция проведена компанией "Гарант".
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642).
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
В конференции приняли участие директор компании 'Гарант' Першеев Дмитрий Викторович, заместитель директора по внешним связям компании 'Гарант' Комарова Татьяна Юрьевна.
Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию с Руководителем Федеральной службы страхового надзора Ильей Вадимовичем Ломакиным-Румянцевым.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 330 'Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора' функции страхового надзора Минфина России были переданы Росстрахнадзору. Таким образом, был создан специальный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в сфере страхового дела в Российской Федерации, что говорит о значимости и увеличении роли страхования в развитии экономики страны.
Изменения, происходящие в государстве, подталкивают национальный страховой рынок изыскивать пути повышения устойчивости и укрепления позиций его субъектов. Сложившаяся ситуация такова, что только совместные усилия участников страхового рынка позволят обеспечить его динамическое развитие, а следовательно, и развитие экономики страны, и предоставление надежных финансовых гарантий страхователям. Для реализации возможностей, которые имеет страховой рынок России, необходимы благоприятные макроэкономические и правовые условия, а также активная государственная поддержка страховой отрасли.
Сегодня в ходе интернет-конференции мы попросим Илью Вадимовича ответить на вопросы интернет-аудитории, касающиеся последних тенденций развития страхового рынка в России, а также основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы в отрасли.
Добрый день, Илья Вадимович! Разрешите задать Вам первый вопрос.
Ведущий: Первый вопрос задает Лейбук Павел из Москвы. Законодательство о страховании постоянно обновляется. В базовый Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации "неоднократно вносились существенные изменения. Как Вы считаете, не назрела ли в настоящее время необходимость принять новый закон о страховании? Ведется ли какая-то работа в этом направлениях?
Ломакин-Румянцев И.В.: Спасибо большое за вопрос. Но прежде, чем ответить на него, я несколько уточню то, что Вы сказали в самом начале. Росстрахнадзор появился в России в 1992 году указом Президента, в 1997 году он был реформирован, а в 2004 году был реформирован еще раз. Но, тем не менее, большая часть специалистов занимается этим с 1992 году те, кто сейчас работает в Росстрахнадзоре. Что касается закона, он также появился в 1992 году, и с завидной регулярностью в него вносят те или иные изменения. Он сейчас похож немножко на лоскутное одеяло, особенно после введения в действие Гражданского кодекса. Конечно, было бы неплохо в течение ближайших нескольких лет вместе работать над 48 статьей Гражданского кодекса, статьей о страховании. Посмотреть в целом на возможность подготовки новой редакции. Такую работу, насколько я знаю, начал Всероссийский союз страховщиков. Надеюсь, в этой работе будут учтены ошибки прошлых периодов.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, по каким основным направлениям осуществляется страховой надзор? Спрашивает Виноградов Максим из Пензы.
Ломакин-Румянцев И.В.: В самой службе есть три основных управления, которые были созданы в соответствии с логикой и основными направлениями страхового надзора. Первое - это управление предварительного контроля, которое осуществляет анализ и оценку готовности тех или иных организаций к осуществлению страхования. В случае положительного решения выдается лицензия, дающая право осуществлять страховую деятельность по тем или иным видам страхования. Управление, которое занимается финансовым контролем и текущим надзором: оно осуществляет оценку финансового положения, финансовой устойчивости, платежеспособности страховых компаний, также управление занимается и тем, насколько добросовестно страховые компании выполняют требования законодательства. Еще существует управление, которое занимается сбором, сводом отчетности - статистической, бухгалтерской, позволяющей нам постоянно держать руку на пульсе этих самых страховых компаний, оценивать их текущее финансовое положение.
Ведущий: Этот вопрос поступил от Александры из Москвы. Здравствуйте! Прокомментируйте, пожалуйста, такое мнение: 1. Контроль за соблюдением законности в сфере страхового дела является прерогативой прокуратуры и правоохранительных органов. 2. Контроль (общий) в сфере страхового дела в России должна осуществлять СРО страховщиков. Есть ли место системе контроля Федеральной Службе Страхового Надзора? В чем смысл ее существования?
