Наши публикации

Размер текста
19.01.2015

Тренажеры для летного и технического состава

В начале 90-х годов газета "Народная Армия" в рубрике "На полигонах, в лабораториях НАТО" опубликовала мою статью о развитии тренажерных комплексов для обучения летчиков Военно-воздушных Сил США управлению самолетами F-16.

Она интересна в историческом плане, так как прослеживаются этапы конкуренции между двумя направлениями компьютерных технологий, Apple и IBM. Эти два направления сказались на развитии наших базовых моделей компьютеров серии ЕС, а также тренажерных комплексов как для летного, так и технического составов. Наличие подобных тренажеров позволило бы нашим летчикам сохранить и поддерживать свои летные навыки на достойном уровне, в условиях существующих ограничений на керосин в 90-е годы. Например, годовой налет летного состава в ВВС Украины составлял в тот период 30-40 часов, что в 10 раз было меньше, чем до провозглашения независимости Украины.

 


В ПОЛЕТ... НА КОМПЬЮТЕРЕ,
ИЛИ о ВНЕДРЕНИИ НОВЕЙШИХ ТРЕНАЖЕРНЫХ
СИСТЕМ В ВВС США

В лаборатории ВВС США (г. Армстронг) создан мобильный (весом 600 кг) и недорогой (менее 1 млн. долларов) тренажёрный комплекс для самолета F-16C, который будет иметь каждая эскадрилья ВВС США. Наличие такого тренажера даст возможность летчикам многократно повторять последовательность действий в полете и оттачивать свое летное мастерство. В несколько удлиненном, чем кабина F-16, пространстве (5 на 6 футов) размещен многофункциональный тренажер (МФТ), который включает рабочее место инструктора и компьютеры для моделирования работы бортовых систем самолета и воздушной обстановки. Отмечается, что общий вид приборов и оборудования, их функциональные возможности и управляющие воздействия очень схожи с реальной обстановкой в кабине самолета F-16C. Тренажер не содержит в своем составе конкретных блоков авионики. Компьютеры моделируют функции этого оборудования. Это позволило свести на нет количество оборудования и создать облегченный тренажерный комплекс. 600 МБайтный жесткий диск обеспечивает всю необходимую внешнюю память.

В МФТ используется широкий набор систем отображения информации. Так, один дисплей позволяет моделировать ситуации в надкабинном пространстве, три других 19-дюймовых дисплея обеспечивают отображение ситуаций, складывающихся в 120-градусном пространстве передней полусферы, что позволяет эффективно тренировать летчиков при решении большинства задач.

Использование данной концепции построения тренажера применительно к другим типам самолетов может обеспечить большой рынок для МФТ.

Естественно, возникает вопрос: а какие компьютерные средства позволили реализовать такие прекрасные возможности.

Совершим маленький экскурс в историю, чтобы понять ситуацию сегодняшнего дня.

Конец 70-х годов. Рынок персональных компьютеров буквально взорвался с приходом великолепно сконструированного компьютера Арр1е. Но неудачи с последующими моделями позволили фирме IВМ выбросить на рынок свой собственный персональный компьютер, сравнительно дешевый и завоевать самый быстрорастущий рынок сбыта компьютеров — деловой сектор. Это позволило ей догнать «Арр1е» и стать крупнейшим в мире производителем микрокомпьютеров. Но со временем стало намечаться некоторое отставание, связанное со старением операционной системы и архитектуры микропроцессоров.

По мере усложнения задач, выдвигаемых пользователями компьютеров («дружественный» интерфейс, действующий по принципу «включи и попробуй», удобство работы с файлами, быстродействие в графическом режиме и при запоминании и обработке изображений), все более остро ощущается разработчиками IВМ-совместимых компьютеров дыхание в спину конкурирующих фирм. В январе 1984 года поступила в продажу новая модель персонального компьютера «Макинтош» (наименование одного из сортов американских яблок). Эта модель представляла уменьшенный и недорогой образец «Лизы». Этот удобный и «симпатичный» компьютер обратил на себя внимание прессы и общественности. Это был вызов фирмы «Аррlе» всемогущей IВМ, противостояние молодости и идеализма корпоративной мощи и размаху. Далее пошли серии еще более улучшенных моделей «Макинтоша» на базе микропроцессора 68030.

Однако вернемся снова к тренажерам. Потребность в них обнаружилась не только для подготовки летного состава, но и для обучения технического состава строевых частей и привития им навыков эксплуатации авионики самолетов. Зарубежные специалисты отмечают, что из-за непрерывного роста сложности авионики самолетов как военного, так и гражданского назначения, а также ужесточения требований к срокам подготовки наметилось кризисное состояние в организации ее технического обслуживания. Например, время подготовки перспективного самолета АТF к повторному полету должно составлять 15 минут, в то время как для самолетов F-15 и F-16 это время составляет 35 и 27 минут, соответственно. Временные же затраты на локализацию места отказа в 2—2,5 раза превышают затраты на замену отказавшего блока. Если учесть, что последние составляют 5— 10 минут, то очевидно, что традиционные методы обучения не позволят обеспечить выполнение приведенного выше требования.

Внедрение тренажерных систем для подготовки специалистов по эксплуатации самолетов вызвано также углублением противоречий между постоянным ростом сложности авионики и настоятельной необходимостью снижения требований к квалификации обслуживающего персонала, что обусловлено целым рядом факторов, таких, как:

 

  • разнообразие авионики, которая может существенно отличаться друг от друга, как по конструктивному построению, так и по принципу действия;
  • довольно частая смена обслуживающего персонала в связи с переменой места службы. Передача же знаний от высококвалифицированных специалистов другим лицам является трудоемким, длительным и дорогостоящим процессом;
  • отсутствие у обслуживающего персонала достаточной практики, поскольку, несмотря на усложнение современной авионики, наблюдается тенденция увеличения среднего времени его безотказной работы. Вследствие этого специалисты будут, как правило, иметь дело с отказами, которые до этого не встречались, что существенно увеличивает время на их локализацию.

Тренажерные системы, построенные по технологии искусственного интеллекта, дозволяют в значительной мере разрешить указанное выше противоречие, поскольку в них используется интегральный опыт многих специалистов и дают возможность значительно ускорить процесс передачи знаний вновь прибывшему личному составу, используя их в режиме обучения, тренажа и контроля знаний.

Необходимость в тренажерах как для летного, так и технического состава ВВС Украины ощущается сейчас как никогда, особенно в условиях резкого сокращения полетов в строевых частях. В связи с этим быстро теряются накопленные годами навыки управления самолетом и эксплуатации его авионики в наземных условиях техническими экипажами.

В настоящее время, когда наша молодая республика закладывает основу своей государственной политики в области информационных технологий, требуется тщательная, взвешенная оценка ситуации на мировом рынке. Ведь уже в истории экс-Союза мы имели такую ошибку, когда взяли модель IВМ-360 в качестве основы своих ЭВМ серии ЕС, забыв о другой, собственной ветви развития — машины БЭСМ. Не совершить бы ее повторно. Ведь ошибка в фундаменте может привести к развалу всего здания.

Эти две ветви развития компьютеров могут успешно сосуществовать. Специалисты в области компьютерной технологии сделали свой выбор. Думаю, следует решиться на революционные преобразования в деле компьютеризации страны и государственным мужам, определяющим политику в электронике, как в гражданской, так и в военной сферах в Украине.   

Полковник
Ибрагим ГАБИДУЛИН, старший преподаватель
Киевского  института ВВС, кандидат технических, доцент

Источник: Дедал Инфо
 

Обзор DEDALINFO