Новости из России

Страховка на старость
До конца года минздравсоцразвития должно представить на всеобщее обсуждение проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы на срок до 2050 года. Сегодня в Москве открывается международный семинар, на котором ведущие мировые и российские эксперты обменяются мнениями по проблеме.
У ключевых ведомств, отвечающих за модернизацию пенсионной системы, по-прежнему нет единого взгляда, какие параметры социальной защиты она должна обеспечивать и за счет каких ресурсов.
Между тем из 140 млн граждан России 40 млн, то есть каждый третий, - пенсионеры. Поэтому грамотно выстроенная пенсионная политика во многом обеспечивает социальную устойчивость в обществе. С 2002 года, когда была проведена реформа, страховая распределительная модель пенсионного обеспечения была дополнена накопительным элементом. Часть страховых платежей по-прежнему шла в "общий котел" солидарной системы, и средства эти распределялись на выплаты текущих пенсий. Вторая часть - сначала 2 процента, а теперь и все 6 процентов - отправлялась на индивидуальное накопление. Чтобы средства не обесценивались, их необходимо было инвестировать. За 10 прошедших лет была создана для этого вся необходимая инфраструктура: управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, выстроена соответствующая нормативная база.
Тем не менее среди российских политиков и чиновников уровня, на котором принимаются принципиальные решения, с самого старта пенсионной реформы так и не сложилось солидарной позиции, какой должна быть идеальная пенсионная конструкция. Поэтому почти сразу после реформы ее начали корректировать.
Через два года из накопительной схемы исключили работников среднего возраста. "Настраивали", то уменьшая, то вновь увеличивая, страховой тариф. Меняли правила и инструменты инвестирования накоплений. Параллельно с этой "настройкой" необходимо было постоянно индексировать выплачиваемые пенсии. В 2010 году было сделано беспрецедентное - почти в 1,5 раза - увеличение страховой части пенсий в результате валоризации. К тому же ее дополнили введением специальных социальных доплат до величины прожиточного минимума, которые финансировали бюджеты, а выплачивал Пенсионный фонд.
В результате пенсионеров удалось, наконец, вытащить из-за черты бедности. Однако расходные обязательства Пенсионного фонда резко возросли. Снизить дефицит было решено за счет роста ставки страховых отчислений, что и было сделано в 2011 году. Вся 10-процентная "прибавка" была направлена в солидарную часть пенсионной системы, на выплату текущих пенсий. Но практически сразу после повышения платежа под давлением бизнеса власти вновь "отыграли" назад. И на два будущих года действующий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды уменьшится с 34 до 30 проц., пенсионный - с 26 до 22 и даже 20 для некоторых групп предприятий, добившихся льгот.
Главная сложность принимать стратегические решения - в необходимости думать о будущем, не забывая о нынешних стариках. Сегодня Пенсионный фонд в течение года собирает страховых взносов на 1 триллион меньше, чем обязан выплачивать 40 миллионам пенсионеров. Недостаток по закону компенсируется из федерального бюджета. Вопрос расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений в фонд, либо сокращения его расходных обязательств, либо конструирования некой комбинации из этих двух основных способов сбалансировать пенсионную систему - один из ключевых моментов, которые предстоит решать в рамках стратегии.
Второй ключевой вопрос - будущее накопительного компонента. Помимо активизации личных мотивов к накоплению средств на старость и повышению ответственности граждан за свое будущее сторонники накопительной модели напоминают еще об одном важном моменте. Пенсионные накопления - это длинные деньги, которые можно инвестировать в развитие российской экономики. Инвестиции надежные, стабильные (поскольку пенсионные отчисления носят обязательный характер, и хочет того человек или не хочет, его работодатель отдает пенсионные взносы за него регулярно) и, в отличие от банковских кредитов, дешевые.