Ломакин-Румянцев И.В.: Спасибо, очень хороший вопрос. Федеральная служба страхового надзора выполняет функцию контроля специального страхового законодательства. В этом смысле прокуратура - это контролер над контролером. Она смотрит за тем, как мы контролируем соблюдение субъектами страхового дела нашего специального страхового законодательства. Что касается соотношения саморегулируемых организаций и надзора, пока у нас еще нет саморегулируемых организаций. Но Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков сегодня уже показывают, какими они должны быть, какими они могут быть. Это очень неплохие модели того, какими могут быть саморегулируемые организации в целом, не только в страховании.
Так вот, даже когда появятся саморегулируемые организации, для надзора место будет, и будет вот почему. Во всех странах надзоры, страховые надзоры возникали изначально с одной главной целью: для защиты интересов 'маленького' человека. Предполагалось, что клиенты компаний, страховых компаний далеко не всегда в состоянии оценить финансовую ситуацию в компании, далеко не всегда способны понять, какого качества услуги им предлагаются. Корпоративные клиенты могут нанять аудиторов, могут обратиться к рейтинговым агентствам и выбрать среди всех страховщиков, или всех тех, кто предлагает страховые услуги, наиболее надежные компании, могут провести необходимое исследование рынка. Граждане во всех странах, к сожалению, далеко не всегда обладают надлежащими знаниями, способностями, возможностями, в конце концов, обратиться к исходной статистике, проанализировать документы. И для того, чтобы защищать их интересы, в большинстве стран мира созданы органы страхового надзора.
Эти задачи и являются базовыми для нашей службы, которая будет их выполнять даже тогда, когда появятся саморегулируемые организации страховщиков. Мы, в какой-то степени, стоим по разные стороны баррикад со страховщиками и с их саморегулируемыми организациями.
Ведущий: Следующий большой блок вопросов связан с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Этот вид страхования затрагивает практически всех автомобилистов, и проблема волнует многих. Сгруппирую сразу несколько вопросов. Уважаемый Илья Вадимович! Расскажите, пожалуйста, о поправках в закон об ОСАГО, которые в декабре Минфин России планирует внести в правительство. Спрашивает Хороводов Михаил из Ижевска. В каком направлении предполагается совершенствовать законодательство по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Интересуется Жуков Григорий из Санкт-Петербурга.
Ломакин-Румянцев И.В.: Хороший вопрос. Конечно, правильнее было бы задавать его представителям Минфина России, а еще лучше депутатам Госдумы. Когда-то при обсуждении такого рода вопросов у меня вырвалась фраза: 'служба не комментирует законы, а контролирует их исполнение'. Она справедлива и в отношении тех проектов, которые сейчас готовятся. Но, тем не менее, я попробую ответить на этот вопрос.
Есть две основных группы поправок, которые сейчас обсуждаются. Первая связана с анализом правоприменительной практики, с тем, что выявлено по результатам рассмотрения многочисленных жалоб как со стороны пользователей этих услуг, так и со стороны страховщиков и органов госуправления. Закон об ОСАГО сложный, он был сложный во всех странах, судьба его была сложной во всех странах, писался он нелегко, и, конечно, в нем выявлено большое количество пробелов, противоречий, каких-то несоответствий. В качестве примера могу назвать уже почти хрестоматийную "дурку", о которой говорят все и вся вот уже, наверное, год с лишним. В законе существуют изъятия из страховых случаев, связанные с тем, когда ДТП происходит на так называемой внутренней территории организации. Нигде, ни в одном нормативном акте это понятие не раскрывается, каждый пытается домыслить сам. Я думаю, что даже если привлечь всех сотрудников компании 'Гарант', даже они не смогут понять, что же такое внутренняя территория организации. А вот эта неопределенность вызывает многочисленные судебные конфликты и существенно сказывается на том, насколько защищены интересы страхователей и застрахованных. Вот первое направление, по которым идет разработка поправок, связано с устранением вот таких неопределенностей, неточностей или противоречий.
Вторая группа изменений нацелена на развитие закона, развитие модели, которая позволит существенно снизить остроту конфликтов и повысить уровень защищенности интересов автовладельцев. Речь идет прежде всего о введении так называемого упрощенного порядка регистрации дорожно-транспортных происшествий в тех случаях, когда нет пострадавших, ущерб не наносится жизни или здоровью участников дорожно-транспортного движения. И оба участника или несколько участников согласились, что суммарный ущерб невелик, лимит при этом еще пока обсуждается. В этом случае можно будет фиксировать дорожно-транспортную ситуацию самостоятельно, не привлекая представителей службы автоинспекции, сотрудников автоинспекции. Таким образом, многочасовые ожидания и многокилометровые пробки, как мы надеемся, уйдут в прошлое.
