Рейтинговые агентства

В результате пересмотра оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) Российская Федерация переведена из группы 8 в группу 7
РЕЗЮМЕ
Мы изменяем оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment — BICRA) Российской Федерации в соответствии с обновленной методологией Standard & Poor's.
Мы повышаем оценку BICRA для Российской Федерации, переводя эту страну из группы 8 в группу 7.
Мы пересматриваем нашу оценку экономического риска с «8» на «7» и присваиваем Российской Федерации оценку отраслевого риска «7».
ПЕРЕСМОТР ОЦЕНКИ BICRA
9 ноября 2011 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s повысила оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) Российской Федерации, переведя страну из группы 8 в группу 7. Мы пересматриваем нашу оценку экономического риска с «8» до «7» и присваиваем Российской Федерации оценку отраслевого риска «7».
ОБОСНОВАНИЕ
Мы провели анализ банковского сектора Российской Федерации (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: BBB/Стабильный/A-3; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA) в соответствии с обновленной методологией присвоения оценки BICRA. В соответствии с нашими критериями методология BICRA определяется как система, «разработанная для оценки и сравнения банковских систем разных стран». Анализ BICRA в рамках каждой отдельной страны охватывает финансовые институты, как имеющие, так и не имеющие рейтингов, которые принимают вклады, выдают кредиты или совмещают оба вида деятельности. В соответствии с градацией BICRA страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских системах — от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с наибольшими рисками). Помимо России, к группе 7 относятся Болгария, Индонезия, Ирландия, Марокко и Филиппины.
Оценка экономического риска «7» отражает наше мнение о том, что Россия подвергается высокому риску нарушения экономической устойчивости, среднему риску возникновения экономических дисбалансов и очень высокому кредитному риску в экономике (в соответствии с определениями, приведенными в критериях).
Ожидаемые темпы роста экономики России оцениваются как умеренные ввиду сильной зависимости от сырьевых ресурсов, неконкурентоспособности производственного сектора и низких темпов проведения экономических реформ. Динамика роста сильно зависит от цен на нефть, в меньшей степени — от цен на другие сырьевые товары. Быстрый рост кредитования, отмечавшийся в первое десятилетие после кризиса и суверенного дефолта (1998 г.), прекратился во время рецессии (2008 г.) и в последующий период (2009-2010 гг.), отмеченный реструктуризацией кредитов, сокращением иностранных заимствований и активной государственной поддержкой банков и промышленных компаний.
Объемы кредитования вновь возросли в 2011 г.; по нашим оценкам, реальный рост выдаваемых кредитов в этом году составит 10% относительно показателя 2010 г. С начала кризиса (конец 2008 г.) упали цены на жилье; спад отмечался и в секторе коммерческой недвижимости, при этом некоторые проекты были реструктурированы. В настоящее время, как и ранее, Россия имеет профицит по счету текущих операций.
В стране отмечаются сравнительно низкие уровни задолженности юридических и физических лиц, о чем свидетельствует отношение банковских кредитов, выданных частному сектору и нефинансовым государственным организациям, к ВВП: по оценкам, в конце 2011 г. оно составит 43%. Объем дополнительных прямых заимствований крупных корпораций на международных рынках капитала снизился после 2008 г., но все еще значителен (10-20% ВВП). Очень высокий кредитный риск связан с большим процентом валютных кредитов, низкой кредитоспособностью неэкспортных отраслей экономики, а также слабостью и несовершенством российской правовой системы, создающими неопределенность в отношении перспектив взыскания задолженности.
Оценка отраслевого риска «7» отражает очень высокие, по нашему мнению, риски институциональной системы России и высокие риски, связанные с качеством конкурентной среды и ресурсной базой банковского сектора (в соответствии с определениями, приведенными в критериях).