Но за 10 послереформенных лет накопились проблемы, проявились риски. Например, низкая доходность, которую показывают ряд УК и НПФ, необходимость защитить накопления от обесценивания при неблагоприятной конъюнктуре на инвестрынке (механизма пока не придумано). Продолжаются постоянные дискуссии по поводу, куда можно инвестировать пенсионные средства и куда не стоит, - так, чтобы сбалансировать риски и доходность.
Впервые о необходимости радикально модернизировать накопительный компонент минздравсоцразвития предложило в 2007 году. Прозвучала идея выделить накопление из обязательного (государственного) страхования, придав ему добровольный характер. Деньги "молчунов" (граждан, проигнорировавших свое право перевести накопления в частную УК или НПФ) предлагалось не направлять больше во Внешэкономбанк, а вернуть на финансирование страховой части пенсии. Уменьшив тем самым дефицит пенсионной системы. Тогда эту схему довести до конца не удалось. Но острые дискуссии о судьбе накопительного компонента продолжались и дальше. Идея пятилетней давности вновь нашла отражение в аналитическом докладе о будущем пенсионной системы, подготовленном минздравом в конце 2010 года. Страховые отчисления в размере 6 проц. от зарплаты, которые сейчас идут на накопление, предлагается оставить обязательными. Но при этом работники получат право самостоятельно решать: будут ли они копить с помощью частных институтов (УК и НПФ) или госуправляющего или вообще не захотят рисковать с инвестированием этих денег. И направят их в солидарную систему, на формирование страховой части своей трудовой пенсии.
Негосударственные пенсионные фонды, как и многие специалисты из экономического блока, принимают такую схему в штыки. В НАПФА заявляют, что подобные перемены фактически поставят на накопительной системе крест. Большинство будущих пенсионеров по-прежнему инертно. Мало кто реально разбирается в предлагаемых возможностях. Поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что средства "молчунов", которыми сегодня ведает Внешэкономбанк (это около 90 процентов всех работников), при предлагаемых коррективах вернутся в солидарную систему.
В минздравсоцразвития, впрочем, не видят в этом ничего страшного. Человек вправе сам решать: согласиться на "синицу" (страховую пенсию в рамках распределительной солидарной системы) или заключить договор о накоплении с УК или НПФ.
Так или иначе, в процессе работы над стратегией предстоит дать конкретный ответ на этот ключевой вопрос.
- позиция
- Трезвый расчет
- "Выплатной" закон тормозит программу софинансирования?
Ольга Заславская
Сейчас самая актуальная проблема - отсутствие закона "О выплатах накопительной части пенсии". Он до сих пор не принят. Осталось два месяца до начала выплат накопительной части, но "выплатной" закон прошел лишь первое чтение в Госдуме летом и проходит согласование в органах власти. Без принятия этого документа мы столкнемся с реальной социальной напряженностью, говорят в НПФ, поскольку порядка выплат накопительной части пенсии до сих пор нет, а значит, фонды не смогут назначать и выплачивать накопительную часть пенсии.
По оценкам экспертов, в 2012 году в негосударственные пенсионные фонды обратятся за получением накопительной части трудовой пенсии не менее 100 тысяч человек. В "ВТБ Пенсионный фонд" считают эти оценки заниженными, потому что только в этом фонде 21 тысяча человек "достигли пенсионных оснований".
"С отсутствием "выплатного" закона напрямую, на мой взгляд, связана и пробуксовка реализации закона "О софинансировании пенсий". Еще три года назад государство продекларировало замечательную идею - каждый гражданин может дополнительно вносить от 2 до 12 тысяч рублей в год, а государство будет довносить аналогичную сумму на его индивидуальный накопительный счет. До конца реализации программы осталось два года. Но россияне в большинстве своем не спешат в ней участвовать, - считает Вадим Сосков, генеральный директор Управляющей компании "КапиталЪ". - Трезвый расчет и осторожность заставляют медлить. Мол, деньги ты вносишь сегодня, а получать их будешь с момента начисления пенсии. Но если ты, получив первую пенсию, не дай бог, умираешь, вся сумма распределяется в "общем котле" и не возвращается наследникам".