Второе ключевое направление связано с прямым урегулированием убытков, так называемым европейским протоколом, когда пострадавший получит право обращаться не только в компанию, где был застрахован его обидчик, причинитель ущерба, но и в ту компанию, где он сам застрахован. Смысл понятен: компания, где он был застрахован, заинтересована в том, чтобы он продолжал оставаться ее клиентом, и постарается защитить его интересы наилучшим образом. Она произведет выплаты так, чтобы клиент не считал бы себя не справедливо обиженным. А в дальнейшем сама урегулирует взаимоотношения с компанией того автовладельца, который был причинителем ущерба. Вот, пожалуй, это основные блоки, которые я видел в поправках.
Ведущий: Если можно, уточните еще несколько деталей. Будут ли какие-то изменения, связанные с социальными гарантиями в этом законе? Этот вопрос поступил от Мишиной Виктории Игоревны из Москвы.
Ломакин-Румянцев И.В.: Откровенно говоря, пока не видел таких поправок. На мой взгляд, нужно, безусловно, учесть требования ветеранов, пенсионеров. Это то, что касается введения 'полиса выходного дня'. Действительно, у нас большое число наших автовладельцев пользуется автомобилем всего два раза в неделю - один раз, чтобы добраться до дачи в летний период, один раз, чтобы вернуться оттуда. И, конечно, их езда сопровождается существенно меньшими рисками. И можно, и нужно было бы рассмотреть возможность такого введения.
И, конечно, нужно было бы отладить (это не имеет прямого отношения к закону) систему компенсации для инвалидов, а может быть даже и распространить ее шире для тех, для кого автомобиль является по существу единственным средством передвижения, иногда и выживания. Я имею в виду компенсации за счет средств федерального бюджета, там были многочисленные проблемы в прошлом году, но это в большей степени относится к решениям на уровне постановления правительства, а не закона.
Тема конференции: "Структура и правовые основы деятельности рынка страхования в России. Современная ситуация на страховом рынке".
Конференция проведена компанией "Гарант".
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642).
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
В конференции приняли участие директор компании 'Гарант' Першеев Дмитрий Викторович, заместитель директора по внешним связям компании 'Гарант' Комарова Татьяна Юрьевна.
Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию с Руководителем Федеральной службы страхового надзора Ильей Вадимовичем Ломакиным-Румянцевым.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 330 'Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора' функции страхового надзора Минфина России были переданы Росстрахнадзору. Таким образом, был создан специальный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в сфере страхового дела в Российской Федерации, что говорит о значимости и увеличении роли страхования в развитии экономики страны.
Изменения, происходящие в государстве, подталкивают национальный страховой рынок изыскивать пути повышения устойчивости и укрепления позиций его субъектов. Сложившаяся ситуация такова, что только совместные усилия участников страхового рынка позволят обеспечить его динамическое развитие, а следовательно, и развитие экономики страны, и предоставление надежных финансовых гарантий страхователям. Для реализации возможностей, которые имеет страховой рынок России, необходимы благоприятные макроэкономические и правовые условия, а также активная государственная поддержка страховой отрасли.
Сегодня в ходе интернет-конференции мы попросим Илью Вадимовича ответить на вопросы интернет-аудитории, касающиеся последних тенденций развития страхового рынка в России, а также основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы в отрасли.
Добрый день, Илья Вадимович! Разрешите задать Вам первый вопрос.
Ведущий: Первый вопрос задает Лейбук Павел из Москвы. Законодательство о страховании постоянно обновляется. В базовый Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации "неоднократно вносились существенные изменения. Как Вы считаете, не назрела ли в настоящее время необходимость принять новый закон о страховании? Ведется ли какая-то работа в этом направлениях?
