Почитаем прессу
Нужно ли покупать страховку КАСКО для подержанного автомобиля, даже если таковой уже не выпускается
Почти каждый уверен, что новые модификации таких же авто – тупик инженерной мысли или в лучшем случае «слепое» копирование предыдущей версии, только «намного дороже». Надо сказать, что иногда с ними трудно не согласиться, особенно в двух часах ходьбы до ближайшей остановки общественного транспорта. Тем не менее, по меркам неизбалованных украинских автолюбителей, даже 10-летнее авто выглядит относительно свежо и современно. А в случае безупречного ухода и аккуратного вождения — так и подавно. Но стоит ли в таком случае страховать не слишком новый автомобиль по программам КАСКО и во сколько это обойдется?
Эволюция рисков
Обычно в страховании КАСКО заинтересованы владельцы новых авто. Их логика понятна. По нынешним меркам, машина из автосалона уже не только средство передвижения. И каждому покупателю, потратившему энную сумму, хочется минимизировать возможные потери, особенно при недостатке опыта вождения или вообще его отсутствии. Кроме того, «свеженькие» автомобили быстро попадают в поле зрения асоциальных личностей, успешно перераспределяющих нажитое добро в пользу третьих лиц.
В дальнейшем, по мере «взросления» авто, интерес владельцев к КАСКО начинает снижаться, и многие ограничиваются только требуемой по закону автогражданкой. Особенно если удалось избежать неприятностей на дороге.
Иногда такой подход вполне оправдан. Например, машина используется редко, ночует в гараже или на охраняемой стоянке, а сам владелец предпочитает спокойный стиль езды.
Совсем другое дело, когда на машине приходится проводить по несколько часов в день, нередко попадая в пробки, а основное место стоянки – во дворе или на тротуаре. В этом случае страховой защитой лучше не пренебрегать.
Во-первых, уровень культуры вождения за последние годы существенно снизился. Правила дорожного движения для многих водителей носят лишь декларативный характер. По статистике, количество ДТП на дорогах за первое полугодие 2016-го увеличилось более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.
Автомобиль может получить повреждения, даже не выезжая на дорогу. В крупных городах почти все дворы и бесплатные стояки переполнены. Нередко вмятины появляются от не слишком удачливых маневров новичков за рулем, которые едва ли будут дожидаться появления владельца пострадавшего авто, сгорая от нетерпения компенсировать убытки.
Во-вторых, автомобили все чаще угоняют или разворовывают. Здесь тоже статистика выглядит далеко не многообещающе. Например, в Киеве в I квартале увели 475 авто против 418 годом ранее. Рост 13%. И что не менее важно – только 20% похищенных машин были найдены полицией.
Угоняют почти все, что только можно. Даже самые дешевые автомобили. И чаще всего уводят машины, оставленные во дворах. Хотя есть случаи краж и на стоянках. Скажем откровенно: ни охранник, ни компания, владеющая стоянкой, едва ли понесут хоть какую-то ответственность. Посему, если есть что терять, то без страховки все же не обойтись. Даже если машина уже не слишком новая.
Усталость металла
Многие страховые компании декларируют возможность застраховать авто по КАСКО не старше 10 лет, а некоторые, например «АХА Страхование», – до 15. Учитывая рост рынка подержанных машин и сокращение парка новых из-за падения благосостояния населения, страховщикам придется все больше уделять внимания именно этому сегменту потенциальных клиентов. Тем более что тренд на увеличение числа б/у-шных авто сохранится как минимум в ближайшие несколько лет. Парламент снизил таможенные акцизы при импорте подержанных иномарок, а многие автодилеры помимо программ трейд-ин начали активно развивать посреднические услуги по продаже видавшей виды техники.
В отличие от владельцев новых машин, собственники поддержанных едва ли станут покупать дорогие страховые полисы. Это прекрасно понимают страховщики, предлагая таким клиентам бюджетные страховые продукты. Их можно разделить на два типа.
Первый предусматривает защиту от всех основных рисков, в том числе ДТП и угона. Но при этом вводятся весьма существенные франшизы. Скажем, по краже авто —10%, полной гибели — 10%, ДТП — 5%. Такой полис не будет дорогим, не более 5% страховой суммы, но он не сможет защитить от мелких повреждений, которые встречаются чаще всего. В то же время можно спокойно оставлять машину где угодно и когда угодно, не переживая, что ее угонят.
Страховая компания | Максимальный возраст машины, лет |
---|---|
АХА Страхование | 10 и 15 (разные программы) |
Альфа Страхование | 10 |
ИНГО Украина | 8 |
PZU Украина | 10 |
Универсальная | 9 |
Провидна | 15 |
ТАС | 10 |
Княжа | 10 |
ПРОСТО-страхование | 10 |
Второй вариант: страховка предусматривает выплаты только в случае ДТП или угона и полной гибели. Если речь идет о защите при авариях, то изначально определяется максимальный размер возмещения (страховая сумма), который не привязан к стоимости автомобиля. Обычно не более 100 тыс. грн. Здесь уже франшизы могут быть и нулевыми, а стоимость полиса не превысит 4 тыс. грн. Такой вариант страховки подойдет тем, кто часто ездит, но при этом оставляет машину на охраняемой стоянке. Обычно страховщики предлагают полисы без рисков угона, полного уничтожения и противоправных действий третьих лиц для машин в возрасте 10-15 лет.
Если говорить о полисах, предусматривающих выплаты только при угоне и полной гибели, то франшиза может достигать 10%. Но зато стоимость полиса не превысит 2% стоимости авто. Такая себе альтернатива платной стоянке.
Одно из популярных заблуждений: выплаты по КАСКО для подержанных машин проводятся с учетом износа, который может достигать 50% и выше стоимости новых деталей. В реальности так бывает далеко не всегда. У каждой компании существуют свои нюансы при страховании подержанных авто, и без подробного знакомства с текстом страхового договора лучше не спешить ставить свою подпись.
Источник: Личный счет