Ко второму чтению в "выплатном" законе предусмотрено право "срочности" получения накопительной части пенсии - не в течение всего срока дожития, а в течение 10 лет. Данный порядок существенно увеличивает привлекательность накоплений с помощью системы государственного софинансирования. Появляется право наследования накопительной части пенсии и после ее начисления.
дискуссия
Копить смолоду
Смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов
Константин Угрюмов: Молодые должны самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
Дискуссия о состоянии и перспективах развития пенсионной системы продолжается с неослабевающей остротой. И это понятно. Государство постоянно решает одну из главных проблем социального общества - проблему достойных пенсий. В последнее время все громче звучат суждения о том, что в России вытесняется традиционная, солидарная система обязательного пенсионного страхования, когда собранные с работодателей текущие страховые взносы тут же распределяются среди тех, кто сейчас на пенсии. Эту систему, вроде бы успешно действующую еще с советских времен, якобы меняют на чуждые нам накопительные механизмы.
И вот здесь нужно вовремя остановиться, чтобы понять, о чем идет речь. Вопрос, по сути, стоит так: как обеспечить достойную пенсию нынешнему поколению пенсионеров и какую пенсию в перспективе получат молодые граждане. На первых ориентирована солидарная (распределительная) часть пенсионной системы, а вторые - молодые имеют, пожалуй, единственную возможность сформировать в процессе работы достойную прибавку к пенсии только за счет существования и развития накопительной составляющей в составе трудовой пенсии.
Я остановлюсь именно на молодом поколении граждан России, так как именно для их блага в пенсионной системе существует накопительный компонент.
Здесь сразу нужно заметить, что суть пенсионных накоплений как раз состоит в том, чтобы за счет капитализации страховых взносов обеспечить в будущем финансирование пенсий нынешнему молодому и среднему поколению, прежде всего в тот период, когда в силу неблагоприятной демографии "содержать" пенсионеров распределительным способом будет весьма проблематично. Именно это обстоятельство делает неизбежным приоритетом проблему развития иных, кроме распределительных, возможностей финансирования пенсий.
В этой связи нужно особо отметить, что в России идет процесс становления и укрепления системы, как раз базирующейся на функционировании двух способов формирования ресурсов для выплаты пенсий - распределительного и накопительного. Обратите внимание, речь идет не о замене или вытеснении одного другим, а об их сочетании.
Именно такая смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски, противостоять как экономическим, так и демографическим вызовам современности. И она уже доказала свою жизнеспособность в кризисных условиях.
Безусловно, в современных экономических условиях проблемы испытывают пенсионные системы абсолютно всех стран мира. Но сейчас речь идет о России. Конечно, можно государственным декретом узаконить абсолютно любую конструкцию пенсионной системы, исходя из сиюминутных, в основном, политических соображений. Вот только хотелось бы, чтобы, обсуждая конструкцию пенсионной системы, не забывали слово "экономика", без развития которой существование любой пенсионной системы ждет плачевный результат. Сегодня речь идет практически о модели будущего развития страны. Солидарная (распределительно-уравнительная) пенсионная система понятнее и ближе чиновникам социального блока. Во-первых именно эти чиновники и абсолютное большинство так называемого ученого сообщества социальной сферы были идеологами и модернизаторами такой системы много десятков лет. Во-вторых, в распределительной системе думать не нужно, в ней все очень просто: собрал деньги и тут же распределил, собрал и распределил вроде как по справедливости, а на деле - всем поровну.
Наша экономика нуждается в мощном внутреннем инвестиционном потенциале. На самом высоком уровне призывают зарубежные инвестиции в развитие страны. При этом огромный инвестиционный потенциал пенсионной системы используется крайне слабо.