Ломакин-Румянцев И.В.: Спасибо большое за вопрос. Но прежде, чем ответить на него, я несколько уточню то, что Вы сказали в самом начале. Росстрахнадзор появился в России в 1992 году указом Президента, в 1997 году он был реформирован, а в 2004 году был реформирован еще раз. Но, тем не менее, большая часть специалистов занимается этим с 1992 году те, кто сейчас работает в Росстрахнадзоре. Что касается закона, он также появился в 1992 году, и с завидной регулярностью в него вносят те или иные изменения. Он сейчас похож немножко на лоскутное одеяло, особенно после введения в действие Гражданского кодекса. Конечно, было бы неплохо в течение ближайших нескольких лет вместе работать над 48 статьей Гражданского кодекса, статьей о страховании. Посмотреть в целом на возможность подготовки новой редакции. Такую работу, насколько я знаю, начал Всероссийский союз страховщиков. Надеюсь, в этой работе будут учтены ошибки прошлых периодов.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, по каким основным направлениям осуществляется страховой надзор? Спрашивает Виноградов Максим из Пензы.
Ломакин-Румянцев И.В.: В самой службе есть три основных управления, которые были созданы в соответствии с логикой и основными направлениями страхового надзора. Первое - это управление предварительного контроля, которое осуществляет анализ и оценку готовности тех или иных организаций к осуществлению страхования. В случае положительного решения выдается лицензия, дающая право осуществлять страховую деятельность по тем или иным видам страхования. Управление, которое занимается финансовым контролем и текущим надзором: оно осуществляет оценку финансового положения, финансовой устойчивости, платежеспособности страховых компаний, также управление занимается и тем, насколько добросовестно страховые компании выполняют требования законодательства. Еще существует управление, которое занимается сбором, сводом отчетности - статистической, бухгалтерской, позволяющей нам постоянно держать руку на пульсе этих самых страховых компаний, оценивать их текущее финансовое положение.
Ведущий: Этот вопрос поступил от Александры из Москвы. Здравствуйте! Прокомментируйте, пожалуйста, такое мнение: 1. Контроль за соблюдением законности в сфере страхового дела является прерогативой прокуратуры и правоохранительных органов. 2. Контроль (общий) в сфере страхового дела в России должна осуществлять СРО страховщиков. Есть ли место системе контроля Федеральной Службе Страхового Надзора? В чем смысл ее существования?
Ломакин-Румянцев И.В.: Спасибо, очень хороший вопрос. Федеральная служба страхового надзора выполняет функцию контроля специального страхового законодательства. В этом смысле прокуратура - это контролер над контролером. Она смотрит за тем, как мы контролируем соблюдение субъектами страхового дела нашего специального страхового законодательства. Что касается соотношения саморегулируемых организаций и надзора, пока у нас еще нет саморегулируемых организаций. Но Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков сегодня уже показывают, какими они должны быть, какими они могут быть. Это очень неплохие модели того, какими могут быть саморегулируемые организации в целом, не только в страховании.
Так вот, даже когда появятся саморегулируемые организации, для надзора место будет, и будет вот почему. Во всех странах надзоры, страховые надзоры возникали изначально с одной главной целью: для защиты интересов 'маленького' человека. Предполагалось, что клиенты компаний, страховых компаний далеко не всегда в состоянии оценить финансовую ситуацию в компании, далеко не всегда способны понять, какого качества услуги им предлагаются. Корпоративные клиенты могут нанять аудиторов, могут обратиться к рейтинговым агентствам и выбрать среди всех страховщиков, или всех тех, кто предлагает страховые услуги, наиболее надежные компании, могут провести необходимое исследование рынка. Граждане во всех странах, к сожалению, далеко не всегда обладают надлежащими знаниями, способностями, возможностями, в конце концов, обратиться к исходной статистике, проанализировать документы. И для того, чтобы защищать их интересы, в большинстве стран мира созданы органы страхового надзора.
Эти задачи и являются базовыми для нашей службы, которая будет их выполнять даже тогда, когда появятся саморегулируемые организации страховщиков. Мы, в какой-то степени, стоим по разные стороны баррикад со страховщиками и с их саморегулируемыми организациями.
Ведущий: Следующий большой блок вопросов связан с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Этот вид страхования затрагивает практически всех автомобилистов, и проблема волнует многих. Сгруппирую сразу несколько вопросов. Уважаемый Илья Вадимович! Расскажите, пожалуйста, о поправках в закон об ОСАГО, которые в декабре Минфин России планирует внести в правительство. Спрашивает Хороводов Михаил из Ижевска. В каком направлении предполагается совершенствовать законодательство по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Интересуется Жуков Григорий из Санкт-Петербурга.