С нашей точки зрения, регулирование в России действует таким образом, что банки лишь формально отвечают требованиям регулирующих органов, обходя их по существу. Неожиданная передача Банка Москвы под управление Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2011 г. после приобретения 46% его акций государственным Банком ВТБ (ВВВ/Watch Негативный/А-3; рейтинг по национальной шкале: ruAAA/Watch Негативный) и последующие неоднократные проверки свидетельствуют о слабости российской системы банковского надзора (впоследствии — 30 сентября 2011 г. — ВТБ приобрел контрольный пакет Банка Москвы). Тем не менее мы считаем, что действия государственных органов страны во время кризиса 2008-2009 гг. были более эффективными, чем в докризисный период.
Для российских банков характерна невысокая готовность к принятию рисков, о чем свидетельствуют их прибыльность (сопоставимая с прибыльностью других секторов экономики), простота предлагаемых продуктов и относительно небольшие размеры в сравнении с корпоративным сектором, где доминируют крупные энергетические и горнодобывающие компании. Банки дифференцированно подходят к клиентам, предлагая более слабым заемщикам более высокие ставки. Банковская маржа (до отчисления в резервы) относительно велика, что позволяет производить отчисления на расходы по кредитным рискам, которые в России обычно высоки. Однако доминирующее положение государственных банков, прежде всего Сбербанка России и Банка ВТБ, искажает условия конкуренции, ограничивая кредитоспособность частных банков.
После финансового кризиса и рецессии 2008-2009 гг. объем вкладов физических лиц значительно увеличился. За прошедшее десятилетие он вырос в 20 раз (с 500 млрд руб. в 2000 г. до 10,8 трлн руб. по состоянию на 31 августа 2011 г.) и сейчас почти сравнялся с объемом депозитов корпоративных клиентов. Вследствие финансового кризиса 2008-2009 гг. в банковском секторе существенно снизился уровень заимствований в форме иностранных синдицированных кредитов и облигационных займов. Это позитивно повлияло на структуру фондирования, в которой увеличилась доля клиентских средств, но мы отмечаем их высокую стоимость и нестабильность. Привлечение рублевых вкладов на продолжительные периоды (более трех лет) остается сложной задачей, поэтому по-прежнему высок спрос на более долгосрочные кредиты в иностранной валюте.
Меры правительства по обеспечению банковского сектора ликвидностью в период кризиса 2008-2009 гг. оказались эффективными. В 4-м квартале 2011 г., во время ухудшения ситуации на рынке, Центральный банк Российской Федерации значительно увеличил объем обеспеченных кредитов, выдаваемых банкам.
Фактический уровень убытков во время сложного периода — 8-процентного спада, отмечавшегося в 2009 г., и в дальнейшем — оказался ниже первоначальных прогнозов, сделанных в 2009 г., а восстановление банковской системы шло быстрее, чем ожидалось. В 2009-2010 гг. российские банки создали значительные резервы на возможные потери по кредитам, позволяющие покрыть потенциальные убытки в случае новой рецессии. Во всей банковской системе уровень потерь по кредитам в 2010 г. (для его измерения использовалось отношение «вновь созданные резервы на потери по кредитам / общая ссудная задолженность») составил приблизительно 2,5%, а не 4,7%, как мы первоначально считали. По нашим оценкам, в целом в 2011 г. уровень резервов в российской банковской системе по-прежнему будет снижаться, а совокупный чистый доход будет выше, чем в 2010 г., несмотря на 30-процентное падение рынка акций в 3-м квартале этого года. Во время и после рецессии российские банки реструктурировали значительную часть корпоративных кредитов — по нашим оценкам, 10-25%.
Мы относим Правительство Российской Федерации к правительствам, готовым оказать поддержку своему банковскому сектору. После финансового кризиса 2008 г. его действия в отношении финансовых институтов, испытывающих трудности, стали более предсказуемыми и эффективными. Например, правительству удалось организовать передачу нескольких банков, находящихся на грани дефолта, под управление АСВ и государственных финансовых институтов, таких как Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Стабильный/А-3; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2). Введение системы страхования вкладов в 2004 г. и частое привлечение АСВ для внешнего управления проблемными банками способствуют повышению доверия к банковской системе.