Уже сейчас в государственной управляющей компании и негосударственных пенсионных фондах аккумулированы триллионы рублей. Их грамотное вложение могло бы стимулировать экономику. Это не пустое прожектерство, именно так основными драйверами экономического роста в зарубежных странах выступают пенсионные накопления, а основными инвесторами - частные пенсионные фонды.
Это взаимосвязанный процесс. Деньги вкладываются в реальную экономику, экономика растет и генерирует прибыль - прежде всего на счета конкретных граждан, чьи деньги участвуют в инвестиционном процессе, их становится больше. Разве не такая страна нам нужна? Для этого нужно совсем немного: грамотно достроить пенсионную систему без "комиссарских" конфискационных порывов. И все условия для этого есть.
Отмечу, что совокупные активы только негосударственных пенсионных фондов в настоящее время достигли 1,1 трлн рублей, из которых свыше 301 млрд рублей - накопления в рамках обязательного пенсионного страхования.
В современных социально-экономических условиях эти деньги должны работать в интересах молодого, социально активного населения России. 11 млн человек в НПФ - это около 23% тех, на чьи пенсионные счета зачисляются накопительные взносы, т.е. тех застрахованных, кто реально формирует пенсионные накопления. Эти люди уже не хотят зависеть от обещаний чиновников установить "справедливый" порядок распределения пенсионных средств на основе неких новых формул, которые, по сути, обрекают молодое поколение на те же проблемы, что сегодня в России имеет поколение людей, заслужившее пенсионные права в прошлом веке.
Характерно, что чуть ли не главными критиками существующей системы выступают представители министерства, которые сначала разрабатывали основные параметры действующей пенсионной системы, а потом в течение почти десяти лет саботировали разработку нормативно-правовых документов, которые должны были появиться еще несколько лет назад в развитие законов, принятых в 2001 году, но не появились до сих пор и на чьей совести лежат "белые пятна" в нормативно-правовом регулировании накопительного компонента.
Генеральная прокуратура по итогам проверки негосударственных пенсионных фондов указала в своем письме президенту Российской Федерации, что за десять лет так и не решены важнейшие вопросы существования накопительного компонента: отсутствует система гарантий прав застрахованных лиц, не определен даже принцип сохранности пенсионных накоплений, что в период кризиса привело к разному пониманию начисления результатов инвестирования в государственном и негосударственных пенсионных фондах, нормативно не установлены механизмы формирования резервов и покрытия возможных отрицательных результатов инвестирования. До настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий порядок финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, не установлен механизм накопительных выплат негосударственными пенсионными фондами, что препятствует реализации прав граждан.
Исправить все эти "прорехи" несложно. Нужно только не пытаться разрушить действующую пенсионную систему, чтобы покрыть свое бездействие в течение многих лет, ратуя за возвращение в "собес" и всеобщую пенсионную уравниловку, а выполнять свои функциональные обязанности и закончить разработку нормативно-правовой базы пенсионной реформы, начатой по инициативе президента Российской Федерации в 2001 году. Главное, чтобы нынешнее молодое и среднее поколение людей не оказалось через 20 лет в том же положении, в каком находится старшее поколение россиян. Молодые должны иметь возможность не зависеть от прихоти чиновников, а самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
экспертное мнение
Вторая опора
Негосударственные пенсионные фонды - это возможность достойно жить за свой счет и гражданам, и стране в целом
Елена Сухорукова, исполнительный директор НПФ "Благосостояние"
Елена Сухорукова: Роль, которую НПФ могут сыграть в развитии экономики, трудно переоценить.
В последнее время очень радует тот факт, что о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) наши граждане начинают говорить все активнее. Пусть даже в таком ключе, мол, не переоцениваете ли вы, уважаемые НПФ, свои возможности? А не слишком ли круто вы, участники пенсионного рынка, заявляете свою роль в экономике?