Ломакин-Румянцев И.В.: Хороший вопрос. Конечно, правильнее было бы задавать его представителям Минфина России, а еще лучше депутатам Госдумы. Когда-то при обсуждении такого рода вопросов у меня вырвалась фраза: 'служба не комментирует законы, а контролирует их исполнение'. Она справедлива и в отношении тех проектов, которые сейчас готовятся. Но, тем не менее, я попробую ответить на этот вопрос.
Есть две основных группы поправок, которые сейчас обсуждаются. Первая связана с анализом правоприменительной практики, с тем, что выявлено по результатам рассмотрения многочисленных жалоб как со стороны пользователей этих услуг, так и со стороны страховщиков и органов госуправления. Закон об ОСАГО сложный, он был сложный во всех странах, судьба его была сложной во всех странах, писался он нелегко, и, конечно, в нем выявлено большое количество пробелов, противоречий, каких-то несоответствий. В качестве примера могу назвать уже почти хрестоматийную "дурку", о которой говорят все и вся вот уже, наверное, год с лишним. В законе существуют изъятия из страховых случаев, связанные с тем, когда ДТП происходит на так называемой внутренней территории организации. Нигде, ни в одном нормативном акте это понятие не раскрывается, каждый пытается домыслить сам. Я думаю, что даже если привлечь всех сотрудников компании 'Гарант', даже они не смогут понять, что же такое внутренняя территория организации. А вот эта неопределенность вызывает многочисленные судебные конфликты и существенно сказывается на том, насколько защищены интересы страхователей и застрахованных. Вот первое направление, по которым идет разработка поправок, связано с устранением вот таких неопределенностей, неточностей или противоречий.
Вторая группа изменений нацелена на развитие закона, развитие модели, которая позволит существенно снизить остроту конфликтов и повысить уровень защищенности интересов автовладельцев. Речь идет прежде всего о введении так называемого упрощенного порядка регистрации дорожно-транспортных происшествий в тех случаях, когда нет пострадавших, ущерб не наносится жизни или здоровью участников дорожно-транспортного движения. И оба участника или несколько участников согласились, что суммарный ущерб невелик, лимит при этом еще пока обсуждается. В этом случае можно будет фиксировать дорожно-транспортную ситуацию самостоятельно, не привлекая представителей службы автоинспекции, сотрудников автоинспекции. Таким образом, многочасовые ожидания и многокилометровые пробки, как мы надеемся, уйдут в прошлое.
Второе ключевое направление связано с прямым урегулированием убытков, так называемым европейским протоколом, когда пострадавший получит право обращаться не только в компанию, где был застрахован его обидчик, причинитель ущерба, но и в ту компанию, где он сам застрахован. Смысл понятен: компания, где он был застрахован, заинтересована в том, чтобы он продолжал оставаться ее клиентом, и постарается защитить его интересы наилучшим образом. Она произведет выплаты так, чтобы клиент не считал бы себя не справедливо обиженным. А в дальнейшем сама урегулирует взаимоотношения с компанией того автовладельца, который был причинителем ущерба. Вот, пожалуй, это основные блоки, которые я видел в поправках.
Ведущий: Если можно, уточните еще несколько деталей. Будут ли какие-то изменения, связанные с социальными гарантиями в этом законе? Этот вопрос поступил от Мишиной Виктории Игоревны из Москвы.
Ломакин-Румянцев И.В.: Откровенно говоря, пока не видел таких поправок. На мой взгляд, нужно, безусловно, учесть требования ветеранов, пенсионеров. Это то, что касается введения 'полиса выходного дня'. Действительно, у нас большое число наших автовладельцев пользуется автомобилем всего два раза в неделю - один раз, чтобы добраться до дачи в летний период, один раз, чтобы вернуться оттуда. И, конечно, их езда сопровождается существенно меньшими рисками. И можно, и нужно было бы рассмотреть возможность такого введения.
И, конечно, нужно было бы отладить (это не имеет прямого отношения к закону) систему компенсации для инвалидов, а может быть даже и распространить ее шире для тех, для кого автомобиль является по существу единственным средством передвижения, иногда и выживания. Я имею в виду компенсации за счет средств федерального бюджета, там были многочисленные проблемы в прошлом году, но это в большей степени относится к решениям на уровне постановления правительства, а не закона.
Материалы по теме:
15.02.2014:
Риск-менеджмент в России
16.11.2016:
ОСАГО получит телефонное право
30.03.2017:
Страховые выплаты догонят водителей