Индустрии НПФ в России в следующем году исполнится всего 20 лет в отличие от давно функционирующей системы негосударственного пенсионного обеспечения, например, в США, где первые НПФ появились в 30-е годы прошлого века. Идея создания негосударственных пенсионных фондов в России принадлежит, как ни странно, государству, а не частной инициативе. И то, что о нас, как о серьезных социально-финансовых институтах, начали говорить только последние несколько лет, является следствием постепенной смены ментальности нашего общества в сторону формирования правильной финансовой культуры самостоятельных накоплений, а это не может не радовать.
На сегодняшний день НПФ (а это уже более 1,1 трлн совокупных пенсионных активов и 18 млн клиентов) выполняют две важнейшие общественных функции - они создают гарантированный источник финансирования будущих пенсий граждан (плюс к традиционной для нашей страны распределительной составляющей) и одновременно формируют инвестиционный фонд, который может использоваться государством для финансирования долгосрочных программ развития экономики.
Почему эти две задачи сейчас так важны и почему роль НПФ будет возрастать и дальше? Во-первых, традиционная распределительная система крайне зависима от объективной демографической ситуации: если численность работающего населения снижается (а она объективно будет снижаться) по сравнению с растущим числом пенсионеров, это неизбежно приводит к росту налоговой нагрузки на каждое следующее поколение работников. Причем и рост страховых тарифов, и увеличение пенсионного возраста как решение возможны лишь в разумных пределах и являются временными, сути проблемы не устраняя. Так что нынешние работники без самостоятельного формирования пенсионных накоплений рискуют в будущем остаться материально незащищенными - с пенсиями еще более мизерными даже по сравнению с нынешним уровнем.
Таким образом, пенсионные накопления - это вторая опора (первая - страховая часть пенсии), на которой держится сбалансированная пенсионная система и без которой эта система грозит уже в недалеком будущем обрушиться.
Вторая функция НПФ - формирование инвестиционного источника для национальной экономики - еще более утилитарная, но, к сожалению, в нашей экономике в полной мере пока не используемая. Конечно, государство, взяв курс на модернизацию, прекрасно осознает, что любые нано- и просто новые технологии требуют огромных и долгосрочных финансовых вливаний. Только почему-то чиновники под этими вливаниями понимают исключительно приток длинных иностранных денег, которые в итоге загоняют страну в добровольную зависимость от волнений на мировых рынках. Хотя в большинстве развитых государств основным инвестиционным источником для национальной экономики являются накопления собственного населения. И в первую очередь пенсионные накопления, которые по своей природе являются идеальным источником финансирования долгосрочных промышленных или инфраструктурных проектов, обеспечивающих к тому же реальную долговременную доходность нашим клиентам, а также сохранность вложенных средств.
Действительно, сложно представить, куда может исчезнуть платная скоростная магистраль, строящаяся в Санкт-Петербурге, которая, безусловно, будет активно эксплуатироваться и приносить доход вне зависимости от взлетов-падений фондового рынка. Или, например, другой проект, опять же нашего НПФ (НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ"), а мы на рынке все практики и привыкли оперировать конкретными вещами, ссылаясь на собственный опыт, - строительство энергоцентра "Майский" в Республике Татарстан. Энергоцентр, запущенный в работу в начале осени, на сегодняшний день является крупнейшим в России объектом малой энергетики, реализованным в рамках государственной программы энергоснабжения. А поскольку он снабжает энергией огромный тепличный комбинат, то получается, что наши граждане уже сегодня на формируемые в будущем собственные пенсионные накопления могут питаться экологически чистой продукцией, выращиваемой комбинатом, притом по приемлемым ценам благодаря снижению себестоимости продуктов за счет сокращения комбинатом затрат на энергоресурсы.
В этом смысле роль, которую НПФ могут сыграть в развитии экономики, трудно переоценить: финансируя государственные проекты, НПФ одновременно помогают государству и обеспечивают для своих клиентов безусловную сохранность и гарантированный прирост их пенсионных накоплений, то есть в конечном счете достойный уровень жизни в пенсионном возрасте.
Источник: Страхование в России